Из тайги к Каспию – с культурной миссией

В Дербенте прошли «Большие гастроли» Сургутского театра.

6 и 7 октября сцена Лезгинского театра в Дербенте принимала спектакли театра из далекого Ханты-Мансийского автономного округа. Артисты Сургутского театра преодолели почти 3 тысячи километров, чтобы представить жителям и гостям Дербента три спектакля. Гастроли были организованы ФГБУК «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры России. Проект носил некоммерческий характер. Была установлена социальная цена билетов, что сделало театральный праздник доступным любому желающему.

Труппа из Сургута впервые оказалась в нашей республике. Артисты признаются, что немало волновались перед показами, хотя ранее театр гастролировал в крупных городах не только России, но и Европы. Театру Сургута всего 20 с небольшим лет, молод и коллектив. Но в его активе есть и спектакли по классике, и экспериментальные постановки.

В ХМАО театр считается крупнейшим. Однако в Дербент сургутяне привезли небольшие постановки. Объясняют это «пробным шагом», ведь наш зритель, его театральные пристрастия театру из Западной Сибири были незнакомы.

Театр пригласил зрителей на три совершенно разные постановки. Показы спектакля «Ежик и море» по мотивам сказок Сергея Козлова покорили не только детвору, но и взрослых! На сцене искали путь к дружбе и мечте три героини – школьницы, очень похожие по своему темпераменту на Ежика, Зайца и Медвежонка.

— Я домохозяйка, живу в Дербенте. Привела на спектакль детей, у меня их четверо. Дети смотрели на одном дыхании, окунувшись в сказку. Они вообще не понимали, где оказались, вокруг волшебство! Да что дети! Я сама еще под впечатлением. Мне кажется, сказка закончилась так быстро! Мне бы хотелось продолжения, — призналась нам одна из зрительниц.

За реакцией зала наблюдала режиссер спектакля «Ежик и море» Татьяна Балабанова:

— На первом показе в сторонке сидели парни, лет по 16. Сначала я почувствовала их скептический настрой на «спектакль для детишек», отстраненность, насмешливый взгляд. Но потом их глаза не отрываясь следили за сценой! Они реагировали, смеялись, следили за историей. Еще среди зрителей была замечательная семья, много детей. Одна из женщин комментировала все. В какой-то момент она воскликнула, обернувшись к своим близким: «Не знаю, как вы, а я получаю столько удовольствия!»

Зрители охотно аплодировали. А когда они услышали, что ежик пришел именно к Каспийскому морю – раздался шквал аплодисментов.

Неожиданным для зрителей стал моноспектакль «Чернобыльская молитва», поставленный по документальной повести о чернобыльской трагедии режиссером Линасом Зайкаускасом. Героиня этой драмы обратила к залу глубокий, серьезный монолог. Пронзительная, шокирующая история о чернобыльской катастрофе производит оглушительное впечатление – может быть, еще и потому, что так просто, так спокойно, рассказана вдовой пожарного, тушившего 4-й атомный энергоблок ночью 26 апреля 1986 года.

Этот спектакль Сургутский театр показывает уже более 10 лет на самых разных сценах: и в отдаленных таежных поселках, и (до русофобии) на европейских фестивалях. Эмоцию сострадания разделяют все, кто бы ни смотрел спектакль. Зрители Дербента не стали исключением.

Актриса Сургутского театра, исполнительница главной и единственной роли в спектакле «Чернобыльская молитва» Анна Махрина призналась, что зрители Дербента показались ей несколько более закрытыми, чем сибиряки:

— Дербентские зрители мгновенно улыбкой реагировали на моменты, где была легкая смешинка – ну да, и такие эпизоды в драме есть, ведь это жизнь и это история любви прежде всего. Но несколько настороженно отнеслись к серьезной тематике. Кто-то был закрыт и боялся показать слезы. А кто-то отвлекался. (К слову сказать, зрительская культура в Дербенте отличается от нашей, на спектаклях публика ведет себя довольно раскрепощено, беседует, даже разговаривает по телефону!) В общем, по мне, зритель был такой, которого нужно было победить. И мы победили. Это значит: контакт был. Слезы — были.

Анну трижды вызывали на поклон. Заместитель директора Железнодорожного колледжа Шамси Ахмедова посетила показ со студентами, она поделилась с нами:

— Постановка очень впечатлила. Это жизненная история. Я прочувствовала все пережитое героиней, аж до дрожи. Больно было смотреть. Это не выдумка, это реальная жизнь — все, что нам рассказала героиня. Эмоции зашкаливают. Хочется пожелать всем нам, чтобы такой страшной катастрофы больше не повторялось.

Третьей работой театра стал концерт в формате «квартирник». Его подарили зрителям ансамбль Сургутского театра и певица, актриса Алена Поль – лауреат международных и российских музыкальных фестивалей, участница финала проекта «Голос-5».

Как известно, на сцене зритель видит только часть труда театральной труппы. А есть работники невидимого фронта, технические специалисты. Заведующим постановочной частью в Сургутском театра служит наш земляк, лезгин. Радик Шихсаидов родился и жил в Дербенте до 18 лет. А после службы в армии судьба привела его в Сургут. На малую родину приезжал нечасто. И поэтому для него гастроли в Дербенте были особенно важны. До поездки Радик Магомедзакирович проделал большую работу в Сургуте – нужно было адаптировать техническую сторону спектаклей для чужой сцены, продумать перевозку декораций и оборудования. Тем не менее, на месте все равно выявились некоторые технические накладки. Но в том и есть профессионализм, чтобы уметь оперативно разрешать такие проблемы.

Вот что Радик Шихсаидов рассказал нам о своей службе в Сургутском театре и гастролях в Дербент:

— Лезгинский театр технически укомплектован достаточно неплохо. Но, как и во всех театрах провинции, здесь остро стоит проблема нехватки технических кадров. Зарплаты в этой сфере невысокие, стимула идти в эту профессию у людей нет. Но при этом те, кто уже служат, ответственно подходят к делу. Местные специалисты помогали нам по мере возможности с монтажом оборудования. Я рад, что со своей стороны тоже мог быть полезен им – проконсультировал по вопросам ведения технических паспортов спектаклей, новых решений в изготовлении декораций.

Сургутский театр привез в Дербент камерные спектакли. Но наши коллеги были удивлены, когда я рассказал, какие масштабные полотна созданы на нашей сцене в Сургуте. Так, декорация к спектаклю «Коварство и любовь» весит почти полторы тонны. В детских мюзиклах герои ездят в зале на мотоцикле. В спектакле «Гроза» идет искусственный снег и почти настоящий дождь. В «Легенде о Гамлете» по сцене разбрасываем 200 кг земли. Отдельная гордость — бутафория, изготовленная индивидуально по документальным образцам – такая, как оружие в спектакле «А зори здесь тихие».

Спектакли такого размаха требуют слаженной работы всей технической команды. Но наши спектакли для небольшой сцены не менее ответственны! Зрители размещаются близко к сцене и видят все детали постановки

Я давно не был в Дербенте. В этот раз особенно приятно было приехать не частным порядком, а по работе – наконец, родственники увидели, чем я занимаюсь, каких успехов добился. Для меня важно было, что на гастролях в Дербенте в зале были мои близкие: братья, тетя, племянники. Для них откровением стал спектакль «Чернобыльская молитва». Они у меня все преподаватели, оценили высоко. Женщины, конечно плакали. Я видел, что и парни в зале терли глаза Но на этом спектакле все плачут. В Дербенте, как я понимаю, театр отличается от нашего, он носит больше развлекательный характер – сказки, музыкальные постановки, комедии. Поэтому наш спектакль своей серьезностью застал врасплох зрителей. Но от этого не стало хуже.

В Дербенте я, конечно, люблю крепость. Но в этот раз сходил на стадион. Вспомнил, как играл в футбол, здесь в составе юниорской команды участвовал в чемпионате Дагестана, сражался за Кубок России. Удалось повидать тренера, пройтись по полю. Ну а сам Дербент Как преобразился город за последние годы! Это не какой-то «один из южных городов России». Он сохранил самобытность, своеобразие. Я понимаю, что это возможно только благодаря людям, которые здесь живут, и восхищаюсь ими!

Сургутская труппа уже вернулись домой. Хочется надеяться, воспоминания о солнечном Дагестане и улыбках юных зрителей Дербента согреют их в холодные осенние дни. И артисты еще вернутся к нам, чтобы удивить своими постановками.

Зарима Нагиева