Ученый-педагог, наставник-самородок

На встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В.В. Путин акцентировал внимание на необходимость повышения статуса педагогов-наставников. Одним из таких, всю свою жизнь посвятивших народному образованию республики замечательным ученым-педагогом,  настоящим наставником-самородком был Аликберов Калабек Алиметович кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РД, отличник образования РД.

Родился Калабек Алиметович 4 мая 1936 года в с. Куг Хивского района. С отличием окончил Дербентское педагогическое училище и филологический факультет ДГУ. Трудовую деятельность начал в 1956 году в качестве учителя сельской школы.

С 1974 года Аликберов К.А. работал старшим научным сотрудником сектора русского языка в старших классах Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, а с 1982 по 2008 год заведовал этим сектором.

За время работы в Институте Аликберов К.А. показал себя как энергичный, знающий свое дело исследователь, инициативный руководитель сектора. Под его непосредственным руководством и участием сотрудниками сектора были разработаны и изданы более 35 научно-методических пособий по русскому языку в помощь учителю дагестанской национальной школы.

Аликберов К.А. за годы работы в Институте лично сам выполнил и издал более 20 научно-методических работ, им было написано и опубликовано более 100 научных статей по проблемам изучения русского языка в практике дагестанской национальной школы. Калабек Алиметович регулярно выступал с научными докладами и публиковал статьи на страницах научных журналов и другой периодической печати по вопросам совершенствования обучения русскому языку в национальной школе. Среди научно-методических работ К.А. Аликберова можно особо выделить монографические исследования: «Очерки по методике русского языка в 5-9 классах дагестанской национальной школы», «Лезгинско-русское двуязычие в Дагестане». Научно-методической и непосредственной практической направленностью отличались его учебно-методические пособия: «Внеклассная работа по русскому языку», «Дидактический материал по русскому языку для 5 класса дагестанской национальной школы», «Сборник текстов изложений для дагестанской национальной школы», «Требования к уровню подготовки учащихся дагестанской национальной школы по русскому языку и литературе и система итоговых проверочных заданий (временный госстандарт)», «Проверочные работы по русскому языку для V-ХI классов дагестанской национальной школы». Одним из важных направлений в работе К.А. Аликберова являлось изучение, обобщение передового педагогического опыта работы учителей русского языка. К примеру, им был обобщён и издан опыт работы учительницы русского языка Касумкентской СШ № I С.-Стальского района Селимовой С.М. «С любовью к детям» и многих др.

Труды Аликберова К.А. и сегодня имеют широкое применение в практике дагестанской школы, являются значительным вкладом в дальнейшее развитие и совершенствование системы обучения и воспитания дагестанских школьников в освоении русского языка на основе национального и русского двуязычия,

Аликберов К.А. пользовался заслуженным уважением не только как учёный, педагог-методист, но и как большой общественник. Он был Председателем Совета ветеранов войны и труда Института, активным членом ученого совета ДНИИ педагогики, членом кафедры русского языка ДИПКПК. Калабек Алиметович регулярно принимал активное участие в работе курсов повышения квалификации учителей, проводимых ДИПКПК и ДНИИ педагогики. Он также проводил большую работу в составе экспертной комиссии по аттестации инновационных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей), которые стали появляться в республике с начала 90-х годов прошлого века.

Аликберов К.А. был активным в научной деятельности, систематически работал над повышением своей квалификации. В 1986 году в Институте национальных проблем образования Министерства образования РФ (Москва) успешно защитил диссертацию по актуальной проблеме с присвоением ученой степени кандидата педагогических наук. В начале 2000 годов завершил докторскую диссертацию.

Калабека Алиметовича Аликберова отличали такие качества в работе как оперативность, способность прогнозировать, планировать, координировать, контролировать работу сотрудников, он был для них примером, добивался решения поставленных задач, обязательного и своевременного достижения намеченных целей. Самокритичность к себе и требовательность к сотрудникам были яркой особенностью его характера.

За производственные успехи Аликберов К.А. неоднократно был премирован, награжден Почетной грамотой МНО РД, знаками отличия «Победитель соцсоревнования за 1976 г.», «Отличник народного образования Республики Дагестан» и удостоен почетного звания «Заслуженный учитель школ Республики Дагестан».

О Калабеке Алиметовиче Аликберове можно сказать много хорошего, доброго. Я как соавтор данной статьи, ныне заведующий сектором педагогики ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, кандидат педагогических наук, профессор с огромной благодарностью хочу отметить, если я что-то значу для народного образования, то это потому, что я учился у многих замечательных, преданных дагестанскому образованию ученых-наставников: Сагидова А.Г., Юсуфова Р.Ю., Акимова К.Х., Цурмилова М.М., Рагимова К.Р., Рамалданова А.Р. и др. Среди них особой человечностью, дружелюбием, гуманизмом, коллективизмом, образованностью и преданностью педагогической деятельности отличался Калабек Алиметович Аликберов. Именно он, наряду с известными педагогами-исследователями, авторами ряда программ, учебников и методик по русскому, родным языкам и литературам по отчески заботливо направлял и поддержал меня в выборе путей решения архиважной для дагестанского социума научно-педагогической проблемы. Благодаря их поддержке, я разработал и издал монографии: «Народная педагогика: словесные средства воспитания», «Народная педагогика: содержание, формы и методы воспитания», «Народная педагогика Дагестана».

Калабек Алиметович был инициатором командировок по оказанию научной и методической помощи учителям школ республики. Он постоянно брал меня в командировки по районам республики, учил методике психолого-педагогического анализа уроков и внеклассных воспитательных мероприятий. При этом я становился очевидцем, как умел он по товарищески доверительно, по дружески ласково беседовать, ценить, достойно стимулировать и мотивировать каждого учителя.

Дружба и товарищество было для Калабека Алиметовича не корыстолюбием, а законом повседневной жизни и фактором сплочения межличностных отношений. Когда в 1984 году меня призвали на трехмесячную переподготовку офицеров-политработников в г. Свердловск, он со всем коллективом института был организатором моих проводов и теплых встреч. Словом, он действительно был рожденным ученым-педагогом и наставником-самородком.

В 2023 году — «Год Педагога и наставника», объявленного Президентом России В.В. Путиным мы с теплом вспоминали о своих учителях и наставниках, которые во многом и предопределили нашу профессию, может быть и судьбу. Хочу и я как соавтор данной статьи отметить, что таким ярким педагогом и впоследствии наставником для меня, ныне заведующего сектором дошкольного образования ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, доктора педагогических наук, М.М. Байрамбекова в науке и в жизни был Калабек Алиметович Аликберов.

Калабек Алиметович три года был моим учителем русского языка и литературы в Кугской средней школе, нашем родовом селении. Он был педагогом от бога. Кроме успешной реализации содержания школьной программы с нами Калабек Алиметович проводил много разных учебно-воспитательных мероприятий, связанных с изучением русского языка и совершенствованием знаний по русской литературе. Этому помогали занятия в литературно-драматическом кружке, работа над стенгазетой, проведение литературных вечеров и т.д.

При завершении средней школы трудно себе было представить, что у нас был бы другой учитель, а не Калабек Алиметович. Почему я так говорю, а потому, что все выпускники школы, желающие поступать в учебные заведения из нашего класса в 1968 году (11 человек) успешно поступили в вузы в разных городах СССР (Махачкала, Орджоникидзе, Новочеркасск, Одесса). А двое – в средние специальные учебные заведения (Дербент, Хасавюрт).

Калабек Алиметович был строгим, но справедливым, требовательным, но демократичным учителем. Все учащиеся нашего класса и школы благодарны своему Учителю – Калабеку Алиметовичу Аликберову.

Второй раз мне посчастливилось работать со своим учителем в одном институте (с 1990 г.). Здесь я всегда чувствовал на себе его взгляд и поддержку одновременно в любых ситуациях, которые, так или иначе, случались на работе. Калабек Алиметович всегда незримо присутствовал в моей жизни, работе, в науке и это требовало от меня постоянной концентрации и соответствия его высоким требованиям как человека, учёного и заботливого другу. Я в своей жизни не встречал более достойного, благородного учителя и наставника во всём, как Калабек Алиметович Аликберов. Вся его жизнь, построенная на величайших традициях горцев, педагогическая и научная деятельность являются и сегодня ярчайшим примером для последователей в образовании, науке и в жизни!

Тактичный руководитель и мудрый наставник, именно так отзывается Кавсарат Сулейманова, редактор отдела образования и науки республиканской газеты «ХӀакъикъат» («Истина»), кандидат филологических наук про своего заведующего сектором русского языка и литературы.

Очень трудно было мне в нескольких словах высказать свое мнение о человеке, который оставил неизгладимые впечатления в твоей жизни и выразить своё отношение к его глобальной личности.

Калабек Алиметович Аликберов вошел в мою научную жизнь как опытный ученый-методист, справедливый руководитель и добрый наставник. Он был тактичен в замечаниях, умел доходчиво объяснить научную проблему и направлять сотрудников. Не было в нем авторитарности, желания подчинить сотрудников сектора своему мнению. Он всегда пытался объединить коллектив, воодушевив их общей для всех идеей.

Спокойствие и рассудительность, человечность и дружелюбие – эти качества были присущи К.А. Аликберову всегда. Он также был щедрым на похвалу, особенно, если это касалось качественно выполненной работы. Он нацеливал нас на тщательный анализ ранее написанных трудов по исследуемой проблеме, утверждая, что на его основе легче будет составить собственную методику. Так он прививал молодым сотрудникам навыки научно-исследовательской работы.

Принимая на работу в сектор русского языка и литературы нового сотрудника, старался в первую очередь выяснить его человеческие качества. Он говорил: «Если человек хороший, из него получится прекрасный ученый».

Калабек Алиметович умел дружить. Он часто рассказывал о своих друзьях. С особой теплотой вспоминал ушедших из жизни и сожалел, что не все успели воплотить в реальность свои мечты. Я никогда не слышала от него ничего плохого о тех людях, с которыми свела его жизнь. И это качество – говорить о людях только хорошее – для меня было мерилом ценности человека.

Бывало, Калабек Алиметович шутил. Но даже в шутках он не допускал грубости и пошлости. Он прекрасно понимал людей, старался выполнить просьбу, помочь. Я всегда была уверена, что он поддержит меня в научной работе, поможет в житейских делах советом. Это облегчало общение с ним как с руководителем и мудрым наставником.

Анатоль Франс сказал: «Истинный ученый не может не быть скромным: чем больше он сделал, тем яснее видит, как много еще осталось сделать». Эта фраза точно характеризует К.А. Аликберова – ученого-методиста, чьи труды еще долго будут служить педагогической науке Дагестана.

Наставник и педагог, именно так отзывается Багомедов Муса Расулович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой дагестанских языков ДГУ, заслуженный учитель РД, член Союза писателей России, Почётный работник сферы образования РФ про своего заведующего сектором русского языка и литературы.

Уходят годы. Из жизни уходят и люди: кто-то в молодом возрасте, кто-то в зрелые годы, а кто-то доживает до преклонных лет. И каждый оставляет след в какой-то конкретной области, которой посвятил свою жизнь, был связан с этой сферой: в науке, образовании, спорте и т.д. Независимо от сферы деятельности, каждый человек остаётся в памяти семьи, друзей, коллег. И каждый по-разному: кто-то весь, от кого-то какие-то единичные, но яркие моменты. Каждый заслуживает память.

О Калабеке Алиметовиче Аликберове у меня остались самые добрые и тёплые воспоминания, как о грамотном специалисте, талантливом педагоге и добром наставнике…

Проработав в сельской школе педагогом и инструктором в районном комитете партии, я поступил на работу в Дагестанский научно-исследовательский институт школ имени А.А. Тахо-Годи. Пригласили в сектор родных языков. Когда приехал с трудовой книжкой трудоустраиваться, сказали, что место занято. По чьей-то просьбе обещали другому человеку. Рекомендовали поработать в секторе русского языка. Так я оказался в этом подразделении Института школ.

К моему счастью, сотрудники сектора оказались не только грамотными специалистами своего дела, но и добрыми, отзывчивыми и порядочными людьми. Буквально в первый же день работы меня, заведующий сектором Калабек Алиметович Аликберов, пригласил на обед в кафе. Поближе познакомились. Состоялся душевный разговор о работе, семье, планах. В дальнейшем мы подружились.

Калабек Алиметович умел ставить задачу и целенаправленно работать над её успешным решением. Этому учил и других. Компетентный и грамотный специалист Аликберов был и приятным собеседником. Умел общаться с людьми, всегда бывал рядом с людьми и в радости, и в горе.

Он для меня был и остаётся добрым наставником и хорошим педагогом.

В народе говорят: «Ученым стать проще, человеком стать гораздо труднее». Калабег Алиметович был не только ученым-профессионалом, но и Человеком с большой буквы. Человеком, который учил других быть не только социально значимыми учеными, но и общественно полезными людьми – гуманистами. Если сегодня нет его с нами, то целая плеяда его благодарных учеников помят о нем и вечно сохранят в своих сердцах.

Мирзоев Ш.А., зав. сектором ДНИИ педагогики.

Байрамбеков М.М., зав. сектором ДНИИ педагогики.

Багомедов М.Р., зав. кафедрой языкознания ДГУ.

Сулейманова К.Г., редактор отдела образования и науки республиканской газеты «ХӀакъикъат».