Коммерческая тайна. Какие сведения в нее входит, распространение режима коммерческой тайны, а также методы защиты от конкурентов

22 марта 2024 г., Член Национальной ассоциации корпоративных юристов и Региональной общественной организации «Лезгины в Татарстане «Лезгияр» (Лезгины) Республики Татарстан, практикующий юрист — Сулейманов Джейхун Фируддинович дал интервью республиканской общественно-политической газете Дагестана «Лезги газет» на тему: «Коммерческая тайна. Какие сведения в нее входит, распространение режима коммерческой тайны, а также методы защиты от конкурентов». 

Мы приведем наиболее важные, на наш взгляд, вопросы, которые были затронуты в ходе нашей беседы.

  • Джейхун Фируддинович, какие данные относятся к коммерческой тайне?

 — Коммерческая тайна — это конфиденциальные сведения, которые дают возможность предпринимателю сохранять определённое положение на рынке или получать иную коммерческую выгоду, и, как следствие, увеличивать прибыльность бизнеса.

К примеру, скрыть можно списки клиентов, принципы ценообразования, условия заключенных договоров, деловую переписку, маркетинговые исследования, и другие данные, которые являются коммерчески ценными на сегодняшний день или могут стать значимыми в будущем. Какие именно сведения будут составлять коммерческую тайну, решает её обладатель.

Данная информация представляет особый интерес для конкурентов, потому что является источником получения коммерческих выгод. Как можно понять из Федерального Закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004, утечка подобных сведений может привести к невосполнимым потерям.

Однако, если полиция, суд или другие государственные органы потребуют раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан предоставить необходимую информацию. Официальный запрос с подписью руководителя соответствующего органа, как правило, должен содержать цель, правовое основание и сроки, по которым требование должно быть удовлетворено. Полученную коммерческую тайну органы государственной власти обязаны скрывать от конкурентов.

  • Джейхун Фируддинович, в чем отличие коммерческой тайны от государственной тайны?

— В отличие от государственной тайны у коммерческой тайны нет разделения по различным степенями секретности и нескольких грифов. Существует лишь режим коммерческой тайны как таковой, для установления которого обязательно должен быть использован единственный гриф – «Коммерческая тайна».

К примеру, даже если Вы оставите на документах пометку «особо важно» или «абсолютно секретно», от этого ничего не поменяется. То есть, порядок обращения останется прежним, как и ответственность за ее раскрытие.

  • Джейхун Фируддинович, а что не входит в коммерческую тайну?

Может показаться, что скрыть можно любую информацию, которую Вы посчитаете коммерческой тайной, но это ошибочное мнение. По закону коммерческой тайной могут быть только те сведения, которые предоставляют коммерческую ценность, относятся к предпринимательской деятельности, принадлежат компании на законном основании, и, как бы банально это не звучало, остаются неизвестными для посторонних лиц, а также не содержат сведения о государственной тайне.

Нет ничего такого, если конкуренты или недоброжелатели узнают о времени работы предприятия. Данная информация не позволяет получить компании какую-либо коммерческую выгоду и не является ценной с данной точки зрения, поэтому она и не считается коммерческой тайной.

Кроме того, нельзя скрывать публичную информацию и ту, которая по закону и так должна быть в свободном доступе. К примеру, кадровые сведения, данные о правонарушениях, информация об освоении госбюджетов и.т.д.

Вот несколько примеров, когда работников нельзя обвинить в распространении коммерческой тайны. Первая ситуация – кто-то написал на своей страничке в социальных сетях, что не получает зарплату в течение 3-х месяцев. Вторая – работник передал конкурентам информацию об экологической проверке. Третий пример – работник рассказал большому количеству людей о том, что директор департамента был привлечен к ответственности.

  • Джейхун Фируддинович, а как нужно хранить коммерческую тайну?

— Для сохранения коммерческой тайны, нужно действовать сразу по нескольким направлениям.

Необходимо обеспечить:

Правовую защиту.  К примеру, защищать свои права через правоохранительные государственные органы и суды, а также требовать возмещение причиненных убытков в случае незаконного использования информации.

Физическую защиту. К примеру, установить контрольно-пропускной пункт в компании, приобрести сейфы и использовать электронные ключи.

Организационную защиту. То есть постоянно контролировать выполнение установленных норм, внедрить работников, отвечающих за соблюдение правил, и ввести уровни доступа до коммерческой тайны.

Техническую защиту. Применить аудио- и видеонаблюдение, установить сигнализацию и идентификационные системы.

Работу с кадрами.  Организованные действия со стороны отдела кадров, проведение инструктажей и напоминания о возможных последствиях за несоблюдение правил.

Джейхун Фируддинович, можете привести примеры разглашения коммерческой тайны?

Следует помнить о том, что под разглашением коммерческой тайны не всегда подразумевают похищение какой-либо базы данных или конфиденциальных сведений. Предположим, разглашением могут признать и бездействие, из-за которого посторонние лица смогут узнать тайную информацию.                                        Так, не выключенный компьютер или документ, который положили в шкаф не под ключ, могут стать источниками утечки. Другие примеры – документация с коммерческой тайной, которая находится дома у работника, фиксация факта разглашения при помощи видео- и фотосъемки, или же отправка секретных файлов через мессенджер.

  • Джейхун Фируддинович, как нужно вводить коммерческую тайну в компании?

 ПЕРВОЕ. Определить и составить список сведений, которые являются коммерческой тайной.  Перечень конфиденциальных сведений должен быть конкретным, кроме того, его следует оформить документально.

К примеру, если дело дойдёт до суда, то расплывчатые формулировки могут сыграть не в пользу компании, которая их ввела.

ВТОРОЕ. Урегулировать порядок обращения с коммерческой тайной и зафиксировать его локальных документах компании.

Данные правила лучше прописать в отдельном приказе или положении, где также следует упомянуть о санкциях в случае нарушений. Там же можно указать должности работников, имеющих доступ к коммерческой информации, где и как она хранится, и в каких случаях можно получить к ней доступ, когда ее можно предоставлять или передавать.

ТРЕТЬЕ. Определить круг лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, либо которым такая информация была предоставлена или передана, а также вести их учет.

Это может быть специальный журнал учёта или электронная база.

К примеру, человек получил бумажные документы, оставил подпись в журнале. Если же информация хранится на компьютере, то нужно установить на нём пароль, который человек получит под подпись.

ЧЕТВЕРТОЕ. Урегулировать порядок использования коммерческой тайны с работниками и контрагентами.

Компания определяет, как именно можно использовать коммерческую тайну, в трудовых договорах, если речь идет о работниках, а в отношении контрагентов – в гражданско-правовых договорах.

ПЯТОЕ.  Ознакомить работников, которые имеют доступ к коммерческой тайне, с правилами обращения с ней.

Каждый работник, допущенный к коммерческой тайне, должен не просто знать об этом: его необходимо ознакомить под подпись с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, а также с установленным компанией режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение. Если доступ к такой информации не предусмотрен трудовыми обязанностями, работник должен дать на это свое согласие.

ШЕСТОЕ. Нанести на носители с информацией гриф «Коммерческая тайна» и указать обладателя этих сведений.

Если лицо юридическое, то необходимо написать полное наименование и местонахождение, если ИП – то ФИО и место жительства. В случае несоблюдения необходимой маркировки документы не защищаются режимом коммерческой тайны.

СЕДЬМОЕ. Создать необходимые условия для режима коммерческой тайны, его введения и контроля.

Руководство обязано защитить информацию от посторонних лиц. Для этого могут быть использованы сейфы, кодовые замки, пароли, передача ключей только уполномоченным работникам. Кроме того, документы должны правильно ликвидироваться, к примеру, в шредере. Нельзя допускать, чтобы работник мог вынести документы с коммерческой тайной на мусорку.

  • Джейхун Фируддинович, благодарен за то, что вы уделили время. Наша беседа была очень интересной, надеемся на продолжение нашего обсуждения с новыми интересными темами.