В Национальном музее Дагестана им.А.Тахо-Годи открылась выставка «ДРУГОЙ КIАЗ». Представлено более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой в течение 25 лет. Большая часть из них выполнена в практически утраченной сегодня технике — «бениахне».
В этот день в музее творилась особая атмосфера творчества и вдохновения. Поздравить автора с первой персональной выставкой пришли коллеги, родные, друзья. И для многих из них – это было настоящее открытие. Исполнением узоров в редкой, трудоемкой технике сегодня практически никто не владеет. Белла Кишева сохранила искусство предков и готова делится секретами мастерства с каждым желающим. Гости могли не только увидеть ее работы, но и научиться технике — «бениахне».
— Нам особенно приятно, что выставка принадлежит нашей коллеге, реставратору по текстилю Белле Кишевой, — отметила куратор выставки, главный хранитель Национального музея Дагестана Заира Кильдеева. – Ее работы – это непросто показатель мастерства и умения, это еще и дань традициям, сохранения культурного наследия предков.
Беллу с детства привлекало рукодельное мастерство: шитье, вязание, вышивка, макраме. Она обучалась разным видам декоративно-прикладного искусства в кружках Дворца пионеров Ташкента. Первым секретам создания головных уборов кубачинок она научилась у мамы. В 1985 г. Белла переехала в родное селение Кубачи и глубже познакомилась с традициями ношения головных уборов «кIаз», разнообразием их декора и видов вышивки.
Заместитель генерального директора Джамиля Дагирова отметила талант автора и значимость выставки. — Данный проект – дипломная работа Беллы Кишевой. Надеемся, что и другие выпускники Дагестанского колледжа Культуры и Искусства им. Барият Мурадовой факультета социально-культурной деятельности представят свои дипломные работы в виде выставок.
С открытием выставки поздравила директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Салихат Гамзатова. Она отметила, что Беллу знают многие, как профессионального реставратора, но немногие знали, что на протяжении стольких лет она бережно хранит и воссоздает старинное кубачинское искусство, ведь именно благодаря таким неравнодушным людям славен Дагестан.
Кубачинки придумали технику «бениахне» в эпоху тотального дефицита. В советские годы дорогие ткани им были недоступны. Единственной возможностью украсить свой наряд было создание изысканного шитья своими руками. Из тонкой прозрачной хлопчатобумажной ткани «маркизет» в определенном порядке вытягивались нити. На их место протягивались золотые, серебряные или цветные шелковые нити.
— В таком своеобразном уборе сохраняются яркие народные традиции вышивки, связанные с историческим прошлым. Через вышивальное искусство кубачинки смогли не только в очередной раз подчеркнуть значимость художественных промыслов для своего села, но и в настоящее время при помощи образцов своего женского рукоделия выражают свою специфическую локальную идентичность, — подчеркнула кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН Фатима Гаджалова.
Для шитья требовались нитки из натурального шелка, но их не было в продаже. Находчивые кубачинки распускали старинные шелковые лоскуты ткани и выпрямляли полученные нити. Этим способом пользуется и Белла Кишева, стремясь сохранить не только аутентичность техники, но и воплощать задуманное именно в тех материалах, в которых рождался этот вид рукоделия.
Все желающие смогут научиться приемам старинного вышивания на мастер-классах Беллы Кишевой, которые будут проходить до 15 марта с 14:00 до 16.00.