Необходимость изменения пенсионного законодательства в целях повышения пенсий

Как известно, весной 2018 года Правительство объявило о старте новой пенсионной реформы в России, которая может начать реализоваться уже в 2019 году. Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательства, по мнению чиновников  «финансового блока», назревала уже давно. Попытки изменить старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились, прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть, последствия которых Правительству удалось стабилизировать только к 2017 году — в том числе за счет непопулярной среди населения бюджетной экономии по социальным статьям расходов (заморозка пенсионных накоплений, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, проведение индексации пенсий в 2016 году ниже значения прошлогодней инфляции и т.д.).

В связи с этим образовался катастрофический дисбаланс между теми кто зарабатывает и теми, кто получает пенсии. В России уже треть населения-пенсионеры. К сожалению, надо признать, что Россия стареет. Из 146 млн человек населения России только около 83 млн – люди трудоспособного возраста. Но официально работают из них только около 53 млн человек. На них приходится 43,5 млн получателей пенсий. Соотношение тех, кто зарабатывает, и тех, кто получает пенсию, составляет 1,2:1. То есть на 6 работающих приходится 5 пенсионеров. И если количество пенсионеров растёт (примерно на 1,5 млн человек в год), то количество трудоспособного населения сокращается.

Если говорить о том, как связано количество работающих с размером пенсий, то следует знать следующее: пенсионная система России построена по принципу солидарности поколений: поколения трудоспособного возраста зарабатывают на пенсии поколению пенсионного возраста. Пенсионные отчисления составляют 22% от Фонда оплаты труда. То есть в Пенсионный фонд перечисляется 22% сверх зарплаты каждого официально трудоустроенного гражданина. Несмотря на то, что эти перечисления делает работодатель, фактически пенсии платят те, кто работает, а их сегодня катастрофически не хватает. Изменение пенсионного законодательства приведёт к увеличению количества работающих, а чем больше работающих – тем выше размер пенсий. Вот почему уже в первый год действия нового законодательства средний размер ежемесячной пенсии будет увеличен на 1000 рублей. К 2024 году средний размер пенсии составит 20 000 рублей (сегодня – 14 000).

Но если количество работающих сравняется с количеством пенсионеров, а тем более – если количество пенсионеров превысит количество работающих, то неизбежным станет снижение размера ежемесячных пенсий. Этот вариант недопустим ни при каких обстоятельствах.

Говоря о пенсионной реформе, многие обеспокоены тем, что люди «не доживают до пенсионного возраста». Это ложный миф, который построен на манипуляции статистическими данными. Если бы «многие не доживали до пенсии», в России не было бы 44 млн пенсионеров. Россия не может одновременно стареть и «не доживать до пенсии». Дело в том, что статистика средней продолжительности жизни учитывает и детскую смертность, и несчастные случаи, и подростковые суициды, и смертность в результате наркомании, алкоголизма, и случаи безрассудного отношения к собственному здоровью и жизни, которые никак не связаны с тем, работает человек или нет.

Например, если взять 90-летнего долгожителя и 20-летнего лихача, то на двоих средняя продолжительность жизни у них будет составлять 55 лет. Этот показатель необъективен. Объективным показателем является не средняя продолжительность жизни, а период жизни на пенсии. У мужчин он составляет в среднем 16 лет, у женщин – 26 лет. С учётом тенденции роста продолжительности жизни, сокращения смертности по основным причинам и развития системы здравоохранение, это соотношение сохранится и после продления трудоспособного периода жизни. Отдыхать на пенсии люди будут столько же, но жить при этом – дольше.

Следует учесть и тот фактор, что изменение пенсионного законодательства предусматривает очень плавный переходный период. Пенсионный возраст в этом периоде будет повышаться всего на 1 год раз в 2 года. То есть, в 2020 году на пенсию выйдут мужчины в возрасте 61 год и женщины в возрасте 56 лет. Всего же для мужчин переходный период займёт 10 лет: в 2028 году на пенсию впервые выйдут 65-летние мужчины – те, кому сегодня 55 лет. Для женщин переходный период займёт 16 лет: в 2034 году на пенсию впервые выйдут 63-летние женщины, которым сегодня всего 47 лет. Такой плавный переход позволит заранее скорректировать планы на будущее и структуру собственных сбережений.

А для ряда категорий работающих возраст выхода на пенсию не меняется вообще. Это, в частности, работники вредных или тяжёлых производств, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, ряд социальных категорий. Как и раньше, они будут выходить на пенсию досрочно – в том же возрасте, что и по действующему законодательству.

«Лезги газет»