Современные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной инфраструктуры, но, главным образом, гуманитарными факторами, в числе которых наиболее важными являются духовная культура общества и национальное единство страны.
В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих ученых, в своей совокупности следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны. В числе наиболее опасных из этих тенденций ученые отмечают следующие.
- Существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине.
- Выдвижение на первый план таких прагматических ценностей, как материальное благополучие и личное богатство, служебная и политическая карьера, а также слава и почести в сфере искусства.
- Снижение значимости у молодого поколения российских граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, рожать и воспитывать детей, помогать престарелым родственникам.
- Размывание мировоззренческих ценностей, утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве.
- Снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.
Основными результатами развития вышеуказанных негативных тенденций в сфере духовной культуры России сегодня являются:
- Общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, стереотипов и норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное и не имеющее достаточных оснований распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров;
- Утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций;
- Беспрецедентное в истории России развитие коррупции и преступности, в том числе – организованной преступности, бандитизма, рэкета, различных видов мошенничества, экономических преступлений;
- Недопустимо высокий уровень социального расслоения российского общества.
- Развитие массового алкоголизма, который уже стал настоящим бедствием для России и реально угрожает вырождением генофонда нации;
- Неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России, а также малая средняя продолжительность жизни, которая является самой низкой в Европе;
- Развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака, сквернословия и др.
При казалось бы высоком росте национального самосознания, повсеместного стремления народов России к возрождению собственного историко-культурного наследия, не совсем благополучно обстоит отношения молодежи к своей региональной, национальной и отечественной культуре. Для наглядности приведем примеры социологического исследования студентов вузов Дагестана – региона России, где межнациональное и межконфессиальное согласие никогда в истории республики не вызывало каких либо опасений.
Всего было опрошено 674 студента ДГУ, ДГПУ. Национальный состав респондентов отражает состав основного населения Дагестана. Вначале важно было выяснить: имеется ли у респондентов целостное представление о культуре своего народа. На этот вопрос положительно ответили — 53,8%, отрицательно — 23,9% и 17,9% затруднились ответить. Таким образом, только чуть больше половины опрошенных — 53,8% считают, что они имеют целостное представление о культуре своего народа.
Однако, как показывает анализ ответов студентов на следующий вопрос: «Что Вы включаете в содержание своей этнокультуры?», многие студенты, ответившие на первый вопрос положительно, оказывается, существенно завысили свой уровень целостного представления о культуре своего народа. Так, только 19,7% включили в содержание своей этнокультуры национальные игры и спорт, 18,8% — полоролевое разделение поведения женского и мужского типов, 20,5% — народную педагогику, 29,0% — этнопсихологию (национальный характер, темперамент, привычки), 34,1% — национальный быт и архитектуру, 31,6% — национальную одежду, 40,1% — памятники истории и культуры, 59, 1% — национальные праздники и обряды. Таким образом, существенные компоненты материальной и духовной культуры дагестанских народов, по мнению значительной части — 65-80 % — респондентов, не входят в содержание этнокультуры.
С целью выяснения знаний студентов о выдающихся деятелях культуры своего народа им было предложено написать имена выдающихся дагестанских поэтов, писателей, композиторов, артистов, художников, ученых. На этот вопрос положительно ответили только 84,7% студентов. Настораживает и ограниченное количество указанных студентами поэтов и писателей: Р.Гамзатов, Ф.Алиева, С.Стальский, Г.Цадаса, О.Батырай, Махмуд из Кахаб-Росо, Е.Эмин, Й.Казак, А.Абу-Бакар, Ю.Хаппалаев, Х.Авшалумов, Аткай (Аджаматов), Р.Рашидов, Ш-Э.Мурадов, Э.Капиев, Р.Нуров, А.С.Пушкин, А.Н.Толстой и др. Имена двух последних были названы респондентами не только русской национальности.
Как видно из ответов, студенты смогли вспомнить в основном имена классиков дагестанской и русской литературы. К сожалению, они плохо знакомы с современной дагестанской литературой, с ее современными творцами. Из композиторов Дагестана студенты вспомнили только имена М.Кажлаева, Ш.Чалаева, Н. Дагирова, а также выдающегося русского композитора П.Чайковского.
Итоги социологических опросов показывают, что многие студенты имеют посредственное представление о культуре своего народа. Более того, 31,8% студентов перечислили в списке выдающихся представителей своей культуры многих представителей других народов. Это говорит, с одной стороны, о плохом знании представителей культуры своего народа, а с другой стороны — является свидетельством того, что многие выдающиеся деятели национальной культуры воспринимаются как представители обще дагестанской культуры. Так, 32,3 % студентов неаварской национальности отнесли выдающегося дагестанского поэта Расула Гамзатова к своим национальным поэтам, а 36,1% студентов нерусской национальности перечислили А.С. Пушкина в числе национальных дагестанских поэтов.
К сожалению, студенты не смогли назвать ни одного художника Дагестана, что свидетельствует о полном отсутствии у них знаний в этой области, а также об отсутствии интереса к творчеству крупных дагестанских художников, о слабой популяризации их творчества. Хотя в Дагестане сложились целые научные школы, имеются немало выдающихся деятелей науки, в том числе и тех, кто работает в вузах республики, студенты не смогли вспомнить ни одного имени дагестанских ученых.
Из дагестанцев-героев войны были названы дважды Герой Советского Союза летчик А.-X.Султан, Герои Советского Союза – подводник М.Гаджиев, летчики В.Эмиров, Ю.Акаев, артиллерист А.Алисултанов. Студенты также написали имена героев летчиков-космонавтов М.Манарова и М.Толбоева. 17% студентов перечислили имена прославленного полководца, четырежды Героя Советского Союза Г.К.Жукова и 14,6 % — популярного героя гражданской войны В.И.Чапаева. С большим уважением студенты отмечали, хотя и не всех, имена дагестанцев — Героев России в СВО.
К сожалению, студенты не могли вспомнить имена дагестанцев — героев труда. Это, на наш взгляд, является не только показателем девальвации в современном обществе таких ценностей, как труд, но почти полного отсутствия целенаправленного трудового воспитания молодежи в республике.
Важно было также выяснить отношение студенческой молодежи к этнокультуре других народов. На вопрос «Как вы думаете, имеют ли самобытную этнокультуру другие народы?» подавляющее большинство -87,2 % ответили положительно, 2,6% — отрицательно и 11,1% затруднились ответить. Следующий вопрос также помогал выяснить уровень культурной толерантности среди студенческой молодежи. Так, на вопрос «Какое отношение, на Ваш взгляд, заслуживают другие этнокультуры?» были получены следующие ответы: уважения — 81,2%, равнодушия — 4,3%, неприятия — 0,9%. Ответы на эти вопросы показывают, что по отношению к другим этнокультурам абсолютное большинство опрошенных дагестанских студентов проявляют уважительное отношение, показывают высокий уровень культурной толерантности. Но вместе с тем настораживающим фактором является то, что 2,6% из числа опрошенных отрицают наличие у других народов самобытной этнокультуры, а 4,3% относятся равнодушно и 0,9% — отрицательно к другим этнокультурам.
В целом можно констатировать, что знания современной студенческой молодежи Дагестана о своей национальной культуре остаются на довольно слабом уровне. Это является следствием многих факторов: низкий уровень, а порой и отсутствие системы эстетического, трудового и патриотического воспитания в школах и вузах республики, нивелирующее воздействие западной «массовой культуры» и др.
В последние годы в области духовной культуры России наблюдаются некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышение внимания государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения. Так, например, в указе Президента РФ В.В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко очерчены такие традиционные духовно-нравственные ценности, как «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России», что служит ключевой и непременной установкой формирования духовной культуры.
Несомненный прогресс наблюдается и в вопросах взаимодействия органов государственной власти России с основными традиционными для нашей страны конфессиями – православием, исламом, буддизмом и иудаизмом. Это взаимодействие осуществляется в интересах достижения национального согласия внутри страны, повышения уровня нравственной культуры российского общества, в том числе — при решении задач воспитания молодого поколения российских граждан.
На X Санкт-Петербургском Международном форуме объединённых культур Президент РФ Владимир Путин отметил необходимость уважения традиционных ценностей и религий. Выступление Президента России в очередной раз подчеркивает заботу нашего государства о соблюдения преемственности духовно-нравственных идеалов, чтобы не разрушалась вера в идеи добра, красоты и справедливости. А для этого следует сохранить и приумножить те достижения, которые непосредственно входят в понятие «культура» и прежде всего «духовная культура».
Духовная культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека и общества в духовной сфере, а также результаты этой деятельности. Важными результатами здесь являются духовные ценности – сложнейшая, исторически обусловленная совокупность знаний, мировоззренческих идей, религиозных и этических учений, норм, моделей и образцов поведения и взаимодействия людей в обществе, культурных традиций, характерных для определенных видов человеческих сообществ, а также для человечества в целом.
Значимую часть духовной культуры составляют результаты духовного творчества: произведения разных видов искусства (музыки, живописи, поэзии, кинематографа и т.д.), литературные произведения, результаты наиболее важных научных открытий и исследований и др. К сфере духовной культуры относятся также религиозные учения и ценности.
В рамках настоящей статьи представляется целесообразным использовать более узкую трактовку понятий духовной культуры и духовных ценностей, которая позволяет выявить ее связи с проблемами национального единства российского народа. Под духовной культурой в данном ракурсе следует понимать совокупность тех компонентов культуры, которые являются существенными для формирования этических принципов поведения людей в обществе, на основе которых строится их отношение к окружающему миру, другим людям и к самим себе. К таким принципам относятся представления человека о смысле жизни, добре и зле, человеческом достоинстве, чести и совести, долге и ответственности.
Нисколько не умаляя значения в жизни российского общества других компонентов духовной культуры (эстетической, научной, деловой, экологической и др.), далее мы сосредоточим внимание лишь на тех ее факторах, которые являются сегодня наиболее актуальными и существенными для решения важных проблем национального единства России. Такими факторами являются духовные ценности.
Духовная ценность определяет то, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности. Важным достоянием российской культуры являются ее традиционные духовные ценности, которые сформировались на протяжении всей многолетней истории развития нашего государства и отражают главные отличительные черты и особенности России как единой нации. Исследования показывают, что в числе характерных для традиционной культуры России духовных ценностей наиболее значимыми и приоритетными являются следующие:
- Мировоззренческие ценности, наиболее важными среди которых являются представления о цели и смысле жизни, религиозная вера, совесть и достоинство.
- Общественные ценности, среди которых главными в России всегда считались патриотизм и гражданская ответственность за судьбу страны, служение Родине, чувство долга и общественное признание.
- Жизненные ценности, среди которых приоритетными являются отношение к родителям и детям, своей семье.
- Ценности межличностного общения, такие, как любовь, дружба, честность, порядочность, гостеприимство.
Исследования показывают, что национальное единство страны – это, прежде всего, единство представлений ее народа о наиболее значимых духовных ценностях. Ценностно-смысловые основания, лежащие в основании коллективной – национально-культурной идентичности, разделяемой всеми жителями страны, составляют ядро национального единства. Именно это, а не принадлежность людей к той или иной конфессии или же этносу, и обеспечивает сплочение народа данной страны, делает его единой нацией.
Таким образом, необходимым условием для обеспечения национального единства российского народа является его культурная общность и, в первую очередь, общность духовных ценностей.
Наблюдающиеся в России попытки заимствования духовных ценностей современной западной культуры, в основе которой сегодня в обществе доминируют эгоизм, личный успех и материальное благополучие, являются чрезвычайно опасными для будущего нашей страны, так как они разрушают не только национальное единство общества, но и самого человека как нравственную личность.
Поэтому для решения данной архиважной проблемы консолидации народов России на ценностях отечественной духовной культуры ученые считают крайне необходимыми и неотложными комплекс мер в области научных исследований, в сфере образования, культуры и искусства, в социальной сферы, в сфере нравственного воспитания и т.д. Не претендуя на полноту решения проблемы в разных областях жизни и деятельности российского гражданина, попытаемся определить пути ее решения в сфере образования.
Сфера образования является одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области духовной культуры. Ключевой проблемой здесь, по мнению многих авторитетных отечественных ученых, является безотлагательное восстановление системы нравственного воспитания нового поколения российских граждан. С этой целью требуется не только пересмотреть содержание многих образовательных программ для начальной, средней и высшей школы, но также обеспечить соответствующую подготовку преподавателей в области психологии, педагогики и методологии воспитательной работы. Весьма важно в этой связи вернуть в учебный процесс подготовки в колледжах и вузах педагогических кадров чрезвычайно важные в формировании духовной культуры дисциплин: этика, логика, эстетика и культурология.
В стране, где функционируют единая конституция, общие и обязательные для всех граждан страны законы, постановления, решения не могут быть разные чтения, самовольные подходы к изучению, осмыслению, пониманию и практическому применению педагогики и методологии нравственного воспитания, впрочем, как и дисциплины «История России», где объективные исторические факты по воле отдельных авторов-составителей учебников истолковывались субъективно и привели к известным фактам искажения отечественной истории.
Проблема нравственного воспитания молодого поколения является одной из самых острых и стратегически важных проблем современной России. В основе духовно-нравственного воспитания российских граждан должны лежат духовные ценности, входящие в ядро общероссийской и общечеловеческой морали. Отсюда и настоятельная необходимость в том, что национальное единство, взаимопонимание и сплоченность народов России следует обеспечить лишь при глубоком и всестороннем восприятии, усвоении, понимании и осмыслении всеми гражданами России самых сокровенных духовных ценностей народов и конфессий нашего отечества России. А это требует непременного и безотлагательного изучения в общеобразовательных организациях страны и республики предмета «Культура и традиции родного народа», а в средних специальных и высших учебных заведениях специальной дисциплины «Отечественная культура народов России». Подчеркиваю, не дисциплину, по усмотрению учащихся и их родителей предлагающую им содержание или православной, или мусульманской, или иудейской, или буддийской культур, в отдельности, а «Отечественную культуру народов России», где в равной степени будут представлены как духовно-материальные ценности всех конфессий, так и всех народов, населяющих нашу великую державу. Только при максимальном понимании и уважении духовных и материальных ценностей каждого народа России можно с малых лет выработать у детей чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимоподдержки, мира и согласия между людьми и народами.
Сегодня как никогда ранее очевидна потребность в одухотворении образования, в возвращении его к первоначальному смыслу: «образовать» – значит, помочь человеку сформировать Образ мира, в котором духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Основным средством в этом благородном деле становится воспитание. Еще Я.А.Коменский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане. Поэтому справедлива оценка, которую дал воспитанию К.Д.Ушинский: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины».
Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ