Традиции семейного воспитания в школе

Президент России Владимир Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. Соответствующий указ размещен на официальном интернет-портале правовой информации. «В целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю провести в 2024 году в России Год семьи», — говорится в документе.

Задачи воспитания настоящего чело­века, труженика, наследника, преемника достойных традиции предков, патриота, гражданина всегда находились в фокусе дагестанской семьи, считались архиважными в сохранении традиционных семейных ценностей. Народы мира, страны, нашей республики накопили и сугубо национальный, и общечеловечески схо­жий опыт формирования общественно зна­чимой личности на семейных духовно-нравственных ценностях. Педагогическая наука и практика выявили устойчивые закономерные связи, осно­вополагающие принципы, средства, формы, методы и приемы,  а также самые оптимальные условия воспита­ния человека в семье. Это и другое представляют собой целый ком­плекс педагогических знаний, умений и на­выков, крайне необходимых каждому родителю, учителю и воспитателю для постижения мудрости образования и воспитания достойного человека.

Формирование морально-этического и физического облика человека, т.е. общественно одобряемое воспитание детей извечно считается святой функцией семьи и родителей. Эта функция возложена на них самой природой человека. И чтобы воспитание ребенка было успешным, общество предписало родителям функциональные обязанности мужа и жены, отца и матери, дедушки и бабушки. А детям пред­писаны обязанности сына и дочери, брата и сестры, внука и внучки. Глубокое осмыс­ление, понимание и выполнение этих обязанностей гарантирует сохранение прогрессивных семей­ных традиции взаимоуважения, послушания, братства, взаимопомощи, гостеприимства, добрососедства и многие другие.

Принимая в школу «из рук родителей» благовоспитанного ребенка, сохранению, сбережению и приумножению добрых семейных традиций, прежде всего, долж­ны способствовать весь педагогический коллектив школы, сами учителя, воспитатели и классные руководители призваны проявлять, самую что ни есть, «отеческую заботу» о морально-этическом и физическом облике ребенка, впервые ставшего учеником, вверенного класса.

Известно, что каждая из народных традиций, в том числе и традиционные семейные имеют свои механизмы выполнения, свою методику общественно одобряемого претворения. Сегодня проблема именно в том, что многие современные семьи (особенно молодые и больше всего городские) подзабыли, или вооб­ще не знают народную методику семейного воспитания. В этих условиях, если сегодня школа желает стать образцовым центром воспитания, поднять престиж образования, учителя и классные руководители должны искренне сотрудничать с родителями учащихся, следует пы­таться безотлагательно понять исстари сокровенные для здравомыслящего общества азы традиционного народно­го и более всего семейного воспитания. При всяком общении с детьми и родителя­ми следует руководствоваться прогрессив­ными семейными традициями человечности. Благо для этого в школах уже около 30 лет изучается специальный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», есть программы, учебники, методические рекомендации. Есть идейная опора, ориентирующая и школу и воспитателей на общечеловеческие и на­ционально-региональные семейные ценности.

Умелая реализация содержания предмета «Культура и традиции народов Дагестана», четкое руководство про­граммно-методическими указаниями по его изучению, как показывает практика образцовых образовательных организаций, дают весьма ощутимые всходы в оптимизации семейного, школьного, да и внешкольного воспитания учащихся.

Школу не случайно величают в обществе центром образования и воспитания. Справедливости ради скажем, не каждая школа сегодня может претен­довать на статус центра воспитания. Есть неприятные случаи совершенно неподобающих межличностных трений между учителями и учащимися, игнорирование свято оберегаемых в народе половозрастных  отношений, увлечение учащихся курением, наркоманией, сквернословие в общении и общественных местах и т.д. Дело, например, доходит до того, что отдельные вчерашние учащиеся, ныне студенты первых, вторых курсов порою не   уступают дорогу преподавателю, позволяют себе курить, сквернословить на территории учебного заведения. Причина, на наш взгляд, кроется именно в том, что во многих школах у нас, как правило, преобладают не истинные, преданные делу образования, педагоги-воспитатели, а скороспелые учителя-урокодатели. Может одна из причин в том, что в последние десятилетия специально не готовили педагогов к организации воспитательной работы с учащимися. Дисциплина «Методика воспитательной работы» была по указанию сверху изъята из учебных планов педвузов. Нет в школах и методистов семейного воспитания. В последние го­ды в микрорайонах отсутствуют участко­вые воспитатели. Практически педагогиче­ское просвещение родителей по вопросам семейного воспитания совсем отдано заб­вению. В этих условиях нелегко получить школе статус центра воспитания.

Для оптимального решения проблем школьного воспитания, нужна профессиональная подготовка высококвалифицированных педагогов-воспитателей. Исключительную значимость для решения этой архиважной для российского, в том числе и дагестанского общества приобретают недавно введенные в учебные планы педагогических вузов новые дисциплины: «Технология воспитательной работы» и «Основы вожатской деятельности».

Дагестанская школа должна стать центром не только сохранения добрых семейных традиций, общечеловеческого вос­питания, но, прежде всего, центром дагес­танского национального воспитания. Вот почему в дагестанской школе важно изу­чать предмет «Культура и традиции народов Дагестана». А к преподаванию данного предмета, к руководству классными коллекти­вами, к работе с родителями учащихся, словом ко всем вопросам воспитания, сле­дует допускать учителей, не случайных, а по призванию, имеющих высокий автори­тет в обществе, и как образцовые семьянины, и как авторитетные педагоги, и как признанные вос­питатели. Если мы подвергаем аттестации учителей предметников, не пора ли нам аттестовать уже и учителей — воспитате­лей, классоводов и классных руководите­лей. Только так можно поднять престиж воспитания и воспитателя, создать опти­мальные условия для совместного оптимального сотрудничества семьи и школы для сохранения традиционных семейных ценностей как в сознании, так и в поведении подрастающего поколения.

Сотрудничества семьи и школы основы­вается на взаимоуважении, взаимном до­верии, взаимопонимании, и если хотите, на взаимном признании воспитательного потенциала и учителей, и родите­лей. Такое доверие можно обеспечить, не взаимно обвиняя, а взаимно помогая. Для этого может следует разработать в школе кодекс родителей, кодекс учащихся, кодекс учителей, пытаться его соблюдать, и регулярно проводить в школах «День семьи» и т. д.

Наблюдения показывают, что именно учителя и классные руководители мало стремятся к сотрудничеству, к индивиду­альной встрече с учащимися и их родителя­ми. Сплошь и рядом встречаются факты, когда учителя видят в ребенке не столько человека, сколько лишь ученика, не столь­ко положительное, сколько отрицательное.

Не только молодые, но и бывалые учителя зачастую игнорируют научно обоснован­ные принципы, т. е. основополагающие идеи воспитания. Мы имеем в виду прин­цип уважения к личности ребенка в сочета­нии с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительных качествах в чело­веке; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой учащихся и многие другие.

Порою учителя незаслуженно повышают голос на учащихся, не считаются с их мнением и интересами. Встречаются факты использования в речи учителей совершен­но не педагогической терминологии, про­звищ, реплик, порою оскорбительных и унизительных для ученика выражений, намеков, мимики, жестов и т.д. Порою такое происходит буквально перед классным коллективом, что приводит к публичному унижению чести и достоинства ученика,  что приводит к конфликтным отношениям учителя и учащихся.

Учителя, не способные управлять собою, уроком, руко­водить классным коллективом, нередко за­пугивают детей оценками. Совершенно очевидно, аналогичные методы дают толь­ко негативные результаты: порочат имя и педагога, и педагогического коллектива, отпугивают детей и родителей, создают ат­мосферу недоверия между семьей и школой. В воспитании детей могут быть издерж­ки, промахи, упущения. Но сознательно со­здавать проблемы воспитания нельзя. Это не делает чести педагогу.

Воспитание достойного человека — дело благород­ных, бескорыстных, доброжелательных лю­дей. Только посеяв добрые знания, проявив добрый характер в отношениях с людьми, можно пожинать добрые плоды человечно­сти. В наш век научно-технических, соци­ально-экономических, духовно-нравствен­ных обновлений общества, воспитание де­тей — задача более архиважная и весьма ответственная. Будущее человечества, нашей страны России и нашего многонационального Дагестана за­висит от того, насколько нынешние и грядущие поколе­ния будут компетентными, гуманными, вза­имно уступчивыми, и самое главное добры­ми. «Добро добром оплатишь — молодец, зло добром оплатишь ты мудрец» «Ученым стать проще, человеком стать гораздо труднее», — говорят народы Дагестана. Да будут наши родители и педагоги добрыми – профессионалами, сызмала воспитывающими детей на традиционных семейных и общенародных духовно-нравственных ценностях.

МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав.сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ