Корреспондент «РГ» Тимур Алиев, проехав по древним аулам Дагестана пару лет тому назад, написал заметку, которая начинается так: « В Дагестане около ста заброшенных сел, которые по разным причинам покинули местные жители…».
Наиболее известные из них – Гамсутль в Гунибском районе, Гоор в Шамильском… И далее по списку: старая Корода, тоже в Гунибском районе, в том же Шамильском районе старый Кахиб, далее Гагар, Чилда, Хуштада, Гуйми… Простое упоминание всех этих сел не решает проблему. Многие общественные деятели в беседах с автором этих строк называют переселение горцев на равнины одним из бед Дагестана.
В печати и в разговорах люди рассказывают о разных причинах переселения, и все они почти сводятся к отсутствию условий и дорог…
… Несколько лет тому назад с председателем инициативной группы по восстановлению селения Кахул в Ахтынском районе Рамазаном Селимовым, отставным офицером , в Госархиве Дагестана мы наткнулись на информацию о том, что в годы «оттепели» якобы сами сельчане Кахула своим волеизъявлением решили покинуть это селение. А на самом деле – под замысловатыми формулировками об «урбанизации», партия взяла курс на это, мягко говоря, ошибочное направление. Кстати говоря, в Ахтынском районе этой горькой участи постигли несколько сел: Гра, Маза, Джиг Джиг, Маза…
…А при подъезде к сравнявшимся с землей руинам селения Храх охватывает ощущение, что ты попал в запустение, в прошлое с загадочными символами на некоторых камнях… Текущая вниз родниковая вода оживляет панораму…
При виде осиротевших сел больно сжимается сердце. А поднимаешь голову вверх – будто ничего не изменилось, небо голубое, а только земля растрескалась, быть может, от зноя и перепадов температур, а может, и от переживаний, точка отсчета которых восходит в далекие годы к середине прошлого столетия.
А некогда люди здесь жили в радостях и печалях, здесь люди трудились в основном в сельском хозяйстве , создавая необходимый общественный продукт и блага, никому не мешая… Здесь воздух наполнялся детскими голосами… Блеянье многотысячных стад овец и ржание лошадей здесь были привычными звуками…
Поэт писал: люди, как и птицы, всегда хотят вернуться в свои гнездовья; в душе горца никогда не померкнет особая теплая любовь к родным местам. В душе уроженцы этих мест хотят вернуться к генетически запрограмированной жизни животноводов и земледельцев, к творческому труду во всех сферах жизни на исторической земле своих предков. Сейчас стало гораздо легче создать условия и провести дороги к местам, к которым привязаны сердца горцев. Для реализации этих задач необходимо финансирование в виде бумаг и циферек, называющихся безналичными деньгами.
Шихмурад Шихмурадов,
ответственный секретарь «Лезги газет»