«Ночь заводов» на винодельне «Дербент Вино» объединила искусство и промышленность на один вечер

12 августа 2023 года завод «Дербент Вино» стал одной из площадок Всероссийского фестиваля «Ночь заводов», проходящего при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Пройдя конкурсный отбор среди 90 присланных заявок от промышленных объектов со всей страны, команда завода совместно с резиденцией «Сильно» представила проект с поэтичным названием «Хамрийят* о Дербенте: древность и технологичность». Об этом сообщили в пресс-службе ООО «Дербентская винодельческая компания».

После проведенного мероприятия руководство завода получило письмо от министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой, которая отметила, что проведение «Ночи заводов» в пространстве «Дербент Вино» делает завод новой востребованной культурной локацией, стимулируя реализацию новых творческих инициатив.

«Очаг виноделия стал местом рождения произведений искусства. И это прекрасный дар жителям города!», — Зарема Бутаева, министр культуры Республики Дагестан.

Всего на событие зарегистрировалось около 700 человек. Некоторые посетители приехали специально из других регионов России в Дербент на Ночь заводов. Помимо экскурсий, стартовавших каждые полчаса, для гостей была предусмотрена зона отдыха с фудмаркетом, организованным ресторатором Мурадом Калаевым и 3 sisters catering, а также живой музыкой.

Путешествие по заводу в сопровождении экскурсоводов начиналось от Северной крепостной стены Дербента, памятника древнеперсидского фортификационного зодчества, входящего в список ЮНЕСКО. Там располагаются пять уличных арт-объектов Ника Белова, вдохновлённых мастерством древних каменщиков и современным винодельческим производством. Далее по направлению к цехам завода зрители проходили работу «Проба грунта» Кати Краевой, представляющей собой каталогизацию почв и гор Сулейман-Стальского района, где расположены виноградники «Дербент Вино».

После короткой уличной прогулки из жаркой атмосферы южного города зрители попадали в прохладу винного цеха, пространство которого было заполнено звучанием работы «Метаморфозы» Фёдора Митина (Ftor) и Даниила Прасдова (Prasdov). В этом цехе, где происходит процесс «превращения» винограда в вино, художники обратились к неизбежным шумам производства, которые улавливались в режиме реального времени, обрабатывались и запускались обратно. К ним добавлялись точечные звуковые всплески, записанные художниками в процессе полевых исследований в Дагестане: записи этнических инструментов, голоса людей. Зрители имели возможность обозначить свое присутствие также через звуки с помощью установленных микрофонов, которые превращали их в тягучие саундскейпы.

В ликерном цехе завода, освещенным тёплым светом свечей, контрастирующим с металлическим блеском ёмкостей для хранения вина, была представлена звуковая композиция «Desono». Посвященная одноименной линейке вин завода, работа Ильи Кадлубинского была создана на основе записей звуков машин, осуществляющих розлив вина, эха и гула цистерн, шумов пара и воды, которые слились в единое музыкальное произведение.

Коридор, соединяющий цеха основного здания завода, заполнила свето-звуковая работа Максима Силенкова «Эхо», где свет напоминал о постоянном движении людей по этому пространству. Мерцание ламп было синхронизировано с определенными шумами производства, создавая впечатление своего рода музыкального инструмента, где каждая лампа становилась «клавишей». Максим Силенков также создал особую световую среду для каждого цеха завода, созвучную назначению пространства.

В цехе шампанизации зрителей были размещены несколько работ. Одна из них – масштабное по формату живописное произведение на холсте «БахIарчи» (с аварск. «храбрец») Заиры Магомедовой и Халимат Саидудиновой, которое словно драгоценность мерцало в полумраке среди винных акратофоров. Семь историйи из жизней родственников художниц, объединенных темой неожиданного проявления смелости героев, соединились в единую композицию на холстах. Благодаря стилю живописи, яркости колорита житейские истории обрели поэтическое восприятие: это уже не бытовые истории, а семейные предания.

Иммерсивная инсталляция «Город 5000 утечек» Жени Горожанцевой и Никиты Кикина, состоящая из наполненных водой бочек, предполагала взаимодействие с ней зрителя: наливая воду в определенные баки, можно было запустить звуковой паттерн, записанный художниками в Дагестане во время прохождения резиденции «Сильно». Баки с водой, установленные на крыше каждого дома Дербента – неотъемлемая часть повседневности города. Звучание цеха шампанизации и инсталляции «Город 5000 утечек» приводило в движение масштабную видеопроекция Арсена Курбанова «Т1ут1ила делхъ» (с дарг. «Танец винограда»), размещенную на всю высоту пространства. В основе видеоработы «Т1ут1ила делхъ» – кубачинские орнаменты, трансформируемые художником с помощью 3D-моделирования. Переводя культурный код Дагестана в цифровое искусство, художник стремится открыть новые возможности и потенциал для исследования дагестанской культуры. Видеоработа Арсена Курбанова и живописное произведение Заиры Магомедовой и Халимат Саидудиновой пополнили формирующуюся коллекцию искусства «Дербент Вино».

Завершалась экскурсия на верхнем этаже завода медитативной инсталляцией Анны Кабировой «Хамрийят из уст женщины», чей перформанс зрители могли наблюдать на протяжении всего мероприятия. Пять запахов-посланий, собранных на основе ароматики определенных видов вин, воздействовали на зрителя напрямую на уровне подсознания. Виды вин для создания запахов были отобраны художницей совместно с главным виноделом компании Шамилем Алиевым. Запахи экспонировались в керамических сосудах, выполненных на заказ специально для проекта. Объекты соединялись между собой эфемерным ковром из соли, который в течение всей выставки постепенно «плела» художница. В этом проекте объединены ремесла Дагестана – ковроткачество, керамика, ручная добыча соли, в которых центральную роль играет женщина, передающая традиции своего народа из поколения в поколение.

Этим проектом, осуществленным совместно с резиденцией «Сильно», завод «Дербент Вино» планирует продолжать ряд инициатив по популяризации искусства и культуры Дагестана, организовывая выставки, лекции и другие мероприятия, делая свой вклад в утверждение Дербента в качестве центра культурных преобразований, точки притяжения и туристически привлекательной локацией региона.

* Хамрийят (с араб. «винная поэзия») – поэтический жанр литературы Ближнего и Среднего Востока, воспевающий вино. Традиционная винная образность воспринималась и как употребление вина в веселой компании, и в мистическом и иносказательном смыслах.

Aликбep Kapдaшoв