В Дагестане ведут археологические раскопки в рамках проекта строительства и реконструкции федеральной автодороги Р-217 «Кавказ», Обход Хасавюрта (с 718-го по 739-й км). Всего будет исследовано 60 курганов различных эпох и два древних поселения. Об этом сообщили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Кавказ».
До конца 2028 года в республике построят современный четырехполосный участок IБ категории длиной 21 км. На всем протяжении нового участка дороги устроят наружное освещение и разделят встречные потоки бетонным ограждением. В рамках проекта возведут три транспортные развязки, по пять путепроводов и скотопрогонов, а также мостовой переход через реку Ярык-Су.
– Под городом Хасавюртом обнаружено большое количество объектов археологии, некоторые из которых попали в зону строительства. С целью сохранения исторического и культурного наследия народов России перед началом дорожных работ археологи проведут раскопки древних курганов и поселений, – сказал начальник ФКУ Упрдор «Кавказ» Александр Лукашук.
На сегодняшний день исследован один из самых крупных курганов в группе «Хасавюртовские 5-е курганы», показавший крайне интересные результаты. Курганная насыпь была возведена 4,5 тыс. лет назад (25-23 вв. до н.э.) над погребением, судя по всему, знатного человека. На что указывает сама обширная могила глубиной более 2 м и предметы быта, уложенные в нее: три глиняных сосуда и бронзовый нож, имевший высокую ценность в то время, ведь обрабатывать железо люди ещё не умели.
– Современная наука позволяет реконструировать быт людей тех эпох: образ жизни, особенности ведения хозяйства, торговые связи и даже природные условия, в которых они жили. Многие этносы, оставившие на нашей земле следы своего пребывания, давно исчезли с исторической карты. Современным народам Кавказа стоит помнить, насколько богата история этой земли и бережно её хранить, – рассказал заведующий лабораторией археологических исследований Волгоградского государственного университета Михаил Кривошеев.
Параллельно дорожники начали реконструкцию девяти километров от границы с Чеченской Республикой до въезда в Хасавюрт. Здесь устраивают земляное полотно по левой стороне дороги под новые полосы движения. Общая ширина проезжей части составит 15 м, а каждой из четырех полос – 3,75 м. На двух транспортных развязках возводят насыпь для устройства путепроводов и подпорных стен. Вскоре приступят к буровым работам для строительства двух путепроводов и мостового перехода через реку Ярык-Су. В числе других производимых работ: снятие растительного слоя, перенос коммуникаций, устройство скотопрогона и водопропускных труб. На объекте задействовано порядка 80 единиц спецтехники и 200 рабочих.
На отрезке с 718-го по 727-й км предусмотрена реконструкция с расширением полотна дороги до четырех полос и обустройством примыканий. Еще порядка 10 км будет построено в обход зоны жилой застройки, а на 739-м км новая дорога сомкнется с основным направлением Р-217 «Кавказ» вблизи моста через реку Акташ.
Реализация проекта кардинально изменит схему движения транспорта по автомобильной дороге Р-217 «Кавказ», главным образом из-за отсутствия пересечения с улично-дорожной сетью Хасавюрта. Это значительно увеличит среднюю скорость транспортного потока, повысит пропускную способность, снизит количество дорожно-транспортных происшествий и улучшит экологическую обстановку в населенном пункте.