2023 год – Год педагога и наставника, 5 октября – ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
В Год педагога и наставника есть ряд ключевых проблем, на что нам следует обращать самое пристальное внимание в поисках путей и способов их решение. Наиболее важной проблемой, на наш взгляд, является формирование морально-этического и интеллектуального облика учителя. В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.
Остается открытым вопрос, какие же качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 15–20 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество крайне необходимо современному учителю.
Сегодня чрезвычайно актуальны вопросы для педагогического образования:
«Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?»;
«Какой учитель должен работать в современной школе?»;
«Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников:
«У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»
Как известно, в различные периоды исторического развития рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель — каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личность учителя». Поэтому нам интересно было узнать, каково представление современного школьника об учителе? Для этого во время прохождения психолого-педагогической практики студентами старших курсов Дагестанского государственного педагогического университета нами было проведено небольшое исследование «Учитель глазами современного школьника». Ученикам была представлена анкета, содержащая 3 вопроса:
1) Какой учитель хороший и почему?
2) Какой учитель плохой и почему?
3) Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?
Анализ полученных результатов позволяет сделать весьма значимые для учителей следующие выводы.
Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.
Нужно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль общения учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно и опрятно одетый», «доступный», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся».
По всему видно, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Любопытно также, что некоторые ученики предложили вместо учителя компьютер, в то время как учащиеся 5-11-классов, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьютер. Интересы детей в стадии их формирования имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания и более подвержены влиянию окружающих условий. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее, а может и ведущее место занимает учитель (каково было позитивное влияние учителей на научно-педагогическое и человеческое становление автора данной статьи можно прочитать в публикациях «Мои учителя» в газете «Дагестанская жизнь» от 22.10.2021 года и «Мои наставники в науку» от 6.10.2022 года).
Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются отрицательными для учителя.
Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи:
- Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
- Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
- Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.
- Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
- Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
- Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
- Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
- Тактичен.
- Всесторонне развит, умный, умеет говорить выразительно, ясно и четко.
10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.
А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:
- Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.
- Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу.
- Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.
- Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.
- Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, не терпим.
- Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.
- Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.
- Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.
- Не творчески работает.
- Педантичен, формалист.
Положение учителя — это постоянный искус (серьезное испытание; длительная и трудная проверка), испытание властью. Дело не только в субъективизме и личной предвзятости в оценках и отношении к учащимся. В бюрократически организованной системе образования учитель является, прежде всего, государственным служащим, чиновником. Его главная задача — не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально принятых мнений. В интересах собственного самосохранения учитель вынужден порою подавлять самостоятельность учеников, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено. Причем ему очень легко убедить себя в том, что он действует так в интересах самих ребят, страхуя их от будущих неприятностей. Для подавления самостоятельной мысли используются и отметки, и характеристики, и манипулирование мнением соучеников, и давление на родителей. Нужно прямо сказать, что наша школа много лет была и остается самым эффективным инструментом воспитания конформизма, приспособленчества и двоемыслия. Перестройка общества невозможна без радикальной перестройки школы и самого учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию.
Личностный подход — не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.
К. Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.-М.;Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.-Т. 8-С. 442).
Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой,— во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями. Юношеская личность всегда противоречива и изменчива.
Самая распространенная и типичная ошибка учителей — неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Спору нет — и то и другое существенно. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искренний или самый инициативный. Так же мало говорит о характере юноши его успеваемость.
Подводя итоги, можно сделать некоторые гипотетические выводы. Учитель, как и 100 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога.
Сегодня в Год педагога и наставника акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, необходимо и безотлагательное возвращение в учебные планы, и прежде всего педагогических вузов и колледжей, таких дисциплин, как этика, логика, эстетика, культурология, которые еще на студенческой скамье способствовали бы не только формированию интеллектуального и морально-этического облика будущих учителей, но и развитию у них педагогического мастерства, построенной именно на творческой основы.
МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ