Этнокультурное просвещение учащихся

(На потенциале детских и школьных библиотек)

Среди ключевых проблем современного российского общест­ва, и прежде всего народного образования, трудно представить бо­лее важную, чем проблема возрождения культуры и духовно- нравственного сознания граждан. Особенно остро стоит эта про­блема в связи с многолетними кризисами в области политики, эко­номики, в социальных и духовных сферах российского общества.

Попытки реформирования образования с ориентацией на цен­ности американской демократии и европейской цивилизации, аме­риканский акцент, доминирующий на экранах кинотеатров и теле­видения, поток переводной литературы с активным насаждением ценностей чуждых нам культуры, мыслей, поступков, образа жизни, искусства с насилием, примитивизмом, пошлостью  ве­дут к моральной деградации, нравственной распущенности, отчуж­денности детей, подростков и молодежи от национальной культуры своего народа, к забвению ими своих исторических корней. Не яв­ляется исключением и наш многонациональный Дагестан. Здесь, как и во многих других регионах России, попраны исконно нацио­нальные свойства личности, дагестанский национальный характер, не везде и не у всех в почете честь и совесть, порядочность и доб­рожелательность, долг, верность, человеческое, национальное и нравственное достоинство, благотворительность, патриотизм.

Все это происходит оттого, что мы еще не вникли в содержа­ние нашей отечественной, дагестанской и собственной националь­ной культуры, не научились выявлять, осмысливать и применять на практике исторически апробированные регионально эффективные культурологические ценности. Выявление уровня сформированности культурологических знаний, умений и навыков выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей показывает, что большинство из них не имеют даже поверхностного представления о дагестанской и национальной культуре, не могут установить средства их выражения и т.д. Не знают выпускники и программно-тематического содержания даге­станской национальной культуры труда, культуры общения, эколо­гической культуры, правовой и политической культуры, иногда да­же и культуры поведения. И это все наблюдается, как ни печально, после истечения более чем 30 лет после введения Минобром РД в учебные планы дагестанских школ специальных культуроведческих предметов: «Культура и традиции народов Дагестана», «Русская национальная культура», «Мировая культура».

Разрушительное воздействие средств массовой информации и стихийное влияние деформированной социальной среды на созна­ние школьников оказались более эффективными, чем организован­ный учебно-воспитательный процесс по предметам культурологи­ческого цикла. В чем же причина продолжающегося духовно­-нравственного обнищания школьников, даже после введения в рас­писание ряда культуроведческих дисциплин? Причин здесь много: и объективных, т. е. диктуемых политическими и социально-эконо­мическими условиями государства и республики; и субъективных, т. е. прямо зависящих от человеческого фактора, в данном случае непосредственно вызванных непродуманной, неэффективной дея­тельностью организаторов образования и равнодушных педагогов. Об этом необходимо говорить в специальной статье.

Здесь нам хотелось бы отметить лишь основную причину сла­бой культурологической подготовки наших учащихся. А заключа­ется она в том, что при изучении культуры как предмета исследова­ния и при преподавании культуры как учебного предмета большин­ство педагогов акцентируют внимание учащихся только на событи­ях, фактах предметах, идеях и т. д., без целенаправленного выявле­ния и публичного освещения их личностно-этической, социальной, национально-региональной и общечеловеческой значимости. Культуру ошибочно преподают подобно истории. А между тем еще Лев Николаевич Гумилев замечал: “Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил, памятники — помимо тех, кто на них смотрел и ради кого их творил художник, философемы, а не реакцию на них современников” (Этногенез и биосфера земли, — Л., 1989. — С. 437-438).

Как автор большинства общеобразовательных учебных про­грамм по культуре и традициям народов Дагестана хочу лишний раз напомнить, что целью преподавания данного предмета в школах яв­ляется не столько образование учащихся, сколько их идейно-­патриотическое, морально-этическое, трудовое, эстетическое и фи­зическое воспитание на веками сложившихся устойчивых ценно­стях духовной и материальной культуры народов Дагестана. Это исключительно важно именно сегодня, в условиях отсутствия чет­ких идеологических ориентиров в обществе и государстве. В этой связи при изучении культуроведческих предметов, возникает на­стоятельная необходимость пристального внимания, прежде всего к такому мощному пласту культуры, как педагогическая культура на­рода (этнопедагогика).

Этнопедагогика — это традиционная народная методика очело­вечивания, окультуривания человека и общества. Она, как духов­ный феномен народа сообщает нам эмпирические знания, сведения, идеалы, взгляды, представления, установки, навыки и приемы вос­питательных действий, испокон веку ценимых и почитаемых тру­дящимися. Этнопедагогика как учебная дисциплина уже ряд лет изучается на педагогических отделениях и факультетах колледжей и вузов страны. Но в более чем полутора тысячи школах респуб­лики работают учителя, которые преподают культуру, недостаточно владея ее средствами, формами и ме­тодами этнопедагогики. Как же помочь им восполнить серьезный образовательный пробел?

В условиях небывало низкой обеспеченности школ методиче­ской литературой, надежной формой этнопедагогического просве­щения учителей учащихся и их родителей могла бы стать целенаправленная работа ведущих детских и юношеских библиотек рес­публики, прежде всего Республиканской детской библиотеки. Как известно, она располагает не только оригинальными художествен­ными, публицистическими, научно-популярными изданиями по различным видам и типам культуры, но и достаточно компетент­ными кадрами для умелой разработки и организации образователь­но-воспитательных мероприятий с детьми и подростками. Свиде­тельство тому созданные в последние годы и изданные здесь мето­дические рекомендации: “Работа детской библиотеки по формиро­ванию культуры межнационального общения” (К. О. Омаров и А.П. Карнаухова), “Литература — мост дружбы” (К. Султанова), «Тайны, открытия, гипотезы, загадочные явления” (К. Султанова), “За здоровье природы в ответе каждый” (У.З. Богатырова), “Каким ты будешь, человек?” (У.З. Богатырова) и другие.

Однако системный подход к культуре, в частности к этнопедагогической культуре, предполагает просвещение детей и подрост­ков по самым разным направлениям и видам как национальной, обще дагестанской, так и отечественной и мировой культуры.

Содержание дагестанской национальной культуры в этнопедагогическом аспекте широко и доступно освещается в следую­щих издания:

Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана: Учеб­ник-хрестоматия для 3-4 классов.) — Махачкала, 1996, 1997; М., 1998.

Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана: Учеб­ное пособие для 5 класса. – М., Изд-во «Просвещение», 2023, 2024.

Саидов Т.Г. Уроки культуры и традиций народов Дагестана в 3-4 классе: Пособие для учителя. — Махачкала, 1998.

Магомедова З.М. Культура и традиции народов Дагестана: Методическое пособие. — Махачкала, 1997.

Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана: Про­грамма и методические рекомендации для 8-9 классов. — Махачкала, 1996.

Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана: Учеб­ное пособие для 8 класса. – М., Изд-во «Просвещение», 2024.

Магомедова М.А. Культура и традиции народов Дагестана: Методические рекомендации и разработки уроков для 8-9 классов. — Махачкала, 1997.

Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана: станов­ление мужчины: Учебник-хрестоматия для 10-11 классов. — М., 1998.

Эти и другие учебно-методические издания могли бы занять достойное место в работе библиотекарей и определить эффектив­ные мероприятия для этнокультурного и этнопедагогического про­свещения детей и подростков.

В этнопедагогическом общении с детьми и подростками важно учитывать как национально специфическое, так и интернацио­нально общее прогрессивное содержание традиционной педагоги­ческой культуры. Достаточно полные представления по этнопедагогическому наследию различных народов России и СНГ дают такие фундаментальные справочники, как Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIвв. (М., 1985), Антология педагогической мысли России XVIII в. (М., 1985), Антология педагогической мысли Узбекской ССР (М., 1986), Анто­логия педагогической мысли Грузинской ССР (М., 1987), Антология педагогической мысли Киргизской ССР (М., 1988), Антология педа­гогической мысли Азербайджанской ССР (М., 1989), Антология пе­дагогической мысли: прогрессивная зарубежная педагогическая мысль (М., 1988) и другие.

С высокими идеалами, моральными и дидактическими прин­ципами народов Дагестана, житейской мудростью, взглядами, нрав­ственными и физическими достоинствами дагестанцев, прогрессив­ными методами и приемами их формирования можно ознакомиться через популярные книги дагестанских ученых-педагогов:

Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формиро­вании нового человека. — Махачкала, 1968.

Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых тради­циях народа. — Махачкала, 1976.

Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. — Махачкала, 1980.

Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: словесные средства вос­стания. — Махачкала, 1984.

Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. — Махачкала, 1986.

Магомедов А.М. Художественные традиции пародов Дагеста­на и их роль в эстетическом воспитании учащихся. — Махачкала, 1988.

Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. — Махачкала, 1992.

Мирзоев Ш.А. Давайте поиграем: Лезгинские народные игры. — Махачкала, 2022.

Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: методика этнокультурного воспитания — Махачкала, «Алеф», 2024.

Мирзоев Ш.А. Культура Дагестана — основа формирования человека (народный кодекс этнокультурного воспитания), Махачкала, «Алеф», 2023.

Саидов Т.Г. Традиции народа творят человека. — Махачкала, 1994 и другие.

Этнокультурное и этнопедагогическое просвещение предпола­гает не эпизодическое ознакомление детей со случайными фактами и явлениями, а систематическое, последовательное, глубокое и все­стороннее изучение конкретных видов и направлений в национальной и многонациональной дагестанской культуры. Так, например, исхо­дя из нынешних реалий, объектами серьезного внимания детских, в том числе и школьных библиотек могли бы стать такие направления дагестанской культу­ры и формы их освещения:

  • выставка книг (стихов, рассказов, сказок, пословиц, погово­рок и загадок, восхваляющих достоинства видов труда и тружеников);
  • выставка иллюстраций, отражающих орудия, способы и ме­тоды образцового ремесленного земледельческого и живот­новодческого труда;
  • стенды изделий и продуктов дагестанского национального труда;
  • встречи с ветеранами земледельческого, животновод­ческого и ремесленного труда, “презентация” их личного трудового вклада в народное хозяйство и культуру респуб­лики и Отечества;
  • викторина “Хлеб — всему голова”;
  • конкурс “Знаете ли вы традиции дагестанской народной экономики”.

Это лишь некоторые формы ознакомления детей и подростков с удивительно мудрым опытом жизнедеятельности дагестанского труженика. К этой работе можно привлечь коллективы учителей и учащихся ближайших школ, лицеев и гимназий.

Аналогичные формы этнокультурного просвещения целесо­образно организовать по художественной культуре народов Даге­стана, с приглашением на встречу с читателями мастеров приклад­ного и изобразительного искусства, художников, скульпторов, ар­тистов, актеров, архитекторов и т. д., по правовой культуре народов Дагестана — с приглашением историков и этнографов — знатоков обычного права (адатов) Дагестана; по физической культуре — с приглашением мастеров по национальным видам спорта (борьбе, канатоходству, джигитовке и т. д.); по культуре дагестанского быта — с приглашением мудрых аксакалов; по культуре речи — с пригла­шением дагестанских фольклористов и лингвистов; по культуре межличностных и межнациональных отношений — с приглашением ученых педагогов и ветеранов педагогического труда. Словом, традиционными мероприятиями для библиотек должны стать не только “Дни поэзии”, “Дни национальной литературы”, но и “Дни нацио­нальной культуры”, “Недели национальной культуры”, “Выставки и вечера дагестанской культуры”, демонстрирующие уникальные достижения народов Дагестана в духовно-нравственном воспита­нии и интеллектуальном образовании человека и общества.

МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ им. Р Гамзатова