Этнокультурное воспитание дошкольников

Как известно, в последние годы государственная образовательная политика Российской Федерации направлена на решение ключевых вопросов возрождения культуры и духовности, что крайне важны для воспитания подрастающего поколения, особенно в дошкольном возрасте. Чрезвычайная важность безотлагательного решения задач воспитания нашло отражение в следующих нормативно-правовых документах: Новая редакция ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (31 июля 2020г.), где определено понятие «воспитание»; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2008г.А.М.Кондаков), в которой выделены базовые национальные ценности подрастающего поколения – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических традициях многонационального народа Российской Федерации»; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»,  в котором определены задачи формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей, чувство сопричастности к культурному наследию своего народа; «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» (2022г.), ориентированная на воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников, приобщение детей к социокультурным  нормам, традициям семьи, общества и государства.

И самое главное, в Указе Президента РФВ.В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко и ясно определены традиционные ценности, на которых с малых лет следует воспитывать человека, в их числе «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Такая установка ключевых вопросов образования и воспитания требует максимально пристального внимания к изучению, возрождению и сохранению веками сложившейся у каждого народа России прогрессивной этнокультуры и этнопедагогики.

Для того, чтобы прогрессивный традиционный опыт народной педагогики повсеместно работал на возрождение духовной и материальной культуры народов Дагестана, нужно оживить его во всех сферах народного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье и по месту жительства, в школе, в воспитании и обучении студентов, в производственных коллективах, в подготовке и переподготовке педагогических кадров и самое главное, заложить этому твердую и непоколебимую основу в дошкольных учреждениях и т.д. В связи с этим хотелось бы еще и еще акцентировать внимания педагогов и воспитателей дошкольных учреждений на следующие архиважные вопросы и пути решения.

Рассматривая  данную проблему,  мы остановимся на разные технологических  подходах к этнокультурному образованию. Первый подход раскрыт в работах С.А.Козловой, которая рассматривает воспитательный потенциал народной педагогики, как условие развития национального и планетарного мышления. Она считает, что необходимо воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа и других народов, умение проявлять терпимость к детям и взрослым, независимо от расовых и национальных различий. Этот подход рассматривает этнокультурное образование как этносоциальное развитие.

Другое направление представлено в работах Т.Ю. Купач. Он рассматривает социальное развитие дошкольников на основе приобщения их к культурно-историческим ценностям. Это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычай, нравы, религия, фольклор и другие. Такой подход определяет значимость культурно-исторического опыта народов, представленного в материальной и духовной культуре.

Весьма важную роль этнокультурного образования представлена в этнопедагогической концепции  академика РАН Г.Н. Волкова. Он определил основополагающие принципы этнокультурного образования: этнопедагогическая направленность образования; этнопедагогизация образовательного процесса; диалог культур; творческое применение, сохранение и преобразование культурных ценностей.

Таким образом, этнокультурное образование – это процесс, в котором цели, задачи, содержание  и технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное образование с дошкольного возраста должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

В исследованиях дагестанских ученых, посвященных проблеме образования и воспитания на основе национальной культуры народов Дагестана раскрываются вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников (Л.М. Изиева,  А.Ш. Шахманова, Б.Ш. Алиева, Х.А.Тагирова), художественно-эстетического воспитания дошкольников (М.М. Байрамбеков), роль устного народного творчества народов Дагестана (А.Ф. Назаревич, Ф.З. Абакарова, Р.Х. Гасанова), физического  воспитания дошкольников (Н.А Асадулаева).

Чрезвычайно важное значение в этнокультурном образовании учащихся разного возраста, и дошкольников, в частности, имеют труды профессора Ш.А. Мирзоева, особенно его монография «Культура Дагестана – основа формирования человека», охватывающая потенциальные возможности почти всех направлений традиционной дагестанской культуры. Ш.М.Мирзоев на конкретном, весьма ярком и максимально доступном материале отмечает, что духовные ценности народов Дагестана, их традиции, нормы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и социализации подрастающего поколения, в формировании его нравственных, этических, трудовых, физических, эстетических и умственных качеств в целом.

Ш.А.Мирзоев один из первых в республике исследовал проблему педагогической культуры народов Дагестана. В своей монографии «Народная педагогика: словесные средства воспитания» он раскрывает роль родного языка (язык, имя, колыбельные песни, пестушки,  потешки, прибаутки, детские сказки, пословицы, поговорки) как важнейшего ключевого фактора изначального и последующего воспитания детей. В другой монографии «Народная педагогика Дагестана: содержание, формы, методы воспитания», автор подробно, доступно и всесторонне рассматривает средства, формы и методы (убеждения, стимулирования, принуждения, положительного  эмоционального  воздействия, подведение итогов) традиционного народного воспитания человека в игре, в труде, на общественных мероприятиях, на годекане и т. п.

Работы Ш.А.Мирзоева — это благодатный познавательный материал для  использования  в работе педагогами дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. Подчеркивая их значимость для педагогов и воспитателей еще и еще раз особо хочется акцентировать внимание читателей на его солидную монографию «Культура Дагестана – основа формирования человека» (народный кодекс этнокультурного воспитании)- Махачкала: Изд-во «Алеф», 2023. – 335 с., где педагогически целенаправленно и методически умело раскрыты исторически наработанный и веками апробированный народами Дагестана образовательно-воспитательный потенциал интеллектуальной, нравственной, правовой, трудовой, физической, художественно-эстетической, экологической, физической культуры; освещены традиционные и инновационные формы и средства оптимального использования традиционной народной культуры в образовательно-воспитательном процессе как высших, средне-специальных, общеобразовательных и, самое главное, как основа основ в дошкольных образовательных организациях Республики Дагестан.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников всегда было и ныне является стержневым в воспитании детей на основе традиций и обычаев дагестанского народа. Традиции, которые связаны своими корнями, уходят в далекую древность, так или иначе связаны с укладом семейной жизни  народа, ее бытом, Они, как правило, регулируют поведение и поступки  членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств.    Именно на такую методику обращает внимание  Л.Ш. Изиева в  своей работе «Формирование культуры межнационального общения старших дошкольников и первоклассников на традициях этноэтикета народов Дагестана».  Наиболее важными в педагогическом плане она считает приобщение детей к этикетным нормам: уважение к старшим, гостеприимство, приветствие, обращение, благопожелания. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте традиционные этикетные нормы поведения и отношений с взрослыми и сверстниками, представления о нравственных нормах, является базой, на котором в младшем школьном  возрасте происходит дальнейшее развитие и формирование традиционного этикетного поведения.  Преемственность является одним из главных условий непрерывности и эффективности воспитательных воздействий в  народной педагогики Дагестана.

Настоятельная необходимость формирования у дошкольников дисциплинированности с учетом этических традиций, отмечает Х.А.Тагирова. Важным, по ее мнению, это создание необходимых педагогических условий воспитания дисциплинированности на основе идей педагогики народов Дагестана. Дисциплинированность совершенного человека  занимает ведущее положение и подразумевает широкий спектр нравственных качеств: трудолюбие, порядочность, уважение к старшим, заботу о ближнем; знание и соблюдение  «морального кодекса». Национальной чертой, характеризующей дисциплинированность является сдержанность поведения, проявляющееся во всем, в развитии чувства меры. У дагестанских народов из глубины веков идет понятие «намус», который переводится по — разному: честь, совесть.

Проблеме традиций уделено определенное внимание и в работах Б.Ш.Алиева, связанных  с вопросами семейного воспитания детей разного возраста. Она рассматривает народные традиции с точки зрения воспитательного влияния, связывая их с народной педагогикой Дагестана. Именно в семье формируются, выращивается социальные и культурные ценности подрастающего поколения, которые передаются старшими младшим.

В период духовного обновления общества неоценимую роль в воспитании детей играет возрождение национальной культуры и приобщение дошкольников к народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана. На протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Проблема приобщения детей к народному искусству   непосредственно рассматриваются  в работах М.М. Байрамбекова. Он раскрывает средства, формы и методы, дает целую систему занятий духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников путем их ознакомления с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана

Важное значение в воспитании дошкольников имеет устное народное творчество – незыблемая история народа. Оно располагает большим историко-познавательным и идейно-воспитательным потенциалом, является основным источником, где отражено миросозерцание простых горцев. В этой связи весьма значимы для воспитателей работы Ф.З.Абакаровой, систематизирован детский фольклор народов Дагестана, представлены жанры детского фольклора (колыбельные песни, частушки, прибаутки, считалки, заклички) в образовательном процессе детского сада.

К месту сказать не случайно известный дагестанский ученый, педагог, писатель А.Ф. Назаревич, работая на филфаке ДГУ пол века своей жизни отдал собиранию, изучению и систематизации устного народного творчества Страны гор. Он систематизировал, анализировал сказки народов Дагестана. В разработке сюжетов сказки он различал два направления. Одна задача ставится сказочниками, когда рядом с человеком стоит животное, например, лиса. Там мотив верности, благородства, благодарности. И совершенно другая задача ставится, когда в сказке действуют только звери. Там отбрасывается все человеческое. В одном случае лиса —  верный, бескорыстный друг человека, строитель своего счастья, а другая лиса —  коварная, неблагодарная, жестокая. В сказках А.Ф. Назаревич отражал обычаи, нравственные принципы, традиции народов Дагестана.

Сегодня на основе трудов Ф.А. Абакаровой и А.Ф. Назаревич, где выявлены  воспитательные  возможности дагестанского фольклора в образовательном процессе дошкольных учреждений, определено влияние фольклора на развитие словесного творчества дошкольника, нами разработаны разнообразные методы и технологии по  развитию словесного творчества детей старших дошкольников.

Неразрывной частью каждой национальной и всей общечеловеческой культуры является физическая культура. И тут есть на что оперется педагогам и воспитателям дошкольных организаций. Так, например, в работах Н.А. Асадулаевой  показаны  особенности дагестанских народных игр, как средств воспитания личности ребенка на основе традиций народной педагогики. Здесь народные игры Дагестана впервые проанализированы на их структурном уровне и интерпретированы в виде сценарий модели народной игры, что обеспечивает методическую основу использования игры в педагогической практике; собран  воедино и систематизирован  этнографический материал о народных играх Дагестана; классифицированы народные игры Дагестана (обрядовые, тренинговые, досуговые).  Проведенный анализ историко — этнографического материала свидетельствует о том, что в народных играх, существующих в культуре народов Дагестана, заложены неоценимые возможности для формирования и развития личности ребенка.

Таким образом, дорогой читатель, мы в настоящей статье, со ссылкой на значительные труды дагестанских ученых и педагогов, попытались акцентировать внимание на важнейшие традиционно народные средства, формы и методы морально-этического, эстетического и физического воспитания современны дошкольников, как основы формирования в них качеств человека и человечности. Этнокультурное содержание дошкольного образования непосредственно связано с разработкой региональной образовательной программы дошкольного образования Республики Дагестан, в основе которой будут лежать вопросы формирования национальной идентичности, воспитания уважения к традиционным ценностям народов Дагестана, чувства патриотизма у дошкольников и приобщения их к основным компонентам народной культуры: фольклор, музыка, декоративно-прикладное искусство, труд. И все это делается на благо оптимизации дошкольного образования. Удачи нам и всем ученым, педагогам, работникам дошкольного образования Республики Дагестан в решении данных архиважных проблем воспитания подрастающих поколений!

Гасанова Рида Ханифовна, старший научный сотрудник сектора дошкольного образования   ГБУ РД ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи, кандидат пед. наук, член-корр. МАНПО