Технология DRS. Система снижения лобового сопротивления

Пока болиды будут мчаться на пределе возможностей, пока пилоты будут искать хоть малейшее преимущество, технологии вроде DRS будут существовать. Потому что в спорте, где выигрывают сотые доли секунды, ни одна возможность не должна быть упущена. А каждая активация системы — это приглашение к борьбе, сигнал, что впереди — не просто прямая, а арена для очередного акта гоночной драмы. Высокие технологии Формулы-1 привлекают множество болельщиков. Многие из них не только заключают пари на заезды, но и на Bookmaker Ratings могут получить бонусы.  

Критики DRS нередко утверждают, что технология делает обгоны «искусственными». Мол, когда один болид имеет существенное преимущество по скорости на прямой, обгон теряет драматизм и становится формальностью. В какой-то степени это верно. Некоторые обгоны с DRS действительно выглядят как проход по пустому коридору — особенно на трассах с длинными прямыми, вроде Баку или Монцы. Но в то же время без этой системы многие гонки могли бы превратиться в унылое процессия, где обгон возможен только при ошибке соперника или проблемах с техникой.

Вариативность DRS зависит не только от конфигурации трассы, но и от погодных условий. Во время дождя система деактивируется — из соображений безопасности. Мокрая трасса и нестабильное сцепление делают приоткрытое антикрыло потенциальной угрозой. Кроме того, при плохой погоде и так появляются новые возможности для обгонов, ведь стабильность болида становится важнее максимальной скорости.

Стоит отметить, что DRS не универсален. В других гоночных сериях, например, в DTM, IndyCar или Формуле E, подход к подобным технологиям различается. В некоторых используется push-to-pass — система, увеличивающая мощность двигателя на ограниченное время, что создаёт аналогичный эффект. Но DRS в его классическом виде остаётся отличительной чертой именно Формулы-1.

За годы своего существования система претерпела изменения. Инженеры усовершенствовали механизмы, сделали их легче, надёжнее, быстрее в срабатывании. Команды учатся строить заднее антикрыло таким образом, чтобы в открытом положении оно давало максимальный прирост скорости, но при этом сохраняло устойчивость. Появляются новые данные, которые учитываются при моделировании стратегии: когда активировать DRS, на каком круге, в каких условиях и при каком уровне износа шин.

Тренировки и квалификации также предоставляют гонщикам возможность использовать DRS без ограничений. Это даёт командам шанс собрать данные о работе антикрыла в реальных условиях, понять, как ведёт себя болид в «режиме атаки». Особенно важны эти данные для настройки баланса: как болид переключается между стабильностью и скоростью в зависимости от положения крыла.