32 года назад в учебные планы школ республики был введен новый предмет — «Культура и традиции народов Дагестана». Вместе с надеждами это вызвало и ряд Проблем, которые анализирует автор.
ШКОЛА У ВСЕХ НАРОДОВ и во все времена мыслилась, прежде всего, как интеллектуальная и духовная опора народа. Именно за полноценные народные школы ратовала и дагестанские мыслители, педагоги Гасан Эфенди Алкадари, Гасан Гузунов, Абусуфян Акаев, Али Каяев, Алибег Тахо-Годи, Абдулкадыр Алкадарский, Саид Омаров и многие другие.
В нашей же стране на протяжении последних десятилетий народные идеалы и национальные традиции усердно искоренялись из школы. Существующая идеология десятилетиями искажала национальную историю, обходила истоки народной культуры, не учитывала естественные для данной среды средства, формы и методы воспитания человека. К примеру, предмет история Дагестана лишь бегло упоминает некоторые факты становления и развития народной культуры, не учитывает богатый культурологический опыт многочисленных народов Дагестана, замалчивает такие направления национальной культуры, как культура труда, политическая культура (народная дипломатия), правовая культура (человеческое право горцев), педагогическая культура и т. д. То же самое происходит и на других уровнях образования.
В результате дагестанская школа постепенно денационализировалась, теряла связь с подлинной жизнью, отрывалась от национальных истоков и оказалась теперь в состоянии кризиса. В этих условиях Министерство народного образования Дагестана приняло единственно вернее решение — с 1991- 1992 учебного года в учебные планы школ был веден новый общеобразовательный предмет — «Культура и традиции народов Дагестана».
За прошедший период совместными усилиями ученых и педагогов республики сделано немало. Издана пособия патриарха дагестанской науки профессорa P. Магомедова «Обычаи и традиции Дагестана», педагога Т. Саидова «Народные традиции подготовки молодежи к жизни», Ш Мирзоева «Народная педагогика Дагестана», программы и учебники коллектива авторов «Культура и традиции народов Дагестана».
Накоплен определенный опыт преподавания предмета в средних школах №№ 17 36, 18, 12, 39, 22 г Махачкалы, в Аксаевской, Курушской, Муцалаульской и других школах Хасавюртовского района, Испикской и Ашагастальской школах Сулейман Стальского района, Согратлинской школе Гунибского района и др. С приглашением известных деятелей культуры и искусства, знатоков народной мудрости проводились открытые уроки, показательные семинары для работников народного образования, есть попытки создания кабинетов культуры и народной педагогики, наглядных пособий, сбора и систематизации историко-культурологического материала с помощью учащихся.
Вместе с тем введение предмета в учебный процесс породило множество проблем. Частью надуманных, а честью серьезных, требующих изучения и конструктивного решения. Руководители некоторых школ, игнорируя требования учебного плана, самовольно не тарифицировали «Культуру и традиции народов Дагестана» как обязательный предмет. Другие поручили преподавание его учителям со слабой профессионально — педагогической и методической подготовкой. Трудно поверить, чтобы в школах, где работают 40—60, а иногда и более учителей не нашлось одного-двух достаточно компетентных и эрудированных в вопросах культуры. Опытные же директора сумели привлечь к такой ответственной педагогической работе даже кандидатов и докторов наук. Трудно поверить, чтобы в течение целого учебного года, как это выявилось в ряде школах, невозможно было обеспечить учителя изданными в свое время программами и учебниками. Видимо, с молчаливого согласия педагогических коллективов продолжается порочная практика игнорирования регионально особенного, национально специфического содержания национального культурологического образования.
В условиях, когда дагестанская школа впервые вплотную взялась за возрождение культуры, ответственность более всего должны чувствовать ученые педагоги, руководители народного образования. Однако отдельные сотрудники институтов и ученые педагоги историки говорят о каком-то «сепаратистском уклоне» предметной программы, изолированности ее от истории Дагестана.
Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» ни в какой мере не оторван от истории республики. Программы составлены на основе историке — хронологического принципа и дает возможность изучить народную культуру как целостное явление. Более того, предмет решает не столько познавательные задачи (несомненно, и они предусмотрены), сколько воспитательные. Поэтому основной идеей программ и учебников КТНД является изучение культуры как продукта народной педагогики, возрождение созидательной роли народной педагогической мысли. Все это очень важно для современного общества.
Как известно, предмет «История Дагестана» в сегодняшнем его состоянии сам нуждается в систематизации, пересмотре исторических фактов, событий, явлений. Нужны, видимо, многолетние согласованные усилия дагестанских историков, чтобы вернуть народу его объективную историю, дать школьникам и студентам более или менее устойчивый учебник. Думаю, в этих условиях нет необходимости объединять предметы «Культура и традиции Дагестана» и «История Дагестана». Понятие «культура» значительно более емкое нежели «история», «политика». Не историки и политики делают культуру, а культура воплощенная в сознании человека, народа, делает и политику, и историю, и экономику. Все это, на мой взгляд, дает культуре право быть отдельным может, даже приоритетным предметом в школьном расписании.
ТЕПЕРЬ О «СЕПАРАТИЗМЕ» программы. Она действительно акцентирует внимание школьников на обычаях, традициях и обрядах дагестанских народов. Но это не значит, что мы отрываем наших детей от отечественной и мировой культуры. Напротив, предмет КТНД закладывает прочную основу для будущего глубокого понимания и критического осмысления восточной, европейской и любой другой культуры.
Что касается реальных проблем, то нужно срочно создавать учебно-методическую базу предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Типографские мощности республики и возможности местных издательств сегодня уже не в силах обеспечивать своевременное издание учебников. Выход видится в создании солидного фонда возрождения культуры Дагестана. Нужно выявлять лучшие научно — педагогические силы республики, направлять их возможности на скорейшее создание учебно-методической базы культуры.
Другая не менее важная проблема — подготовка кадров.
Мы должны исходить из того, что современный учитель культуры должен быть широко эрудированным, имеющим глубокое, целостное представление по вопросам национальной и отечественной истории, литературы, искусства, этнографии, родного и дагестанского языкознания, народного просвещения, народной логики, философии, этнической психологии и педагогики.
Отсюда вытекает необходимость коренного пересмотра содержания курсов «Технологии воспитательной работы в школе», «Теория воспитания», «История педагогики» в педучилищах и педвузах. Они, на наш взгляд, должны быть максимально приближены к условиям нашей республики, и основываться на традиционной народной системе воспитания и образования, разумеется, с учетом исторического и передового опыта других народов мира. Должна обязательно изучаться дисциплина «Народная педагогика Дагестана», которая гарантировала бы студенту знания, умения и навыки, сконцентрированные в педагогическом наследии народов Дагестана. Национально мудрые организаторские и педагогические способности могла бы привить студентам и другая дисциплина— «Методика народного воспитания».
Должно быть пересмотрено и содержание предмета «История педагогики», поскольку оно не учитывает региональных и национальных особенностей дагестанской школы, историю развития и становления народной педагогической мысли.
Решение этих проблем в условиях вуза требует открытия специального факультете — дагестанской культуры, истории и филологии создания специальной кафедры культуры и традиций народов Дагестана.
И ПОСЛЕДНЕЕ. Предмет «Культура и традиции народов Дагестана», который с 2024–2025 учебного при поддержке министра оброзования и науки РД Яхъи Гамидовича Бучаева уже вернул себе достойное место в учебно-воспитательном процессе дагестанской школы, не может ждать, пока через четыре-пять пет педучилища и институты пришлют в школы дипломированных специалистов. Требуется оперативная переподготовка учителей, уже сегодня преподающих этот предмет. В этой связи приходится рассчитывать на Дагестанский государственный педагогический университет им. Р Гамзатова, его потенциальные возможности по подготовке учителей–культуроведов. .
Мы коснулись лишь основных проблем, встречающихся на пути возрождения дагестанской национальной культуры через образовательные организации республики. Успех их решения во многом зависит от согласованности и целенаправленности действий Министерства народного образования Дагестана, Научно-исследовательского института педагогики, ДИРО, педколледжей, ДГПУ, ДГУ Дагестанского научного центра. Координировать эти действия должен, видимо специальный отдел Министерства образования и науки РД.
Нельзя жалеть сил и средств для решения этой архиважной задачи — возрождения культуры народов Дагестана. Необходимо уже сегодня создать предмету мощную экономическую поддержку на уровне правительства Республики Дагестан.
Мирзоев Шайдабег Айдабегович–зав сектором педагогики ДНИИП им. А.А. Тахо–Годи,
профессор ДГПУ им. Р.Гамзатова.