«Мы маленькие дети.  Мы хотели жить…»

Еще не начинал я писать эти строки, дорогой читатель, а в ушах, на фоне тихих, жалостных, женских стонов уже звучал кристально-чистый, будто с небес, голос: «Мы маленькие дети. Мы тоже хотели жить». Это голос безвинно убиенных детей Беслана, ни днем, ни ночью неумолкаемый по сей день над «Городом ангелов», что в братской Северной Осетии, на земле легендарного и многострадального Северного Кавказа. Слова эти в граните мемориале звучат, словно.

Гениальны слова выдающейся дагестанской поэтессы Миясат Муслимовой, посвященные страшной бесланской трагедии, будто обозримые чувства материализованные:

«Опустите глаза,

Когда матери тихо

На Голгофу идут к сыновьям … ».

В трех строках сострадающая душа поэта выразила весь трагизм, цинизм нашего времени. Остановитесь. Вдумайтесь на минутку. И, вспоминайте прошлое…. Вы изменились хоть чуть-чуть? Да? Тогда не все потеряно.

«Город ангелов» — это мемориальный комплекс, кладбище, на котором похоронены 266 человек, из них 186 – дети. Погибшие их родители, учителя и сотрудники школы. Среди погибших также – 10 бойцов подразделений спецназа «Альфа» и «Вымпел» ФСБ России, два сотрудника отряда «Центроcпас» МЧС РФ и житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников. Большинство бойцов спецназа погибли, прикрывая собой детей. На Северном Кавказе, наверное, нет второго такого кладбища, на котором вместе лежат мусульмане и православные, одновременно, сливаясь в едино, звучат исламские и христианские молитвы. Всевышний Создатель наш – единый. И всеобщий язык для общения – язык человеколюбия – все мы знаем. В чем, тогда дело? Откуда такая жестокость?

Ровно 20 лет назад, в эти минуты и часы, когда пишу данные строки, 32 человекоподобных существа – террористы устроили в школе №1 города Беслана сущий земной ад, в котором дети, их родители, наставники принимали мученическую смерть. В заложники были захвачены 1116 человек.

Штурмом освободили заложников, уничтожили всех террористов. Одного взяли живым. Осужден на пожизненный. По официальным данным, жертвами событий в Беслане стали 334 человека, в том числе 186 детей в возрасте от 1 года до 17 лет..

Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Он напрямую связан с трагическими событиями в Беслане, где произошел один из самых ужасающих, чудовищных терактов, потрясших весь мир. В этот день, ставший  символом национальной скорби России, во всех городах вспоминают всех жертв терактов, происшедших в стране и мире.

Их, терактов, было много. До и после Беслана. Буденновск, Первомайск, Кизляр, театральный центр на Дубровке, взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, Каспийск, Кизляр, Крокус-Сити, Дербент, Махачкала….  Вспомним о некоторых из них.

Утром 9 января 1996 года около 250 террористов во главе с Салманом Радуевым проникли в город Кизляр, захватили городскую больницу и около 3000 заложников, Такого большого количества заложников в руках боевиков никогда не было. Захватили соседний с больницей девятиэтажный дом, в котором четыре этажа заминировали. Террористы вышли на связь с комендатурой города и предъявили требование «вывести федеральные войска из Чечни и всего Северного Кавказа». Они грозились расстреливать по 15 заложников за каждого погибшего боевика. В переговоры с ними вступило руководство Дагестана. Переговоры, в которых принимали участие Председатель Госсовета РД Магомедали Магомедов, Председатель парламента Муху Алиев, Председатель Правительства РД Абдуразак Мирзабеков, депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов, шли до утра. Шли они 10 и 11 января. А военные настаивали на штурм больницы, полной заложниками. Ночью с 11 на 12 января Абдуразак Марданович Мирзабеков лично встретился с главарями террористов. Военные продолжали настаивать на штурм. Магомедали Магомедов, наконец, дозвонился до Ельцина, по личному приказу, которого штурм был отменен. На пятый день переговоров договорились: боевикам предоставить автобусы, гарантировать им безопасность по пути отхода на территории Дагестана, освободить всех захваченных детей и женщин в обмен на представителей дагестанского Правительства, депутатов, журналистов. Среди добровольно пошедших в заложники были наши коллеги, журналисты Алик Абдулгамидов, Руслан Гусаров, Тимур Джафаров и Камиль Омаров. Все они в колонне автобусов, оказавшейся под обстрелом с обеих сторон: федералов и боевиков  возле Первомайска, чудом остались живы. 

15 мая 2015 года инспектор лесоохраны Касумкентского лесничества, житель селения Икра Курахского района Зейнудин Батманов, обходя свой участок леса, обнаружил боевиков, которые удерживали семейную пару с грудным ребенком – заложников. Ребенок громко плакал. Семейная пара Батманову не была знакома. Наверное, приезжие. На русском разговаривали чисто, успокаивали ребенка. А он плакал. Батманов подошел к вооруженным боевикам, поздоровался. Попросил отпустить удерживаемых: «они ни в чем не виновны». Долго просил, и, наконец, ему удалось убедить бандитов отпустить родителей с ребенком, взамен предложив им себя в заложники. Те согласились. Ребенок и его родители были спасены. Бандиты убили Зейнудина Батманова.

Подробности убийства стали известны позже, когда, спустя два года, после очередной спецоперации сотрудники полиции обнаружили в телефоне у одного из террористов видеозапись расправы над инспектором лесоохраны, а другой бандит, захваченный живым, на допросе подробно рассказал о них. В тот трагический майский день «лесные», обнаружив в списке телефонных контактов у Зейнудина Батманова номер начальника Курахского райотдела полиции Абуталиба Фатулаева, потребовали от инспектора позвонить ему и сообщить о якобы найденном в лесу трупе.

По расчетам террористов, эта информация должна была заманить начальника в ловушку и позволить им убить его и группу полицейских. Но Зейнудин отказался выполнить это требование, сказав, что «На предательство я не способен, своих не сдам». После этих слов инспектор был убит автоматной очередью. На видеозаписи в телефоне эта трагическая сцена запечатлена.

Вот это и есть поступок. На который способен не каждый. Поступок, на который способен только человек, достигший самой высокой вершины нравственного совершенства. Это подвиг. Самое дорогое, что было у Зейнудина Лукмановича Батманова – свою жизнь – он отдал за жизни других. Он был любимцем всех икринцев. Ему присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Все жители Курахского района гордятся своим земляком, склоняют голову перед его памятью. На примере его жизни и подвига они воспитывают подрастающее поколение. В школах Сулейман-Стальского и Курахского районов традицией стали ежегодные памятные мероприятия, посвященные подвигу Героя России Зейнудина Батманова.

25 лет назад, в первых числах августа 1999 года в Ботлихский район почти беспрепятственно проникли первые группы до зубов вооруженных боевиков. А 7 августа с территории Чечни под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба в Дагестан вторглась целая армия хорошо обученных в спецлагерях и зомбированных экстремистской идеологией террористов. По разным данным, их численность  составляла от 400 до 1,5 тысячи боевиков. Захватили ряд населенных пунктов. Федеральных войск в них не было, а милиционеры и первые ополченцы, хотя сражались отважно, оказать сопротивление превосходящим силам не смогли.

Это был не просто террористический акт, а нечто хуже. Это была самая настоящая захватническая война террористов. Они планировали захватить города Хасавюрт и Буйнакск, затем Махачкалу и весь Дагестан. Басаев мечтал расширить территорию Ичкерии за счет Дагестана и выйти к Каспийскому морю. Для этого на дагестанско-чеченской границе численность боевиков довели до 10 тысяч человек. Они рассчитывали и на поддержку дагестанцев, «готовых скинуть пророссийское руководство республики» и перейти на сторону единоверцев. Но единоверцев, пришедших в республику с оружием в руках дагестанцы так же, с оружием в руках и встретили. Вооружился кто, как мог, и организовали ополчение, начали биться.

Бились самоотверженно, защищая свои села. Но смогли бы силы Дагестанского МВД и ополченцев выстоять против такой обученной армии, в которой были еще и смертники и наемники-иностранцы, какая напала на Дагестан? Да, мужеству и героизму, стойкости дагестанцам не откажешь. Вся история об этом свидетельствует. Эти качества они в ходе той войны проявили. Но силы были не равны.

Краткая хроника событий.

5 августа началась передислокация 102 бригады оперативного назначения ВВ МВД РФ для прикрытия чеченско-дагестанской границы в Цумадинском районе.

7-11 августа боевики захватывали один населенный пункт за другим.

9 августа начался бой за стратегическую высоту Ослиное ухо. 25 августа наши взяли высоту.

12 августа начались активные боевые действия с применением авиации и артиллерии.

29 августа началось наведение порядка в Кадарской зоне.

О нежелании агрессора убраться из Дагестана, об ожесточенности боевых действий говорит тот факт, что только 7 сентября в 5 километрах от города Хасавюрта удалось федеральным силам остановить боевиков. А далее, всего  одной недели было достаточно, чтобы изгнать их со всей территории  республики.

15 сентября Министр обороны РФ И. Сергеев доложил Председателю Правительства РФ В. Путину, что территория Дагестана полностью освобождена от террористов.

«Видя, как они защищают свою землю и Россию, я еще сильнее полюбил Дагестан и дагестанцев», – сказал Владимир Путин о событиях в 1999 году в Дагестане.

Возвращаясь к теме о солидарности в борьбе с терроризмом, вспоминаю слова опытного педагога, заслуженного учителя Дагестана, начальника управления образования Магарамкентского района Улубега Абейдуллаева, сказанные в беседе со мной: «Я как педагог уверен в том, что профилактическая работа по борьбе с экстремистской идеологией должна начаться с борьбы за души и сердца еще маленьких детей. Прежде всего, учить их добро отличить от зла, быть толерантными в положительном смысле слова, учить бороться за добро и против зла, воспитывать у них миролюбие и понимание других людей. А пока мы в школе детей учим этому, телевизор и интернет их учат обратному: агрессии и насилию. Что уж тут говорить, если даже любимые детские игры в интернете направлены на пропаганду культа насилия, радикализма и деструктивных форм поведения, зачастую имитируя теракты. Работать и работать с детьми. И в школе, и дома. Успех будет».

А. Исмаилов, собкор «Лезги газет».