Заседание Координационного совета при Главе РД по вопросам обеспечения защиты прав потребителей и реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей состоялось в среду, 4 декабря, под руководством заместителя Председателя Правительства Дагестана Ризвана Газимагомедова.
В рамках повестки дня участниками был рассмотрен вопрос защиты прав потребителей при предоставлении туристических услуг в регионе.
Ризван Газимагомедов, обращаясь к участникам Координационного совета, предложил создать для гостей республики горячую линию на время прохождения летнего сезона в Дагестане (с начала мая по конец сентября) для защиты прав потребителей услуг.
«С увеличением количества туристов у нас в республике, необходимо повысить и показатели качества предоставляемых туристических услуг. У туристов должна быть возможность обратиться на горячую линию для решения возникших проблем. Муниципальные образования должны реагировать на обращения, чтобы гости остались довольны визитом в нашу республику. Факты мошенничества и ущемления прав тем более не должны быть допущены», – отметил вице-премьер.
Напомним, что в целях обеспечения защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по РД был разработан межведомственный план по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в период прохождения туристического сезона в 2024 году.
С основным докладом о защите прав потребителей при предоставлении туристических услуг на совещании выступила врио заместителя руководителя регионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Раисат Арбуханова.
Как было отмечено в докладе, в период прохождения турсезона в 2024 году проведена оценка санитарного-гигиенического состояния 30 туристических локаций, 230 мест временного размещения туристов, 87 баз отдыха и загородных комплексов, 359 предприятий общественного питания.
При проведении обследования мест временного размещения туристов, совместно с сотрудниками МВД республики и членами межведомственной рабочей группы были выявлены нарушения санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей на всех обследованных объектах, осуществляющих деятельность по предоставлению гостиничных услуг.
«Наиболее распространенными нарушениями являются отсутствие свидетельств о присвоении определенной категории (0-5 звезд), договоров на предоставление гостиничных услуг, допуск к работе персонала, не прошедшего в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, несоблюдение требований к проведению дезинфекционных мероприятий. Без прохождения классификации работают 65% обследованных средств размещения туристов, договора на оказание гостиничных услуг не заключаются в 40%», – отметила Арбуханова.
По результатам проведенных мероприятий было выдано 203 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подготовлено 169 исковых заявлений о прекращении предоставления услуг по временному размещению граждан до получения свидетельства о присвоении категории, из них удовлетворено 49. Еще по 16 искам производства по искам прекращены в связи с фактичекским исполнением требований Роспотребнадзора, 116 исковых заявлений находится в судебном производстве. Свидетельства о присвоении определенной категории получили около 100 гостиниц.
Кроме того, Управлением регионального Роспотребнадзора проведена работа в целях устранения процентной надбавки за обслуживание при предоставлении предпринимателями услуг общественного питания. Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований объявлены 14 предпринимателям – это рестораны «Адана Кебаб», «Аура», «Калипсо», «Метико», «Нова», «Атаман Паллас», «Бавариус», «Москва», «сосновый бор», «Щербет», кафе«Изба», «Мангал», «Искендер фэмили», «Павлония», «Ванс».
«После объявленных предостережений, процентные надбавки за обслуживание были исключены из чека при оказании потребителям услуг общественного питания. Также Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с исковыми заявлениями о признании противоправными действия ресторана «Аура» и ресторана «Викинг» в части включения процентной надбавки при оказании услуг общественного питания», – дополнила врио замруководителя регионального Роспотребнадзора.
Дополняя выступление вице-премьера, Раисат Арбуханова сообщила об организации горячей линии по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг в сфере туризма, в рамках которой консультации получили 30 обратившихся. В основном, обращения туристов касались отсутствия договоров на оказание туристических услуг с туроператором – таких обращений было 20.
Прокомментировал увеличивающийся поток туристов и цен в республике также Управляющий Отделением – Национальным банком по Республике Дагестан Южного главного управления Центрального банка РФ Мурад Идрисов.
«Центральный банк России следит за ростом туризма в регионе, так как увеличивающийся поток туристов – это давление на спрос. Мы с вами видим, как это отражается на ценах. Дагестан уже третий год находится в туристическом потоке и каждый последующий год будет все более требовательным, пойдет борьба за туризм с точки зрения предоставления услуг. Перед следующим туристическим сезоном необходимо сделать акцент на тех, кто предоставляет услуги в легальном поле и готов наращивать качество услуг. Надо говорить о том, что важно делать с точки зрения имеющихся проблем и поступающих жалоб, на что следует обратить внимание, чтобы за счёт легального рынка вытеснять нелегальный», – отметил Мурад Идрисов.
По итогам работы совещания Ризван Газимагомедов призвал глав муниципальных образований республики обратить особое внимание на обеспечение защиты прав потребителей при предоставлении туристических услуг на своих территориях.