22 марта 2024 г., Член Национальной ассоциации корпоративных юристов и Региональной общественной организации «Лезгины в Татарстане «Лезгияр» (Лезгины) Республики Татарстан, практикующий юрист — Сулейманов Джейхун Фируддинович дал интервью республиканской общественно-политической газете Дагестана «Лезги газет» на тему: «Коммерческая тайна. Какие сведения в нее входит, распространение режима коммерческой тайны, а также методы защиты от конкурентов».
Мы приведем наиболее важные, на наш взгляд, вопросы, которые были затронуты в ходе нашей беседы.
- Джейхун Фируддинович, какие данные относятся к коммерческой тайне?
— Коммерческая тайна — это конфиденциальные сведения, которые дают возможность предпринимателю сохранять определённое положение на рынке или получать иную коммерческую выгоду, и, как следствие, увеличивать прибыльность бизнеса.
К примеру, скрыть можно списки клиентов, принципы ценообразования, условия заключенных договоров, деловую переписку, маркетинговые исследования, и другие данные, которые являются коммерчески ценными на сегодняшний день или могут стать значимыми в будущем. Какие именно сведения будут составлять коммерческую тайну, решает её обладатель.
Данная информация представляет особый интерес для конкурентов, потому что является источником получения коммерческих выгод. Как можно понять из Федерального Закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004, утечка подобных сведений может привести к невосполнимым потерям.
Однако, если полиция, суд или другие государственные органы потребуют раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан предоставить необходимую информацию. Официальный запрос с подписью руководителя соответствующего органа, как правило, должен содержать цель, правовое основание и сроки, по которым требование должно быть удовлетворено. Полученную коммерческую тайну органы государственной власти обязаны скрывать от конкурентов.
- Джейхун Фируддинович, в чем отличие коммерческой тайны от государственной тайны?
— В отличие от государственной тайны у коммерческой тайны нет разделения по различным степенями секретности и нескольких грифов. Существует лишь режим коммерческой тайны как таковой, для установления которого обязательно должен быть использован единственный гриф – «Коммерческая тайна».
К примеру, даже если Вы оставите на документах пометку «особо важно» или «абсолютно секретно», от этого ничего не поменяется. То есть, порядок обращения останется прежним, как и ответственность за ее раскрытие.
- Джейхун Фируддинович, а что не входит в коммерческую тайну?
— Может показаться, что скрыть можно любую информацию, которую Вы посчитаете коммерческой тайной, но это ошибочное мнение. По закону коммерческой тайной могут быть только те сведения, которые предоставляют коммерческую ценность, относятся к предпринимательской деятельности, принадлежат компании на законном основании, и, как бы банально это не звучало, остаются неизвестными для посторонних лиц, а также не содержат сведения о государственной тайне.
Нет ничего такого, если конкуренты или недоброжелатели узнают о времени работы предприятия. Данная информация не позволяет получить компании какую-либо коммерческую выгоду и не является ценной с данной точки зрения, поэтому она и не считается коммерческой тайной.
Кроме того, нельзя скрывать публичную информацию и ту, которая по закону и так должна быть в свободном доступе. К примеру, кадровые сведения, данные о правонарушениях, информация об освоении госбюджетов и.т.д.
Вот несколько примеров, когда работников нельзя обвинить в распространении коммерческой тайны. Первая ситуация – кто-то написал на своей страничке в социальных сетях, что не получает зарплату в течение 3-х месяцев. Вторая – работник передал конкурентам информацию об экологической проверке. Третий пример – работник рассказал большому количеству людей о том, что директор департамента был привлечен к ответственности.
- Джейхун Фируддинович, а как нужно хранить коммерческую тайну?
— Для сохранения коммерческой тайны, нужно действовать сразу по нескольким направлениям.
Необходимо обеспечить:
— Правовую защиту. К примеру, защищать свои права через правоохранительные государственные органы и суды, а также требовать возмещение причиненных убытков в случае незаконного использования информации.
— Физическую защиту. К примеру, установить контрольно-пропускной пункт в компании, приобрести сейфы и использовать электронные ключи.
— Организационную защиту. То есть постоянно контролировать выполнение установленных норм, внедрить работников, отвечающих за соблюдение правил, и ввести уровни доступа до коммерческой тайны.
— Техническую защиту. Применить аудио- и видеонаблюдение, установить сигнализацию и идентификационные системы.
— Работу с кадрами. Организованные действия со стороны отдела кадров, проведение инструктажей и напоминания о возможных последствиях за несоблюдение правил.
Джейхун Фируддинович, можете привести примеры разглашения коммерческой тайны?
Следует помнить о том, что под разглашением коммерческой тайны не всегда подразумевают похищение какой-либо базы данных или конфиденциальных сведений. Предположим, разглашением могут признать и бездействие, из-за которого посторонние лица смогут узнать тайную информацию. Так, не выключенный компьютер или документ, который положили в шкаф не под ключ, могут стать источниками утечки. Другие примеры – документация с коммерческой тайной, которая находится дома у работника, фиксация факта разглашения при помощи видео- и фотосъемки, или же отправка секретных файлов через мессенджер.
- Джейхун Фируддинович, как нужно вводить коммерческую тайну в компании?
ПЕРВОЕ. Определить и составить список сведений, которые являются коммерческой тайной. Перечень конфиденциальных сведений должен быть конкретным, кроме того, его следует оформить документально.
К примеру, если дело дойдёт до суда, то расплывчатые формулировки могут сыграть не в пользу компании, которая их ввела.
ВТОРОЕ. Урегулировать порядок обращения с коммерческой тайной и зафиксировать его локальных документах компании.
Данные правила лучше прописать в отдельном приказе или положении, где также следует упомянуть о санкциях в случае нарушений. Там же можно указать должности работников, имеющих доступ к коммерческой информации, где и как она хранится, и в каких случаях можно получить к ней доступ, когда ее можно предоставлять или передавать.
ТРЕТЬЕ. Определить круг лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, либо которым такая информация была предоставлена или передана, а также вести их учет.
Это может быть специальный журнал учёта или электронная база.
К примеру, человек получил бумажные документы, оставил подпись в журнале. Если же информация хранится на компьютере, то нужно установить на нём пароль, который человек получит под подпись.
ЧЕТВЕРТОЕ. Урегулировать порядок использования коммерческой тайны с работниками и контрагентами.
Компания определяет, как именно можно использовать коммерческую тайну, в трудовых договорах, если речь идет о работниках, а в отношении контрагентов – в гражданско-правовых договорах.
ПЯТОЕ. Ознакомить работников, которые имеют доступ к коммерческой тайне, с правилами обращения с ней.
Каждый работник, допущенный к коммерческой тайне, должен не просто знать об этом: его необходимо ознакомить под подпись с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, а также с установленным компанией режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение. Если доступ к такой информации не предусмотрен трудовыми обязанностями, работник должен дать на это свое согласие.
ШЕСТОЕ. Нанести на носители с информацией гриф «Коммерческая тайна» и указать обладателя этих сведений.
Если лицо юридическое, то необходимо написать полное наименование и местонахождение, если ИП – то ФИО и место жительства. В случае несоблюдения необходимой маркировки документы не защищаются режимом коммерческой тайны.
СЕДЬМОЕ. Создать необходимые условия для режима коммерческой тайны, его введения и контроля.
Руководство обязано защитить информацию от посторонних лиц. Для этого могут быть использованы сейфы, кодовые замки, пароли, передача ключей только уполномоченным работникам. Кроме того, документы должны правильно ликвидироваться, к примеру, в шредере. Нельзя допускать, чтобы работник мог вынести документы с коммерческой тайной на мусорку.
- Джейхун Фируддинович, благодарен за то, что вы уделили время. Наша беседа была очень интересной, надеемся на продолжение нашего обсуждения с новыми интересными темами.