Падает камень на кувшин – горе кувшину. Падает кувшин на камень – горе кувшину

Информация к размышлению

I

Задержание правоохранительными органами Дагестана известного блогера Рамазана Рабаданова, более известного как «Дядя Рамазан», не обошлось без шума в интернете. Шумит еще. Иначе и не могло быть.

Популярности всероссийского уровня он достиг как спортивный комментатор, комментатор «собачьих боев» еще в «лихие» 90-ые. В этой области он, кажется, единственный спортивный журналист (о других комментаторах «собачьих боев» я не слышал), и безусловно, редкий талант.

Рамазан Рабаданов обладает уникальной сценической интонацией и своеобразным дагестанским акцентом. Он умеет импровизировать, как актер, и «дирижировать» настроениями зрителей (слушателей), вызывая у них легкий смех. Такой талант от природы. В те печальные, «бандитские годы» это было востребовано самой обстановкой в стране. Тогда мало чему могли радоваться. Да и сегодня не всему, что происходит, можно восхищаться.

Его комментарии отличались комедийно-юмористическим характером, развлекательностью, пародийностью. Мне даже думается, что Р. Рабаданов изобрел не имеющий аналога, новый вид разговорного жанра эстрадного искусства. Кстати, он комментировал также много схваток известных единоборцев. В своем же стиле. Его веселые репортажи того времени – не журналистика, а художественное творчество. Посмотрите, как в одном из них эстрадно звучит реплика: «Это более сильный балл, чем обычный балл», «Счет: один-один, наш впереди. У него один больше, чем один американа». В своем контексте это просто блистательно. Его приглашали в эфир федеральных телеканалов. У него брали интервью федеральные спортивные СМИ. По его же словам, он зарабатывал неплохие деньги. Словом, редкий талант Рамазана был востребован

Какой же он политик? Он художник. Рамазан Рабаданов. Спрашивается, обладая таким талантом и популярностью, зачем же тебе понадобилась еще и политическая журналистика? Область, в которой у тебя нет опыта, навыков, и которая противоречит своему устоявшемуся реноме? Мне это непонятно.

II

Политической журналистики беспристрастной, независимой, и как все современные масс-медиа, вообще, нет, и никогда не было. Тем более сейчас – когда против государства ведется информационная война, а манипуляция стала в ней мощным оружием массового поражения.

Очаровательный эпитет к СМИ «независимый» всего лишь говорит о том, что ему государство не платит. А свой доход получает из иного источника. Но это не значит, что СМИ, содержащиеся на бюджетные средства, ангажированы и необъективны, а альтернативные – нет. Наоборот, более правдивы государственные масс-медиа. По крайней мере, факты они подают достоверные, не исказив их. Хотя и пропаганды в них достаточно, но в ее основе факты.

В отличие от «независимых», «свободных» в них нет места фейкам и сомнительной информации, нагнетающей обстановку. «Независимые» и «свободные» зациклены на негативе и обострении ситуации, не брезгают клеветой и инсинуациями, могут провоцировать злость, протестные настроения. Это их «хлеб». Лично я им не доверяю. А в государственных этого делать нельзя. Там настрой на позитив, на укрепление спокойствия, согласия и надежды. Я говорю о Дагестане. У нас нет внесистемной нейтральной журналистики. Таким образом, каждый журналист, работающий по общественно-политической и социальной тематике, так или иначе, становится участником информационной войны. На мой взгляд, самое важное здесь, на чьей стороне ты окажешься: вынужденно защищающегося либо на стороне нападающего – «медиа-агрессора».

III

Вот уже четыре года против Дагестана с привлечением серьезных зарубежных сил ведется беспрецедентная информационно-психологическая война. О руководстве республики, кстати говоря, самом успешном за многие последние годы, распространяют бессовестную ложь. Пытаются дискредитировать, не имея ни одного дискредитирующего факта. Как же можно? Сколько можно? Весенний день чудесный. Погода ясная, светит солнце. Природа пробуждается. А тебе говорят: «Нет, холодно и пасмурно. Дует ветер. В Дагестане все плохо, кроме физкультуры, не зависимой от чиновников. Завтра будет еще хуже. Во всем виноват Меликов». Чтобы сказать такое, надо свою совесть отправить в отпуск. Но потом она не захочет вернуться. Понимаете, да?

А реальные же факты свидетельствуют об обратном. О достижениях все знают, все их видят, кроме объявивших информационную войну «перебежщиков-освободителей Дагестана», борющихся со своим собственным государством. Помогая неприятелю. У «освободителей» одно на языке, как «заевшая» пластинка: «За 4 года ничего не сделано», «Нет воды, нет газа, нет света, везде мусор». «Варяги», уходите». А они, знаете ли, наши лжепатриоты, будь во власти, за один день – ну за три дня – сняли бы все трудности. Самостоятельный Дагестан под их руководством стал бы процветающим мировым центром туризма. Прямо, «Нью-Васюки» Остапа Бендера.

Ну, да, конечно, они же ведь еще и демагоги. А демагоги, как известно, могут всё, даже полететь на луну и вернуться обратно за один день смогут наши демагоги. Да, всё могут демагоги, всё могут лжецы. Обещать всё могут они. Почему-то хоть немножко порулить им не дают. Вот, в чем беда.

Между тем все названные и возникающие проблемы в Дагестане решаются, и решаются быстрее и лучше, чем в любом другом регионе Юга России. А сам Дагестан стал флагманом развития на Северном Кавказе. И ничего не сделано, да? Послушайте, вы же мусульмане. Побойтесь Аллаха обманывать людей. Посылать их на беды себе и другим побойтесь. Всевышний вас накажет. Или вы безбожники, сами обманутые?

Так нельзя. Это неправедно. Это мракобесие. Вся история человечества доказывает, что раскачивать свое государство, это – прямая дорога в хаос, к людским страданиям, бедам и несчастиям. В худшем случае – смертям. Мы же совсем недавно такое пережили, а сегодня от этих пережитков очищаемся.  Неужели у нас такая короткая память? И так легко поддаемся манипуляции?

IV

Задержание блогера Р, Рабаданова шума в интернете произвело, но, сколько бы не старались «тактики и стратеги» информационной войны против Дагестана, эффекта разорвавшейся бомбы не получилось, не получается и сейчас. Думается, наоборот, они вредят комментатору.

Судите сами. Поддерживают Р. Рабаданова, естественно, его родственники, близкие и друзья. А я, сторонний человек, как и любой добролюбивый дагестанец, не желаю ему ни малюсенького зла. Чисто по-человечески, искренне сочувствую ему, оказавшемуся в беде. Это нормально, по-дагестански.

Поддерживают Рамазана Алибековича дагестанские «деятели», давно известные своими сепаратистскими, националистическими взглядами, обернутыми в фантики из лицемерия. Разношерстная публика. Их немного. Среди них есть и возомнившие себя «гигантами мысли» люди с чрезмерными карьерными амбициями, которые называют себя «общественниками». Не путать с настоящими общественниками, которые делают много полезного для дагестанского общества. Например, Шамиль Хадулаев – друг Р. Рабаданова.  Поддержка Хадулаева – нормально. Они – друзья. У дагестанцев есть свой замечательный закон: «друга в беде не бросать». Хороший закон, который всегда помогал народам Дагестана сохраниться, выживать в трудные периоды.

Ну, а с какого боку припекли к защите блогера Рабаданова наши дагестанские «евроваххабиты», истерично шумящие в ютубе? Кажется, они ему, допускающему в эфире неуважительные выражения о священной религии, недруги и не союзники. И союзниками быть не могут, поскольку Рамазан, судя по словам Хадулаева, твердо за Россию. Но ваххабитская защита ему не нужна, она какие-то подозрительные вопросы вызывать может. Лучше этого бы не было.

А мне все-таки кажется, что по причине своей политической простоты и сверх высокого самомнения медийная личность Р. Рабаданов стал жертвой грязной многоступенчатой интриги информационной войны. Я смотрел несколько его видеороликов на ютуб-канале с участием «выдающихся деятелей». Правда, смотрел фрагментарно. Долго, до конца смотреть подобное невозможно. Может, ошибаюсь, но, по его роликам, мне показалось, что он человек легко внушаемый. Несмотря на его знания и опыт.

V

В скверном положении оказался Рамазан Алибекович. Не дай, Аллах, никому испытать такое. Произошло оно как гром посреди ясного неба, никто подобного не ожидал. В том и интрига в задержании блогера.

Некоторые полагают, что причина произошедшего кроется в его журналистской, активной, «рьяной» правозащитной деятельности, в частности, в деле «аэропортовских». То есть, политика. Но это не так. Какая же это политика? За призыв собрать средства для оплаты услуг адвокатов или участие в судебных заседаниях как журналист никто никого задерживать не будет. Потому, что это глупо. А в полиции умных профессионалов много. Никакого преследования за политические взгляды, убеждения здесь нет.

Другие мудрствуют, что в подобных случаях причину надо искать, прежде всего, в самом себе, и Рамазану надо было держать язык за зубами. В соответствии с поговоркой «Язык мой – враг мой». Он не позволительно далеко зашел и, дескать, задел какого-то сильного, мстительного человека. Казалось бы, похоже на правду, но это уж слишком. За такое задерживать тоже не будут. Говорить в таком ключе о «мести» просто смешно.

Давайте, будем честными. Рабаданов, действительно, не считается с журналистской этикой. В эфире позволяет себе всякие некорректные вольности, нелитературные, оскорбительные выражения в адрес аудитории. Это факт. А ведь кодекс журналиста – что и «Клятва Гиппократа» для врача. Он должен соблюдаться свято. И главное в обоих случаях – не навредить.

Хочется спросить, стараясь быть помягче. Как вы думаете, будет ли образованная публика такого некорректного автора уважать, симпатизировать ему и его поддерживать? Не будет ли она смотреть на то, что видит и слышит на экране, насмешливо свысока? Иронично, о-о-чень свысока. За некорректные выражения тоже не задерживают.

Серьезные аналитики, объективные правозащитники выдвигают другую версию, исходящую из принципа «Ищи того, кому это выгодно». Она высказана политологами Максимом Шевцовым, Владиславом Шевцовым в эфире ютуб-канала известного правозащитника Алана Мамиева. Их «провластными, прокремлевскими» никак не назовешь. В продолжительном эфире принимал участие и Шамиль Хадулаев, у известных правозащитников искал защиту своему другу.

Владислав Шевцов сказал дословно: «Есть какая-то третья сторона. Потому что «шумиха» вокруг этого вопроса властям Республики Дагестан крайне ненужна. Наоборот, «затихориться», «зашухариться». Да, Дядя Рамазан разгонял эти темы. Но не особо, как говорится, на весь мир. Им (властям) это точно не нужно было. Не выгодно, вообще, поднимать этот вопрос до аэропорта. Значит, есть та сторона, которой выгодно. Это – третья сторона.

Мы живем на Кавказе и понимаем, что идет многоходовая, очень серьезная игра по раскалыванию Дагестана, — продолжает В. Шевцов. – Сначала «аэропортовское» дело, потом убийство сотрудников правоохранительных органов диверсионно-террористическими группами. Теперь это… Есть третья сила из вне. Могущественная сила» …

Эта могущественная сила из вне направлена на разрушение России. Что она готова на большие жертвы для достижения своей цели, показывает сегодняшний мировой кризис. Что она, действительно, могущественна, мы видим из плохих последствий ее действия в нашей стране. У нее много сателлитов в зависимом западном мире. К великому сожалению, есть у нее союзники, пособники и в Дагестане. Сепаратисты разных мастей, скрывающиеся правильными лозунгами националисты.

Их мозгам не доступна здравая мысль: «что вредно для государства российского, то вредно и единому, многонациональному Дагестану. Их мечта вернуть в республику «вольницу 90-ых» с заказными убийствами, грабежами, разворовыванием казны вожделенна, и настолько страстна, что ради этого показывают готовность жертвовать человеческими судьбами. Как всегда, не своими собственными, конечно. Судьбами и жизнями обманувшихся дагестанцев. Точно не знаю, но возникает подозрение, что Рамазан Рабаданов один из обманувшихся. Если ошибаюсь, то прошу извинить меня. Говорю это исключительно из побуждений предостеречь молодых и неопытных дагестанцев от необдуманных шагов.

Вспоминается древняя поговорка: «Падает камень на кувшин – горе кувшину. Падает кувшин на камень – горе кувшину». В любом случае горе кувшину. Мудрость выстрадана в библейские времена, когда люди были ближе к Всевышнему, и Его голос доносился до каждого. А сейчас вместе божественных заповедей «не убий», «не кради», «люби ближнего» в ушах все сильнее звон монет.

Не подскажу идею поговорки. Думайте сами и сами выбирайте. А надо, чтобы кувшину не было горя, и молоко в нем сохранилось. Камень, как видите, ни в том, ни в другом случае не страдает.

Абдулафис Исмаилов, собкор «Лезги газет»