Сегодня, когда наше общество испытывает небывалую потребность в стабильных формах управления, полезно вспомнить о народном опыте. Вековые народные наблюдения, как урок последующим поколениям, закреплены в мудрых изречениях: «Без столбов забор не стоит», «Без матки рой не держится», «Без запевалы и песня не поется»…
Управление мыслилось народом как создание порядка, как умелое руководство: «От беспорядка и сильная рать погибает», «Взять в руки бразды правления», как умелое хозяйствование: «Нет плохой земли, есть плохие хозяева», «От хозяйского глаза жиреет и кот», «Всякий дом хозяином хорош».
Управленческий опыт народов имеет как национально-специфические, так и общечеловеческие формы управления. Он исторически привязан к национальной психологии, к географическим и социально-политическим условиям. Этот опыт вобрал в себя удивительно рациональные средства, формы и методы организации личности в быту, труде, повседневной жизни. В народном творчестве, в культурном наследии народов сконцентрированы объективно необходимые для всех поколений управленческие знания, умения и навыки.
Преуспевающие страны на пути к цивилизации свято берегли свои прогрессивные формы правления, и плюс к тому — переняли богатый управленческий опыт других народов мира. Как советовал патриарх дагестанской исторической науки профессор Расул Магомедов, «дагестанское общество всегда ценило и должно ценить, прежде всего, гуманистические формы традиционного правления народными массами».
По внимательности к общественно значимым народным формам правления, по их глубокому знанию, пониманию и практическому применению народ судит о нравственности руководителя, о его созидательной роли в обществе, оказывает ему доверие. И, наоборот, практика свидетельствует, что игнорирование прогрессивных, святых для данных этносов общественных форм правления, приводит руководителя к утрате авторитета в обществе, а само общество к психологическому дискомфорту, в конечном счете, к хаосу и разрухе. Плоды такого управления сегодня ощутимы повсеместно.
Наблюдения за управленческой деятельностью руководителей разного ранга показывают, что большинство из них смутно представляют себе совокупность народных форм и методов правления. Сказывается недопустимая оторванность многих руководителей от народных и общечеловеческих истоков культуры, от прогрессивных управленческих традиций народной педагогики.
Мудрые законы народного управления касаются исключительно всех ступеней развития человека, распространяются на все сферы жизни. Основное значение народ придает умению человека управлять самим собой (своими чувствами, эмоциями, волей, поступками и т.д.). «Кто собою не правит, тот другого на разум не наставит» — гласит народная мудрость. Поэтому навыки личностного самоуправления для народа являются решающими при выборе человека в управленческую деятельность.
Весьма значимы для общества народные требования к управлению семьей, родом, аулом, народом. Довольно конкретные нравственные функции и обязанности предписаны в народной педагогике для руководителей трудовых объединений, свадебных торжеств, традиционных праздников, спортивных состязаний и т.д. В народной педагогике присутствует определенный статус добропорядочного руководителя.
Право на правление, по законам народной педагогики должны получить люди достойные, материально самостоятельные и беспристрастные, духовно чистые, предельно внимательные к нуждам и чаяниям народа: «Paссказчики не годятся в приказчики», «Волк — не пастух, а свинья — нe огородник», «Из кого для семьи суп не сваришь, с того для народа плов не будет».
Народ не терпит бесправия, безответственности и многословия. «У семи нянек дитя без глазу», «В селе семь домов и восемь старшин не бывает», — предупреждают мудрецы, тем самым, остерегая общество от многовластия и анархии и, возлагая ответственность на предусмотрительных руководителей.
Народные формы управления человеческой деятельностью — незаслуженно забытый аспект национальной истории и культуры. Целенаправленное выявление и изучение их в конкретных историко-хронологических рамках, с более полным учетом национально психологических и социально-экономических особенностей народов многонационального Дагестана могло бы способствовать возрождению гуманистических идей народных предводителей, заступников, исторических деятелей, чьи имена связаны с прогрессом материальной и духовной культуры народов Дагестана.
Своевременное использование исторически оправданных форм управления помогло бы народам Дагестана без лишней суеты и предельно взвешенно определить цели и задачи, средства, формы и методы своей деятельности, привело бы к прозорливому видению перспективы и, в конечном счете, способствовало бы духовному и материальному прогрессу нашего края.
Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ