Различные канатные дороги часто вызывают опасения у пользующихся ими людей. При этом специалисты говорят, что их обрыв из-за слишком высокой нагрузки практически нереален – вес эксплуатируемого оборудования вместе со всеми пассажирами во много раз меньше допустимой нагрузки. При этом дороги постоянно проверяют многочисленные надзорные органы.
По словам экспертов компании R Systems, обрыв канатной дороги из-за нагрузки реально свести к нулю, если соблюсти все установленные нормативы по ее монтажу и эксплуатации. В том числе, касающиеся подбора канатов и тросов – несущих и тяговых. Тем не менее, трагические происшествия на таких дорогах не редкость. Зачастую они связаны именно с нарушениями правил установки и эксплуатации канатных систем.
Были ли зафиксированы случаи обрыва канатной дороги
К сожалению, да. Большинство происшествий, связанных с канатными дорогами, касаются обрушения кабин фуникулера. Такое происшествие, в частности, было зафиксировано в Италии, в 2021 году. Тогда кабина фуникулера сорвалась с канатной дороги, соединяющей гору Моттароне и населенный пункт Стреза. Обрушение произошло за 300 метров до вершины, 13 человек погибли на месте, двоих тяжелораненых на вертолете доставили в Турин.
Происшествия на канатных дорогах также становились следствиями ошибок операторов – именно это произошло на канатной дороге в грузинском город Гудаури. Тогда в больницы госпитализировали 11 человек. Фиксировались и происшествия, связанные с обломом опор канатных дорог – в частности, это было зафиксировано на территории горнолыжного курорта Уистлер в Канаде.
Именно разрывы тросов и канатов фиксируются крайне редко. Чаще проблемой становится ветер, повреждение опор, техническая неисправность оборудования. Известен случай в Индии: в 2017 году в городе Гульмарг сильный ветер привел к падению дерева на трос канатной дороги и одна из кабин обрушилась на землю. В результате этого происшествия погибло 8 человек. Остальные пассажиры оказались заблокированы в кабинах, но их удалось спасти.
Как исключить риски обрыва канатной дороги
Необходимо следовать не только установленным правилам монтажа и эксплуатации канатных систем и сопутствующего оборудования, но и принимать дополнительные меры безопасности. В частности, учитывать рекомендации экспертов. В компании R Systems нам пояснили, что для канатных дорог уместно использовать стальные канаты отечественного производства, соответствующие определенным стандартам.
Если речь идет о тяговых канатах, то подойдут изделия, изготовленные по требованиям DIN 3071, DIN 3069, ГОСТ 2688, ГОСТ 3077, ГОСТ 7665 и ГОСТ 7668. Если же речь идет о несущих канатах, то они должны отвечать стандартам DIN 3071, DIN 3069, ГОСТ 2688, ГОСТ 3077, ГОСТ 3081, ГОСТ 7667, ГОСТ 7669 и ГОСТ 14954.