Сегодня, в дни духовного оздоровления нашего общества, есть смысл глубже заглянуть в культурную сокровищницу народа. Педагогическая память народов нашей многонациональной страны располагает многочисленными формами и методами общественного воспитания. Об одной из таких традиционных форм народного воздействия на молодежь — о воспитании на годекане — и хочется поговорить. Это необходимо и потому, что во многих селах республики еще отсутствует широкая сеть внешкольных учреждений (домов пионеров, детских клубов спортивных залов). Единственным центром воспитания остается школа. Вне нее многие дети предоставлены самим себе. И воспитательное воздействие общественности имеет непреходящее значение.
Общественное воспитание подрастающего поколения является исторической функцией народной педагогики. Одно из убедительных доказательств этого—глубокая древность появления годеканов в старинных дагестанских аулах- — Ахтах Чохе, Хнове Шиназе, Кубачах и других Весьма продуманная педагогическая направленность годеканов зафиксирована, например, в селении Хрюг Ахтынского района. Здесь, по словам старожилов, было шесть годеканов, каждый из которых имел как бы свою педагогическую «специализацию». На первом можно было услышать новости, решались основные вопросы джамаата, на втором -преобладали разговоры о сельскохозяйственных работах, на — третьем беседовали в основном о животноводстве, на четвертом — велись беседы об охоте и т. д. Но при всем многообразии годеканов один из них, откуда лучше обозревались подступы к aулу, куда удобнее было собраться наиболее почтенным в ауле старейшинам, считался основным.
Педагогическую направленность годекана обеспечивали созданием на нем почетных мест для аксакалов и гостей. Они располагались как бы в центре полукруга. Рядом были места для семейных мужчин, затем — для молодежи и чуть в стороне, по краям, — для подростков. Такое расположение позволяло старейшим быть в прямом смысле в центре внимания, все видеть и все слышать.
Находиться на годекане было приличным только в свободное от труда время. Даже аксакалы, которые из-за своих преклонных лет не участвовали в сельскохозяйственном и домашнем труде позволяли себе выйти на годекан лишь к вечеру
Общественное мнение не одобряло поведения тех, кто проводил время на годекане бездеятельно, появлялся перед народом в нетрезвом виде, курил при старших, вел нелестные разговоры об отсутствующих, унижал слабых и младших.
Детям еще с ранних лет внушали, что годекан — это место, где вызревает разумное общественное мнение, где совместными усилиями готовятся ответы на возникшие у джамаата вопросы, решаются частные и общие проблемы, где на тебя смотрят, оценивают десятки глаз, и где следует строго соблюдать общепринятые нравственные нормы.
До «вывода» на годекан детей, подростков и юношей, еще в семье учат тому, как вести себя на годекане, кого и как приветствовать, кому и как выражать благодарность, сочувствие, как расспрашивать о здоровье, быте, приглашать в гости, оказывать почтение старшим, слушать беседу, уступать место.
Неписаные, но соблюдаемые народными массами правила издревле обеспечивали на годекане примерную дисциплину. В 1870 году в очерке «Из путешествия по Дагестану» русский путешественник Н. Воронов писал: «Но вот состоялся джамаат. Все члены его держат себя весьма дисциплинированно: у места молчат, у места говорят и некоторые говорят весьма бойко, плавно и дипломатично, у места слушают. Это строго дисциплинированная толпа, импровизированным поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка… Дисциплина в Дагестане заявляет себя не чем либо прививным, заказным, она, так сказать, вытекает из существа дагестанца…»
В народной педагогике годекан был местом, где аксакалы развивали в детях традиционные нравственные качества. Наблюдая, например, как при виде незнакомца все вставали, сажали гостя на почетное место, дети проникались чувством гостеприимства, дружбы, уважения к людям. Чувства патриотизма, преданности Родине развивали посредством бесед, рассказов о народных богатырях, заступниках справедливости. Старики завершали свои беседы словами «Всему этому свидетели камни нашего годекана, они все видели, они все знают».
Народная педагогика знает различные методы проверки на годекане нравственных, трудовых, умственных и физических качеств молодежи. Послушание, почитание старших проверялись путем посильных поручений: принести из родника воды, позвать кого-то на годекан, отогнать из посева скот и т. д. Смекалку молодых определяли вопросами о том, что означает та или иная пословица, как отгадать загадку, в чем мораль басни и др. Все это вводило детей в жизнь села, укрепляло в них чувства уважительности, заботы, развивало смекалку и формировало сознание.
Нередко годекан становился ареной физического испытания подрастающего поколения. На селе долго помнили показатели последних рекордов в метании и толкании камня, бычьей головы, прыжков в длину и высоту.
В народной педагогике годекан использовался и как центр эстетического развития подрастающего поколения. С давних времен здесь демонстрировалось мастерство народных ашугов, клоунов, проводились свадебные, праздничные, музыкальные вечера. Здесь оценивалась красота мелодий и искусство пения, изящность национальных костюмов и грациозность движений в танце.
Таким образом, годекан на всем протяжении исторического развития общества являлся для народа трибуной всестороннего совершенствования подрастающего поколения. Уезжая в дальний путь, на годекане прощались, получали наказы; возвращаясь домой, горец первым здоровался с годеканом.
Сегодня еще более возрастает значимость опыта воспитания на годекане, воспитания силами общественности. Успехов в воспитании достигают те коллективы, которые опираются на такое традиционное объединение горского годекана, как совет аксакалов. Годекан широко используется для проведения открытых сходов по вопросам нравственного воспитания, встреч с тружениками, героями труда и спорта, славными воинами, передовыми семьями. Здесь организуется коллективная переписка аула с частями, где служат земляки, практикуются торжественные проводы призывников в армию, чествование передовиков производства, встречи с ветерана ми труда и войны.
Все это дает ощутимые результаты. Опора на мудрые народные формы общественного воспитания в советах аксакалов, организованных в селениях Луткун, Хнов Ахтынского района, Наказух Гунибского района, Талух Чаро-динского района и другие, уже ряд лет способствует успешному решению многих учебно-воспитательных и хозяйственных вопросов. Более тридцати лет в этих селах нет фактов правонарушений со стороны детей и подростков.
Традиционный опыт общественного воспитания на годекане, наличие образцовых примеров умелого приспособления его к практике современного воспитания убеждает в том, что на годекане, как нигде в другом месте, старшие могут организованно, в тесном сотрудничестве со школой, родителями и детьми продолжить процесс обучения и воспитания, привить юному поколению все то, что дорого в культурном и духовном наследии родного и дагестанских народов.
Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ