Интервью Председателя Правительства РД Абдулмуслима Абдулмуслимова по итогам рабочего визита в Узбекистан

— Абдулмуслим Мухудинович, Вы провели ряд встреч, подписали соглашения. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Все встречи, которые прошли у нас на высшем уровне, были плодотворными. Подписаны соглашения, состоялась встреча с Председателем Правительства Узбекистана, его заместителем, губернаторами Наманганской, Бухарской и Самаркандской областей. Основой всему служит, что в своем послании в 2024 году Владимир Путин обратил внимание на возможность торгово-экономического сотрудничества между Республикой Дагестан Российской Федерации и губерниями Республики Узбекистан. В первую очередь это текстильная промышленность и сельское хозяйство. Рыбопродукция из Дагестана экспортируется в Узбекистан. На встречах говорили об основных направлениях взаимодействия в области промышленности. Например, у нас имеется промышленный стекольный кластер. В рамках реализации одного из направлений этого кластера будет создано совместное предприятие. Уже прорабатывается вопрос о том, что из стекольных шариков, которые выпускаются в Дагестане будут изготавливать ткани в Узбекистане. В Наманганской области такое же количество население, как и в Дагестане и функционирует более тысячи предприятий легкой промышленности. Из разговоров с чиновниками я понял, что в Узбекистане экономика начала развиваться последние 6-7 лет и драйвером является малый бизнес. Любой бизнес должен работать в «белую», потому что это налоги, налоги – это бюджет, бюджет – это развитие региона, развитие государства. Поэтому, со слов председателя правительства Узбекистана, их президент уделяет особое внимание развитию малого бизнеса всех форм. Соответственно, все предприятия зарегистрированы в государственных органах, и работники имеют трудовые соглашения, платят налоги. В Дагестане с прошлого года по Распоряжению Правительства функционируют зональные рабочие группы по пополнению доходной части бюджета. Только в январе текущего года мы дополнительно в бюджет республики получили более 626 млн рублей.

В ходе разговора с председателем правительства Узбекистана Абдуллой Нигматовичем Ариповым я представлял всю экономику Республики Дагестан. В частности, и промышленность, и сельское хозяйство. И когда я говорил, как у нас отрасль виноградарства динамично развивается, и что мы года 4 тому назад в республике открыли первый питомник по выращиванию виноградных саженцев, этот вопрос им стал очень

интересен, и он тут же поручил своему курирующему вице-премьеру и губернатору Наманганской области, чтобы они с Республики Дагестан проработали вопрос о поставке в 2025-2026 годах более 1 миллиона штук виноградных саженцев в Республику Узбекистан. У нас такие возможности и мощности есть.

Далее о финансовой сфере. В частности, вопросы исламского банкинга в Дагестане начали обсуждать и внедрять с 2011 года. Тогда было создано товарищество Аль Ариба с несением соответствующих финансовых средств. Когда Владимир Путин дал соответствующее поручение по финансовым рынкам профильным комитетом Госдумы была создана рабочая группа. Одним из пилотных регионов является Республики Дагестан. Но здесь следует сказать, что в России есть закон о банках и банковской деятельности, согласно которому если человек получает кредит, он должен погасить его с процентами. А по исламскому мировоззрению, исламскому банкингу, процентов не должно быть. Поэтому в настоящее время прорабатывается вопрос, какая форма организации исламского банкинга будет. Пока к единому мнению не пришли. Сегодня есть десятки представителей бизнеса арабского мира, которые хотят вложить деньги в экономику Российской Федерации, они должны соответственно получать прибыль, но в какой форме это будет, вопрос находится на стадии обсуждения.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об обсуждении темы развития товарообмена в сфере животноводства и растениеводства.

— Второй вопрос, который заинтересовал представителя правительства и их чиновников, это вопрос развития овцеводства Республики Дагестан. У них тоже овцеводство развивается, правда породы другие. Я говорил о тонкой и полутонкой шерсти, о мериносовой шерсти, которая у нас в Республике Дагестан имеется в достаточном количестве и сегодня востребована на международном рынке. В связи с тем, что у них развивается легкая промышленность очень динамично тут же было дано тоже соответствующее поручение своим чтобы с правительством Республики Дагестан проработали вопрос и по взаимодействию в области шерстопереработки и последующего изготовления шерстяных тканей.

Представитель правительства Республики Узбекистан показывал, как на ряде предприятий Наманганской области выпускают продукцию известных брендов. И каждые 2-3 дня несколько грузовых машин отгружают продукцию в Европу или в другие страны. Это говорит о высоком качестве.

В связи с тем, что в нашей рабочей группе был министр экономики и территориального развития Гаджи Султанов, я попросил, чтобы они организовали встречу с руководителями этих предприятий. Обсуждался вопрос возможности по нашему заказу шить детскую одежду для школьников на их предприятиях, что было поддержано. Чтобы вопросы, которые мы обсуждали, имели законную основу, нами было подписано соглашение между Республикой Дагестан и Наманганской областью. Параллельно такое же соглашение нами было подписано между Республикой Дагестан и Бухарской областью. Подписание всех соглашений происходило под эгидой Министерства экономики и территориального развития Российской Федерации и первого вице-премьера правительства Российской

Федерации Дениса Мантурова.

Одновременно обсуждался вопрос возможной переработки сельскохозяйственной продукции, в частности плодово-ягодной. В Узбекистане имеются передовые технологии сушки плодово-ягодной продукции.

Итоги нашего визита в Узбекистан я доложил главе республики Сергею Меликову. Сейчас мы составляем соответствующий план реализации этих соглашений, чтобы они

не лежали на полке и прежде всего была эффективность реализации проектов для экономики Республики Дагестан, Российской Федерации и, конечно, Республики Узбекистан.

— А что Вы могли бы сказать о договоренностях в сфере культурного обмена?

— Да, эта тема также широко обсуждалась, в частности, проговаривались вопросы культурно-спортивного сотрудничества и в рамках соглашения эта тема тоже отражена. Узбекская сторона с большим удовольствием и с восхищением говорили о том, что в футбольном клубе «Анжи» в свое время играл Одил Ахмедов, уроженец Наманганской области Республики Узбекистан. Сегодня он является первым заместителем футбольной ассоциации Узбекистана. Мы, конечно, говорили об единоборствах. И когда я отметил, что у нас в Республике Дагестан десятки олимпийских чемпионов, чемпионов мира, чемпионов Европы, чемпионов параазиатских игр и так далее, по вольной борьбе и по другим единоборствам, они вспомнили нашего Хабиба Нурмагомедова, говорили, что неоднократно у них был. И попросили, есть ли возможность, чтобы с Республики Дагестан туда выехала группа наших спортсменов, в том числе олимпийских чемпионов, чтобы они показали мастер-классы. С Сергеем Алимовичем мы этот вопрос тоже обсуждали. Соответствующее поручение дано министру спорта.

Обсуждались вопросы подготовки специалистов религиозного направления, я говорил о том, что в Дагестане достаточное количество средне-специальных и высших учебных заведений, имеющих соответствующую лицензию. Но передовой опыт будем друг другу передавать.

У нас одни духовно-нравственные ценности, и мы должны быть едины.