Мы уже писали о том, что дирижер, аспирантка Саратовской государственной консерватории им. Л.Собинова Эмилия Шихрагимова выиграла грант Президентского фонда культурных инициатив.
В данный момент идет активная работа над реализацией проекта-победителя — спектакля-концерта по поэзии Серебряного века: изготавливаются декорации, отшиваются костюмы, идут репетиции, готовится музыкальная часть.
Как проходит подготовка и в чем особенность спектакля мы узнали у самого автора проекта— Эмилии Шихрагимой.
- Эмилия, расскажите, пожалуйста, как думаете, почему именно этот проект получил поддержку от государства?
На второй конкурс Президентского фонда культурных инициатив 2024 года было подано свыше 10,5 тысяч инициатив, от республики Дагестан было подано более 25 заявок. Насколько мне известно, за все время существования конкурса такого количества участников ещё не было. Поддержку фонда получили чуть более 1000 проектов, среди них два дагестанских проекта, в том числе наш — по поэзии Серебряного века. Думаю, в нашем случае сыграла важную роль сама тема, которая является актуальной — русское слово на Кавказе.
Конечно, для нас очень ценно и в какой-то степени даже неожиданно, что среди такого огромного количества проектов со всей страны наша инициатива оказалась среди победителей.
- Какие у него особенности? Что его отличало от других претендентов?
Наверное, будет не совсем корректно сравнивать наш проект с другими, ведь, как я уже отмечала выше, на конкурс было подано огромное количество заявок, каждая из которых попадает в определенную тематику и может быть актуальной в своем направлении.
Думаю, будет правильнее отметить особенности именно нашего проекта. Прежде всего основой спектакля-концерта является поэзия выдающихся авторов Серебряного века, а начало 20 века — совершенно уникальное явление в истории искусства. Эта великая эпоха подарила нам большие имена, расцвет во всех областях культуры и искусства. Пусть этот период был недолгим, но тем не менее он оставил огромный след в истории страны.
Ещё одна особенность нашего проекта в том, что в нём объединены слово и музыка. Поэзия Серебряного века передается сквозь призму хорового академического искусства, что не совсем привычно для зрителя. Очень часто мне задают вопрос: «Разве на тексты поэтов Серебряного века была написана музыка?». Да, и это огромное количество произведений. Наша задача донести до широкого зрителя необыкновенную поэзию вкупе с превосходной музыкой, и таким образом открыть целый пласт искусства.
Хочу обратить особое внимание на то, что в проекте принимают участие современные дагестанские поэты, а не актеры. Они будут читать не только произведения своих предшественников, но и свои собственные. Это такой диалог времен, диалог прошлого и настоящего.
С уверенностью могу сказать, что в нашей постановке слово авторов Серебряного века соединяясь с музыкой, с произведениями современных поэтов и с уникальной сценографией Дмитрия Павлова даст совершенно незабываемый, необычный эффект. Совсем скоро зрители смогут в этом убедиться.
- Расскажите, пожалуйста, о масштабах подготовки. Много ли людей было подключено к постановке?
Главное звено нашей постановки Заслуженный деятель искусств РД, режиссер-постановщик Дмитрий Павлов, который также является автором инсценировки и сценографом проекта. Практически всю художественную часть спектакля создает он. Идеи Дмитрия Павлова всегда оригинальны, интересны. Его профессионализм, чуткий вкус, глубокая эрудиция, преданность делу позволяет создавать уникальные постановки, которые не оставят равнодушным даже самого искушенного зрителя.
Сейчас к работе над постановкой привлечено около 50 человек: хор, солисты, поэты, инструменталисты, в том числе приглашенные из Санкт-Петербурга, кроме того в нашей команде работают художник по свету, художник по костюмам, звукорежиссер, мастера, которые изготавливают декорации создают костюмы и т.д.
Постановка спектакля — это командная работа, все то, что зритель видит на сцене — это труд большого количества людей и цехов.
- Вы, как человек, который принимает непосредственное участие в постановках, скажите, насколько сложно проходит подготовка? И что вам дается сложнее всего в ней?
Справедливо будет отметить, что любой творческий процесс — большая, сложная, ответственная работа, но при этом она очень интересная. Мы понимаем, что достичь качественного и запоминающегося результата можно только отдавая всего себя.
Говоря откровенно, порой бывает сложно. Случаются технические, организационные трудности, иногда просто не хватает часов в сутках. Но любые сложности во время реализации проекта такого плана, когда ты работаешь с интересными людьми, с командой, которая находится на одной волне с тобой, уходят на второй план. Они воспринимаются как вызов, как задача, которая обязательно будет решена. Меня вдохновляет этот процесс, он дает силы, открывает новые возможности для дальнейшей работы
- Было бы здорово, если бы вы поделились внутренней работой. Как все это происходит, в каких промежутках проходят репетиции, как долго они длятся и т.д.
Работа прежде всего начинается с подбора материала, как музыкального, так и поэтического. Анализируется огромное количество музыкальных произведений, поэтических текстов, после чего они объединяется в сценарий, затем наступают следующие этапы создания спектакля, о которых можно говорить бесконечно. В настоящий момент уже проходят общие репетиции. Параллельно идёт работа над сценографией, костюмами, декорациями. Работа над постановкой ведется практически 24 часа в сутки, мы находимся в постоянном рабочем процессе.
- Поделитесь, пожалуйста, своим мнением о проекте.
Думаю, что проект станет ярким событием в культурной жизни республики. Возможно, на первый взгляд покажется, что он направлен на заинтересованного, уже опытного зрителя, однако, мы надеемся, что наша постановка привлечет и новых людей в театр.
Для меня этот проект очень дорог, и я искренне ценю каждого, кто находится рядом со мной и помогает в этом непростом, но интересном деле.
Комментарий
Фазир Муалим, поэт, участник спектакля:
«Что бы мы сейчас ни сказали о предстоящем спектакле, всё в нём будет иначе, чем задумано вначале. И это понятно хотя бы потому, что «играть» будут не профессиональные актеры, а поэты. А они – сложный и неподатливый для режиссера материал. Но в то же время если актерам на сцене необходимо вживаться в роли, то поэтам остается просто жить в своей естественной стихии. Однако это не означает, что готовится стандартный, привычный для современного зрителя и слушателя поэтический вечер. В спектакле прозвучат стихи многих поэтов Серебряного века в исполнении всего четырех нынешних дагестанских поэтов, которые вперемежку с классикой представят и свои собственные стишки (употребим именно такое слово, чтобы избежать обвинений в возвеличивании себя). Идея, как я понимаю её, – не только попытаться воссоздать литературную атмосферу Петербурга начала 20 века, но протянуть нити и связать её (пусть принудительно – нет предела фантазии режиссера) с ситуацией в дагестанской столице ровно через век. Я бы даже привёл другое сравнение: протянуть мост между двумя совершенно разными городами и столетьями так, чтобы условный зритель, взобравшись на него и оглядевшись вокруг, задумался и удивился: «А ведь и вправду, что-то есть общее».