Материал подготовила пресс-служба администрации Курахского района
Хочу рассказать о жизни одной женщины, которая всю жизнь отдала труду для других, горела для других, созидала для других. О женщине-праведнице Марият из Хпюка Курахского района.
Марият Джамалова родилась в 1905 году в селе Хпюк Курахского района. Ее жизнь началась с трагедии: вскоре после ее рождения погиб отец, Рамазан. Он работал строителем, и на него упал большой камень. Мать Марият, Шагумага, была родом из села Куркент Сулейман-Стальского района. По обычаю, того времени, вдову должны были отправить к родственникам или выдать замуж за другого. Но Шагумага, несмотря на давление со стороны брата покойного мужа, который пытался ее выгнать, осталась в селе одна с маленькой дочкой. Она не уехала и не вышла замуж вторично.
Марият рассказывала, как однажды больная мать лежала в холодном доме и просила пить, но девочка была так мала и слаба, что даже не могла сдвинуть с места кувшин с водой. Когда девочке исполнилось три года, ее мать, не выдержав тяжелых испытаний, тоже скончалась.
Ее взял на воспитание брат отца, дядя Амай. Он был честным человеком, работал старостой села, и семья жила зажиточно. Дядя хорошо заботился о племяннице. Однако после смерти его жены он женился во второй раз, и новая жена дяди стала плохо относиться к Марият.
Долгими злыми зимними ночами в своей комнате на плоской земляной крыше дома дяди она сочиняла стихи, писать она не умела, но обладала феноменальной памятью. Во время сильных ветров комнату раскачивало, но отважную девчонку, привыкшую спать в неотапливаемом помещении, ничто не пугало в этом мире. Во мраке ночи, как и звезды, рождались ее стихи, трогательные стихи в память о рано ушедших родителях.
Днем Марият старалась как можно быстрее завершить все домашние дела, чтобы помогать другим. Она сама находила больных, слабых, немощных, откликалась на просьбы о помощи. Марият с детства обладала богатырськой силой, здоровьем, волевым характером и живым умом. Дядя считал, что она унаследовала его некоторые черты и характер, говорил ей, что отец Рамазан был очень добрый и спокойны. Но в сердце Марият жила такая доброта, что превосходила все обстоятельства и превратности судьбы. На протяжении своей долгой жизни служила примером истинной доброты, посвятив свою жизнь бедным и необеспеченным. Она глубоко сострадала каждому, кто в этом нуждался. Казалось, что светом ее доброты и любви переполнялась вся долина. Она была той путеводной звездой, которая давала надежду отчаявшимся, помогала выбраться из тьмы отчаяния. Ее энергия била ключом, притягивая всех окружающих. Она росла словно девочка-вселенная, феномен, не похожая ни на кого, бескорыстно помогающая всем, не ожидая благодарностей и похвал.
Марият часто рассказывала внукам, как в холодные ночи спала, укрываясь двумя тулупами и несколькими коврами, ела много жирной пищи, любила внутренний жир и была упитанной-это и помогло ей выжить в стужу.
Ей было 25 лет, когда дядя решил выдать ее замуж. Хотя от женихов не было отбоя, дядя всем отказывал, чтобы Марият помогала его больной жене. Но людская молва вынудила его устроить судьбу сироты. Марият выдали замуж за двоюродного брата, но они не сошлись характерами и вскоре развелись. Позже она вышла замуж за односельчанина, тоже круглого сироту Курбана. Он рос при мечети, так как близких родственников у него не было. Так, судьба свела двух сирот, которым предстояло пройти через тяжелые испытания.
Молодая семья жила и работала на кутане (отгонном пастбище) за селом, ухаживая за колхозным скотом. Это были годы Великой Отечественной войны. Курбана отправили на фронт, но там он тяжело заболел двусторонней пневмонией, и у него обнаружили грыжу. Его комиссовали, и в конце 1941 года он вернулся домой.
В эти голодные военные годы Марият стала настоящей спасительницей для односельчан и жителей соседних сел. Она кормила всех, кто нуждался, вручную дробила муку, чтобы испечь хлеб. Не раз участвовала в строительстве оборонительных сооружений, копала окопы под Хасавюртом.
У Курбана и Марият была своя пасека. Они отправляли детей в село с медом, и у них была специальная мера-миска. Каждой семье в селе они раздавали по одной такой миске меда, поддерживая людей в трудное время. Кроме того, оказывали большую помощь сиротам, нуждающимся. Глава семьи всю жизнь практически бескорыстно пас общественный скот. Курбан был сыном вали Джамала, праведника, похороненного на границе Сулейман-Стальского и Курахского районов, при подъеме из с. Касумкент. Потому, сын Вали с детства научился чтению Корана, за свою жизнь даже находясь в постели из-за болезни, не пропустил ни одного намаза, ни один пост. Он постился почти круглый год, редко прерывал чтение Корана, жил практически отказавшись от привязанности к материальному миру. Все заработанные семьей средства, блага шли на бескорыстную помощь другим, это была высшая степень альтруизма. Трое дочерей вышли замуж и разъехались в разные уголки страны. Не владея русским языком, супруги ездили с огромными поклажами навещать детей, внуков. Марият всю жизнь оплакивала умерших еще в детстве сыновей. Может поэтому Курбан так и не достроил собственный дом. Они жили в доме двоюродного брата Марият. Обстановка была предельно скромная, хотя могли позволить себе все.
Всю жизнь они трудились не покладая рук. Состарившись, супруги переехали к дочери в Тарумовский район. Перед смертью Курбан попросил увезти его в родное село, что и было исполнено.
Марият пережила мужа почти на двадцать лет. Она до последнего дня воспитывала в своих детях и внучках любовь к труду и праведности. Моя коллега Сельминаз, вспоминая свою бабушку, рассказывает о ее судьбе с огромным восхищением. Она безмерно благодарна за то, что Марият воспитала их такими же трудолюбивыми и честными людьми.
Ее жизнь стала примером самоотверженности, милосердия и истинной праведности, за которую ее помнит и ценит народ.

