ХТУН-КАЗМАЛЯР: выбранные заметки из блокнота журналиста

Хтун-Казмаляр Магарамкентского района – самый южный населенный пункт Российской Федерации, расположенный в субтропической зоне Южного Дагестана, у самой границы с Азербайджаном. Территория села с северо-востока сливается со знаменитым, отличающимся богатыми фауной и флорой, уникальными родниками, Самурским реликтовым лесом, за которым морские просторы Седого Каспия. «Полноводные реки», земля «орошается лучше, чем вавилонская и египетская», и «прекрасные пастбища», «способные прокормить огромные стада», «…где часто земля, засеянная однажды, приносит плод дважды или даже трижды…». Такой видел древнегреческий историк (имевший римское гражданство) Страбон в период римских походов на Кавказскую Албанию эту землю, на которой сегодня расположены Хтун-Казмаляр, Билбил-Казмаляр, Тагиркент-Казмаляр, Азадоглы, Оружба…- вся Самурская зона Магарамкентского района. Это – изумительной красоты жемчужина Дагестана и России! Райский уголок — в ожидании своего расцвета.

Точная дата основания села не известна. По одной из версий, отдельные зажиточные жители селения Хтун, что в Сулейман-Стальском районе, во второй половине ХIХ века для проведения зимовки скота в этой местности построили землянки (къазмаяр), в которых зимовали. Летом возвращались домой. Потому, дескать, село и названо «Хтун-Казмаляр». К слову, еще в 20-ые годы ХХ века здесь существовал территориальный участок, который официально и назывался «Мюшкюрский» Кюринского округа. Сами жители называли данное поселение по названию местности: «Муьшкуьр», даже после официального утверждения названия «Хтун-Казмаляр».

Но сохранились еще и воспоминания (конец 50-ых годов ХХ века) 89-летнего аксакала Межведилова Джамалдина (который владел арабским и турецким языками, умел читать и писать, читал Коран). По словам старожила, его предки (семейство Мегьамета) из-за кровавого конфликта с ханскими сборщиками налогов вынуждены были переселиться из лезгинского селения Яргун Кусарского района Азербайджана на свободные земли в местечке «Мюшкюр» на том же правом берегу Самура, что и Яргун.  В те годы сюда переселилось несколько семей еще из старинного селения Целегюн Магарамкентского района, образовав свой квартал за оросительным каналом, в нижней части села. Мюшкюрцы жили в землянках, пасли скот, заготавливали корма на зиму. Позже, по мере обживания местности, выращивали и богатые урожаи зерновых. Земли то были целинные. А вскоре появились двухэтажные добротные дома, мечеть, оросительный канал, фруктовые сады, водяная мельница.

Старец рассказывал о силаче Дана-Махмуде, который, подняв на плечи годовалого теленка, доставил его с пастбища домой. Потому и дали ему прозвище «Дана-Махмуд» (Теленок-Махмуд). О Махмуде, который смело принял вызов борца-силача из лагеря армянского войска, расположившегося  в лесу недалеко от села. В единоборстве он, трижды повалив армянского борца, одержал верх. За победу Махмуда наградили красивым седлом и сбруей для его белого коня, и, с почестями провожая домой, коварно убили его в лесу, хутор сожгли. Старожилы  рассказывали и о турецких нападениях  на село.

Джамалдин Межведилов был современником известного лезгинского абрека КIири Буба и даже видел его. По его словам, КIири Буба был щедрым и благородным человеком. Он был высокого роста, широких плеч, силен и храбр. Он собирал «свой налог» с богатых, часть раздавал бедным. Абрек решил обложить данью и мюшкюрцев, предложив им свою «защиту» от прочих грабителей. Те отказались от такой «крыши».

В тот же день абреки напали на самый большой дом в хуторе, который принадлежал  братьям-яргунцам – самому большому семейству в селе. А те уже ждали не прошеных гостей. Из винтовок стреляли с обеих сторон. Не из робкого десятка оказались братья. Постреляли-постреляли, и к вечеру «осада» была снята. Больше в этих краях КIири Буба не появлялся. Не потому, что боялся – он достойных людей уважал.

Другой исторический случай. В период Гражданской войны, весной 1920 года под влиянием турецкой пропаганды немногочисленные религиозные фанатики по приказу богачей пытались размонтировать железную дорогу. С помощью буйволов и быков оттащить рельсы подальше от полотна, и тем самым препятствовать продвижению ХI Красной Армии в Азербайджан. Хтунказмалярцы им это не позволили, участок железной дороги взяли под круглосуточную охрану и помогли восстановить уже разрушенную часть пути. А через несколько дней по этой дороге проехали бронепоезда с отрядами красноармецев в сторону Баку.

Как известно из истории, это были четыре бронепоезда с войсками ХI Рабоче-крестьянской Красной Армии, которые сыграли значительную роль в установлении Советской власти в Азербайджане и на всем Закавказье.

Не смотря на благоприятные природно-климатические условия, хтунказмалярцы никогда богато не жили, но и не бедствовали. У трудолюбивых сельчан хлеба и продуктов животноводства было достаточно. Более того, на уборку зерновых и сена, в летний период в Муьшкуьр группами приезжали люди из высокогорных районов. В качестве платы за труд они получали зерно, которое хватало их семьям до следующего сезона.

У относительно зажиточных хтунказмалярцев (их было несколько домов) имелись фруктовые сады, но урожай никогда не продавали, хотя город Дербент был рядом. С разрешения хозяев яблоки, груши и черешню брали все, кто хотел. На зиму яблоки хранили в саду под толстым слоем соломы. В этом селении никто, никогда, ничего не воровал.

После Октябрьской революции, особенно в период НЭП (Новая экономическая политика) люди стали жить лучше. В соседнем селении Тагиркент-Казмаляр появилась лесопилка, возрос спрос на материалы леса, древесину ценных пород. У людей появилась тяга к деньгам. Между богачами, появившимися в округе, возникали конфликты, разборки иногда – кровавые. Такие, как в 90-ые годы нашего времени, заказные убийства.

Однако коллективизация поставила все на свои места. Интересно, что из хтунказмалярцев никто не был жестоко раскулачен и выселен из Дагестана.      Хтунказмалярцы дружно вступили в колхоз, хотя некоторые жители обобществлению своего имущества особо не радовались.

Десятки хтунказмалярцев, призванных разными военкоматами на фронт, участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Многие из них пали смертью храбрых. С боевыми наградами и тяжелыми ранениями вернулись немногие. Среди них: Ахмедханов Насрулах, Балакеримов Айваз, Гюлмагомедов Иса, Исмаилов Мафрудин, Ильясов Ильяс, Рамазанов Гаджимагомед, Саруханов Гаджикерим, Талибов Алимирзе, Фетуллаев Ферзилах.

Интересна история, связанная с советским разведчиком Гасанханом Шамхаловым. Еще до революции его родители переселились в Баку. Он рано осиротел. Одна немецкая семья, жившая по соседству, приютила подростка, дружившего с их сыновьями. Он хорошо владел немецким языком. В конце 30-ых Гасанхана призвали в Красную Армию, направили в разведшколу. После войны вернулся в Хтун-Казмаляр. Ходил в гимнастерке, кителе, галифе и хромовых сапогах. О войне он ничего не рассказывал. Оказывается, был засекреченным. О том, что Гасанхан был офицером-разведчиком и воевал в тылу врага, узнали после проверки органами госбезопасности одной клеветы на него. Умер, не оставив наследников.

Примечательный факт: во время войны председателем колхоза была назначена передовая доярка Перистан Курбанисмаилова, которая одновременно продолжала работать и дояркой. Первой трактористкой в колхозе работала Суьрегьи Азизова, награжденная правительственной наградой.

В 1959-60 годы жители селения Береккент в плановом порядке были переселены в Хтун-Казмаляр. Поселение значительно укрупнилось. При этом ряд береккентцев были недовольны этим решением правительства. Ведь их родное селение с карты Дагестана исчезло. Плодородная в прошлом земля, кормившая их веками, покрывалась непроходимым лесом и колючим кустарником. А старожилы помнят: каждый гектар этой земли на богаре давал 25-30 центнеров зерна ежегодно. Работали, распевая народные песни.

В прошлом за высокие производственные показатели берекентский колхоз им. Лаврентия Берии, руководимый фронтовиком Исмаиловым Мафрудином, награждался Дипломом ВДНХ СССР. Не многие хозяйства района удостаивались такой чести. «Дети войны» вспоминают: «Кушать всегда хотели, но в годы войны от голода здесь никто не умер. Люди поддерживали друг друга, делились куском хлеба».

После войны хтунказмалярский и тагиркентказмалярский колхозы были

объединены в совхоз «Свердловский». Первым директором совхоза стал житель Хтун-Казмаляра Ахмед Мирзабеков. Хтунказмалярская бригада совхоза была одной из лучших в районе. Лучшими бригадирами были награжденный правительственными наградами Зиямудин Исмаилов и кавалер ордена Трудового Красного Знамени Хуршид Мирзоев.

Учащиеся Хтунказмалярской школы

Силами колхоза и всех жителей села в 1950 году была построена начальная школа с 4 классными помещениями, которую в 1966 году преобразовали в восьмилетку. В этом одноэтажном здании с пристройками сегодня обучаются более 200 учащихся, работают более 40 учителей. Пристройка там – это, так себе, сарайного типа сооружение с низким потолком, приспособленное под учебное помещение. Теснота.

Первыми учителями были Залму Тарикулиева, Ханага Талибова и Фаина Павловна. Учитель Абидин Исмаилов  60 лет своей жизни отдал воспитанию и обучению детей хтунказмалярцев. У этих педагогов в школе учился и автор этих строк.

Известному в республике педагогу, учителю математики Тагиркентказмалярской средней школы Ярахмеду Тарикулиеву, хтунказмалярцу,  одному из первых в районе было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель ДАССР».

В советский период совхоз «Свердловский», обладавший своим консервным заводом, имел хорошую перспективу развития. На берегу моря, на базе совхоза был создан единственный в Южном Дагестане пионерский лагерь – один из лучших в республике. В 90-ые годы, как вспоминает последний директор совхоза Джабир Тайибов, на каждом совещании в районе, у руководителей хозяйств строго спрашивали, требовали быстрее  ликвидировать колхозы и совхозы. Таково было требование руководства республики в 90-ые годы прошлого века. Началась другая, безрадостная история села и страны.

Хтун-Казмаляр – родина известных ученых, инженеров, врачей, творческих работников, спортсменов. Первыми учеными были профессор Новочеркасского политехнического института Зейнидин Тарикулиев, кандидат технических наук, изобретатель Измир Тарикулиев. В этом селении проживает первый в Магарамкентском районе мастер спорта СССР по вольной борьбе, основатель вольной борьбы в районе, почетный работник физической культуры РФ, уважаемый в районе педагог, муаллим Сефедин Исмаилов. Он воспитал десятки мастеров спорта, среди которых его односельчане чемпион Европы Муслим Джамалдинов, чемпион Украинской ССР  Мавзудин Исмаилов, победитель и призер международных и всесоюзных соревнований, ныне директор Тагиркентказмалярской ДЮСШ, судья международной категории Мумин Ганиев из селения Чахчах, победитель международных турниров, чемпион мира среди ветеранов Ламет Муртузаев, много победителей и призеров республиканских турниров.

В этом селении родился Абдуселим Исмаилов – талантливый поэт, прозаик, драматург, публицист, заслуженный деятель искусств республики, народный писатель Дагестана. Хтун-Казмаляр – это малая Родина лезгинского поэта Аллахьяра Абдулгалимова, прозаика, заслуженного учителя РД Нурудина Насрулаева, известного дагестанского журналиста, публициста, заслуженного деятеля культуры Дагестана А. Исмаилова.

Сегодня хтунказмалярцы ничем не хвастаются. Не могу сказать, что они живут хуже того, как жили их родители, деды и прадеды. Пользуются доступными благами цивилизации, современными бытовыми удобствами. Мобильная связь, интернет, газ, электричество. У большинства жителей во дворе автомобили. Дети хорошо одеты. Казалось бы, у них есть все. А на жизнь жаловаться друг другу у односельчан, как будто, стало привычкой.

Все их жалобы социального характера. Например, отвратительное состояние улиц, аварийное состояние построенного колхозом клуба и другие. При наличии денег они легко решаемы. Но, по словам чиновников, сегодня таких денег у района нет. Так же, как и 30 лет назад. Это правда.

При таком раскладе у жителей, у которых также нет денег на благоустройство улиц, построить детский садик, школу, остается одно: проявить сабур, терпение и ждать, что и делают сегодня они. Но не говорить о проблемах, ухудшающих жизнь людей, ущемляющих их интересы, они не могут. А каким же еще образом привлечь внимание к насущным проблемам народа у равнодушного чиновника?

Впрочем, умный чиновник должен знать, что не решаемые в течение многих лет социальные проблемы, равнодушие к нуждам граждан, чиновничье высокомерие неминуемо переходят в политическую плоскость.  Это чревато обострением вопроса доверия народа к власти. Доверие к государству начинается именно с муниципального уровня. В этой связи нельзя забывать слова лидера Дагестана Сергея Алимовича Меликова о том, что «Не люди служат чиновнику, а чиновник – людям».

Абдулафис Исмаилов, собкор «Лезги газет»