Часть I
Один из древнейших городов мира Иерусалим на Ближнем Востоке был основан в IV тысячелетии до н. э. иевусеями (древними палестинцами), неевреями. Они же построили на горе Сион крепость. Но иевусеи не смогли защитить от захватчиков и сохранить за собой свой город. Приблизительно в 1010 году до н.э. он был захвачен и разорен евреями во главе с царем Давидом, которые назвали его «городом Давида». Однако это место считается святыней и для иудеев, и для христиан, и для мусульман.
В 925-м году до н.э. город взял и разграбил египетский фараон Шешонк, который привел сюда 60 000 всадников и 1 200 колесниц. Очередной державой, захватившей и разрушившей Иерусалим, стала библейская Вавилония. При этом был разрушен Первый Храм, построенный еврееями. С этого времени начался Вавилонский плен – изгнание огромного количества евреев из Иудейского государства. Затем персидский царь Кир II захватил Вавилон, но сохранил ему автономию, вместе с Иерусалимом. Персы разрешили евреям вернуться в Иудею. По приказу царя был построен Второй Храм, т.е. восстановлен Первый. Но и он был сожжен дотла римлянами, в свою очередь превратившими Иерусалим в руины. Ранее римлян святым городом владел и Александр Македонский.
После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии, и начинается христианизация города. C завоеванием в 637 году арабами город приобретает мусульманский облик, и на Храмовой горе возводится мечеть Аль-Акса. Одна из трех главных святынь мусульман. В 1099 году при Первом крестовом походе Иерусалим захватили крестоносцы.
«Вся земля была облита кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленные головы представляли ужасное зрелище, но еще более приводит в трепет то, что сами победители были в крови с головы до ног»,- так описывает взятие Иерусалима крестоносцами летописец первого крестового похода Гийом Тирский.
Другой летописец Раймонд д’Аугильер описывает кровожадность крестоносцев, захвативших Иерусалим, с такими подробностями: «Некоторые из наших людей (и это было более милосердно) отрезали головы своим врагам… другие дольше мучили их, бросая их в пламя. Груды голов, рук и ступней замусорили улицы, которые были по щиколотку в крови. Евреи, которые защищали город вместе со своими соседями-мусульманами, были заперты в синагоге и подожжены. Женщинам, детям и пожилым людям не было пощады”.
Почти все мусульманское и иудейское население города крестоносцами вырезано, а восточные христиане, жившие в Иерусалиме – изгнаны. Все они солидарно, мужественно защищали свой город от крестоносцев. Вот она, какая война религиозная. Война фанатиков.
В 1187 году армия полководца Саладина вернула Иерусалим мусульманам. Но В 1229—1244 годах святой город вновь оказался под властью крестоносцев. В 1244 году Иерусалим стал частью государства Хорезмшахов, и остается под управлением мусульманских империй Средневековья до начала XVI века. В 1517 году Иерусалим переходит уже в состав Османской империи. В 1917-1948 годах Иерусалимом управляли британцы.
Крестовые походы – черное пятно в истории хваленой западной цивилизации вообще и Католической Церкви, в частности. Не путать с Православием. Уместно напомнить, крестоносцы нападали на христианскую, православную Византию и грабили ее богатую столицу Константинополь.
Историками отмечается, что «Именно Крестовые походы породили исламский фанатизм, нетерпимость по отношению к «неверным», и вызвали консолидацию ислама. До начала крестовых походов отношение правящей мусульманской элиты к христианскому населению в Палестине, Сирии, Египте было терпимым, за исключением редких случаев гонений. Им дозволялось открыто исповедовать свою веру. Более того, византийский император выступал как защитник христианского населения всех исламских территорий, и тамошние правители это признавали. А после крестовых походов отношение к христианам в исламских государствах резко ухудшилось. Еще бы не ухудшиться – когда Готфрид Бульонский завоевал Иерусалим, он устроил тотальную резню всего мусульманского населения, чем сделал мусульман злейшими врагами крестоносцев. Если раньше они готовы были воспринять западных рыцарей просто как один из новых факторов ближневосточной политики, то теперь поняли, что крестоносцы – враги, с которыми нужно бороться до конца. При этом мусульмане не делали различий между своими местными христианами и европейскими пришельцами, вымещая на первых ненависть ко вторым». Средневековые европейцы – младокатолики еще не избавились от своих языческих, варварских замашек.
Крестовые походы, вместе с индульгенцией – яркий пример использования религии в качестве инструмента для удовлетворения политических, экономических интересов правящей элиты. Всем участникам Крестовых походов римским Папой было обещано место в раю. Мало того, это место можно было и купить, приобретая за определенную сумму индульгенцию у католической церкви.
Часть II
Вся история Иерусалима, населенного представителями многих национальностей, этносов, религий и являющегося священным для трёх крупнейших авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама, глубоко драматична, полна трагедий. Он много раз разрушался, утопал в крови и возрождался. Там же Святая гора под единым для всех людей на свете Создателем, у которого и имен красивых много.
История древнего дагестанского города Дербента похожа на историю Иерусалима. Он возник 5000 лет назад на Дербентском холме, на узком проходе между Каспийским морем и Кавказскими горами. Там, где проходила граница двух цивилизационно противоположных миров – оседлых земледельцев Юга и агрессивных кочевников Севера. Возник как небольшое поселение, выросшее в город – крепость. Он защищал первые ростки восточной цивилизации в Закавказье от опустошительных нашествий кочевников. Не зря его называют «Перекрестком цивилизаций».
На протяжении столетий Дербент становился ареной ожесточенной борьбы великих держав мира за владычество на Кавказе. У стен Дербента сражались полководцы Римской империи, Арабского халифата, Персии, Турции, Золотой Орды Чингисхана и другие. Он разрушался и вновь возрождался.
Дербент – это самый древний, сохранившийся до наших дней античный город России. Его называют колыбелью трех религий. На дербентской земле читали проповеди любимые ученики Иисуса Христа, очевидцы его жизни апостолы Варфоломей и Фаддей. Здесь находится самый древний в России христианский храм.
В Дербенте находится одна из древнейших в мире и самая древняя в России мечеть, построенная в 737 году.
Самая древняя на территории современной России синагога была построена в Дербенте в 1614 году.
Дербент был центром распространения трех мировых религий на территории России. Его справедливо называют Святым городом, российским Иерусалимом. И кавказским Иерусалимом.
Одно примечательно и заставляет задуматься. Основанный тысячелетия назад до н.э. на Ближнем Востоке язычниками, племенами иевусеев святом Иерусалиме по сей день льется людская кровь. В религиозных конфликтах льется кровь, сотни и тысячи стариков, детей и молодых людей, которые только начали жить погибают. Люди убивают друг друга только за то, что тот исповедует не ту религию, разговаривает на другом языке. Сегодня не варварское Средневековье, когда человека сжигали на костре за то, что тот не верил, что не Земля крутится вокруг Солнца, а на оборот. Сегодня – ХХI , век науки и просвещения, век свободного развития. И еще – век катастрофических угроз, призывающих человечество к бдительности и еще раз бдительности.
А святой Дербент, «перекресток цивилизаций и культур», «колыбель трех религий», «кавказский Иерусалим», основанный древними предками современных дагестанцев – племенами Кавказской Албании, в бушующем море сегодня остается островком межрелигиозного, межнационального мира и согласия. Люди, любящие Дербент, любящие Дагестан и Россию, в первую очередь, сами дербентцы стремятся делать все для того, чтобы сохранить и укрепить свое единство и согласие. Укрепить взаимное доверие.
Весь мир облетела весть о строящемся в Дербенте уникальном Духовном центре «Кавказский Иерусалим». Духовенство, прихожане от всех наших трех религий и просто мирные люди воодушевлены этой замечательной идеей. Глубоко символично, что на Кавказе, в Дербенте, под общим небом возводят три соседствующих дома Создателя, в которых будут молиться единому Господу, но на разных языках.
Какие раздоры, какая война, убийства? Лично я воспринимаю строящийся Духовный центр как знак, символический призыв к Иерусалиму на многострадальном Ближнем Востоке от «Кавказского Иерусалима» в многострадальном Дербенте. Как от умудренного опытом жизни, умиротворенного аксакала. Аксакала, постигшего простую, но трудную для осознания многими верующими истину: все люди на земле – дети одного Творца. Братья страждущие – кто больше, а кто меньше. Призыв: «Потяните руку друг другу».
Часть III
О проекте «Кавказский Иерусалим» написано много. Идея замечательная, отвечающая сложным вызовам нашего смутного времени, когда человеконенавистнические силы толкают мир в пропасть. Скажу коротко. Сенатор Сулейман Керимов, увидев в Абу-Даби мечеть шейха Зайда в столице ОАЭ, изумился ее красотой и величественностью, вдохновился идеей построить такую же в Дербенте. Она – одна из шести самых больших мечетей в мире. Названа в честь шейха Зайда ибн Султана Аль Нахайяна — основателя и первого президента Объединенных Арабских Эмиратов, похороненного рядом.
Мечеть была официально открыта в месяц Рамадан в 2007 году. В эту мечеть пускают всех желающих (не только мусульман). Министерство туризма ОАЭ объявило, что экскурсии по мечети проводятся для мусульман и немусульман с середины марта 2008 года. Вход и экскурсии по мечети — бесплатные.
— Мы долгое время рассматривали разные планы мечетей. В итоге остановились на той, что построена в Абу-Даби. Когда обратились к Президенту ОАЭ, шейху Мухаммеду бен Зайду за разрешением на воспроизведение такого проекта в Дербенте с нашими местными элементами, он не только разрешил, но и изъявил желание поучаствовать в реализации. «Это еще больше вдохновило нас воплотить идею в жизнь», —сообщил С. Керимов, который берет на себя будущие расходы по ее строительству.
Проект предусматривает строительство комплекса зданий мечети, православного храма и синагоги. Также в него входят парки, музеи, библиотеки, университет, гостиница, деловой и торговый центр. При этом главный объект Духовного центра – это, конечно, соборная мечеть, самая высокая в России. Площадь ее застройки – 2,7 гектара. Высота минаретов – 88 метров. Это соответствует высоте 30-этажного дома. Мечеть имеет 88 куполов диаметром от 6 до 22 метров. Ожидается, что мечеть сможет одновременно вместить до 9 тысяч верующих, а церковь и синагога – по 900 прихожан каждая. Где в России еще такая мечеть?
Глава региона Сергей Меликов подчеркнул, что строительство Духовного центра – это часть масштабного мастер-плана по развитию Дербента. Он отметил, что «Строительство центра не только в духовном плане, но и экономически важно для республики. Центр будет привлекать как многочисленных туристов, так и потенциальных инвесторов, готовых развивать город и наш регион в целом». И еще это социально-культурный проект. Он станет символом межрелигиозного согласия, дружбы народов и уважения к многообразию культур. А, в принципе, сама эта идея превращается в ключевую формулу развития нашей многонациональной, стратегической республики трех религий.
Однако, не смотря на высокие, благие цели проекта, тут же в соцсетях начались провокационные информационные нападки на Сергея Меликова и муфтия Дагестана Ахмад хаджи Абдуллаева. Здравому уму непостижимо – за что? За строительство под одним небом, принадлежащим единому нашему Создателю, на одной святой дербентской земле трех культовых заведений по соседству: мечети, церкви, синагоги – комплекса, олицетворяющего межрелигиозный мир, взаимопонимание, гармоничное сосуществование различных религий во имя дарованной Аллахом высшей ценности на земле – человеческой жизни.
Рассудите сами, уважаемые читатели. Арабские шейхи поддерживают идею Духовного центра в Дербенте и готовы участвовать в его строительстве. А некоторые наши религиозные «деятели», скрывающиеся за рубежом за совершенные преступления, ищут в нем чуть ли не смертельный грех. Говорят, что на фоне происходящих в Палестине трагических событий, такое (мирное сосуществование?) тем более нельзя. Бред какой-то. Мракобесие. К чему эти сумасшедшие призывают?
Чудовищные преступления, творимые израильской военщиной на палестинской земле, осуждаются в Дагестане и во всем мире. Дагестанцы солидарны с палестинским народом, оказывает гуманитарную помощь, и проклинают военных преступников. По большому счету, «Кавказский Иерусалим» — это не только символ гармоничного сосуществования религий, но и протест против агрессии Израиля, доказывая, что святой ислам – это религия мира и справедливости. Мы за мир и справедливость на палестинской земле.
Не обанкротившимся «евроваххабитам», призывающим в эфирах соцсетей к религиозной розни, учить дербентцев, как надо жить, что строить. Дербентцы сами это лучше знают, и всему миру показывают пример умения жить в многонациональном обществе в полном религиозном мире и понимании. Это умение выстрадано многими поколениями дербентцев. Истекая кровью, терпя страдания в течение долгих веков. Оставьте их в покое.
Информация к размышлению. Самое примечательное в том, что за совершенные крестоносцами преступления и времен инквизиции, спустя почти 900 лет, от лица западно-христианской церкви принес покаяние Глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II. Выдающийся человек. Миротворец.
Абдулафис Исмаилов, собкор «Лезги газет»
