Когда мы все братья и сестры

Лет 20 назад, во время пресс-тура для российских и иностранных журналистов, зарубежные гости пришли в восхищение, увидев в дербентской Джума-мечети, как обнялись, приветствуя друг друга, имам мечети и раввин. Французская журналистка, стоявшая рядом со мной, заметила: «Надо же … На Ближнем Востоке мусульмане и иудеи убивают друг друга, а здесь обнимаются, как братья. Не показное ли это?  Не для нас ли специально подготовлена эта сцена»? Рядом был репортер британского агентства Рейтер, который ответил ей: «Нет, показное таким искренним не бывает». А я, автор этих строк, с неподдельной гордостью добавил: «Это же святой Дербент». 

В мире мало таких городов, которые возникли в глубокой древности, сыграли определяющую роль в судьбе многих народов,  государств или даже цивилизаций, подвергались бесчисленным нашествиям, завоевывался могущественными в свое время державами и по сей день сохраняет свой древний облик, свою самобытную культуру, свой дух. Именно таким городом является дагестанский Дербент. Может быть, единственный во всем мире. Ведь он еще в течение тысячелетий в своем названии сохранил даже первоначальное значение: «дар» — ворота, «банд» — плотина, запор. Правда, каждый народ называл его на своем родном языке, обязательно сохранив при этом коренное значение. Например, арабы назвали его Баб-аль-абваб — «Ворота ворот», татаро-монголы и турки — Темир-капы —  «Железные ворота», русские –  «Железные врата». Древние греки и римляне называли Дербент «Албанские ворота», «Каспийские ворота» (от названий древних племен, населявших древнюю Кавказскую Албанию). В исторической литературе зафиксировано более 20 названий Дербента.

Город называют еще «Перекрестком миров, культур и цивилизаций. Древний Дербент и в самом деле был «железными воротами», которые отделяли мир оседлых земледельцев от мира кочевых скотоводов. Они закрывали все Закавказье и весь Ближний и Средний Восток от опустошительных набегов воинственных степных кочевников, варваров, которые приводили в ужас местное население. Дербент защищал первые очаги цивилизации. На протяжении многих веков для известных государств Переднего и Среднего Востока он был мощной пограничной крепостью, главным их оплотом в борьбе с агрессивными кочевниками.

Возникший в самом стратегически значимом месте знаменитого Прикаспийского пути – важнейшей в те времена военной и торговой трассе –   Дербент стал самым крупным на Кавказе и одним из крупнейших на Востоке феодальным городом, торговым центром в средневековую эпоху. На Великом шелковом пути он был одним из главных перевалочных пунктов.

В Дербент пребывали торговые караваны и корабли из Индии, Китая, Руси, Хорасана, Хорезма и других стран. Здесь жили и торговали купцы – евреи, армяне, арабы, персы, представители других народов и племен. Здесь заключались договора, собирали и снаряжали караваны, купцы из разных стран учились доверять друг другу.

Причиной бесконечных нападений на Дербент, кровопролитных войн, бурных исторических событий было, конечно, его важнейшее геостратегическое значение в регионе: кто владел «Железными воротами», тот владел всем Кавказом и не только Кавказом. В течение веков город переходил из рук в руки, попадал под власть завоевателей и вновь добивался независимости, переживал расцветы и запустения. Стабильностью это, конечно, не назовешь. Но в тоже время в древнем городе шел другой процесс: медленно, но крепко формировался менталитет городского сообщества – особый, дербентский менталитет в ответ на средневековую жестокость и разрушительные действия завоевателей, в основу которого закладывались человеческая мудрость, гуманизм, идеи ненасилия, и что «добро все-таки победит зло». Ведь город-то был торговый. А где торговля, там – договор и поиск согласия. Для Дербента, постоянно находящегося в опасности, они стали необходимы, как воздух и вода.

Вспоминается одна легенда, которую любят рассказывать дербентские экскурсоводы. «Однажды царь Александр Македонский со своей конницей подошел к Дербенту. Люди царя пришли к правителю города и сказали: «Мы послы царя всех царей. Он послал нас сказать, чтобы ты подчинился ему и платил дань. Если ты рассердишь царя, он разрушит Железные ворота и убьет тебя». Правитель Дербента отказался подчиниться царю всех царей. Войска Александра Македонского пошли на приступ. Штурм за штурмом, но взять город никак не могли. Царь царей решил оставить город в покое. Вечером на военном совете один из мудрых советников-стариков сказал завоевателю: «Потеряешь всю свою славу, не уходи, и если ты будешь сильным и хитрым, то войдешь в крепость». Так и вышло, Александр Македонский взял Дербент и приказал привести к себе правителя города, а «железные ворота» разрушить. «Разве ты не знал,— сказал завоеватель пленнику,— что все цари на всей земле, все рыбы на всех морях платят дань Александру?» Правитель Дербента ответил: «Я знал, что земля, воды подвластны царю царей, но я не знал, что и небеса должны подчиниться тебе». Этот ответ настолько понравился Александру, что он отменил свои приказы, назначил поверженного правителя  своим наместником у Железных ворот и даже помог восстановить разрушенную самим же стену крепости. Царь уехал завоевывать новые земли».

Это, конечно, легенда, но в ней наука. Ведь дербентцы, защищавшие свой город от иноземных захватчиков, проиграв в вооруженной борьбе, одержали и победу. Победу на ментальном уровне. Задачи же, которые стояли перед ними в этой борьбе – сохранение жизней горожан и не допустить разрушения города – выполнены.

Такого рода победой является сама выработка в течение веков дербентской ментальности. Она выстрадана десятками поколений дербентцев, сформировалась в процессе взаимовлияния, трансформации культур, традиций многих эпох и народов Востока, взаимодействия трех авраамических религий. Ментальность каждой эпохи, безусловно, вносила свои коррективы (как, впрочем, и сегодня, эпоха глобализации), но все ценное, полезное, выгодное и для человека и для общества из опыта прошлого сохраняется.

По дагестанским меркам Дербент крупный город, где по неофициальным данным проживают около 140 тысяч человек, представители более 50 народов. «Какой нации» здесь никто не спрашивает. В таком городе анонимность естественна. Однако в Дербенте, наблюдая за жизнью горожан, складывается впечатление, что все они друг друга знают, между собой знакомы. Отсюда и сила общественного мнения.

Различные религии и народы в Дербенте уживались веками, не препятствуя формированию у горожан чувства солидарности и общности. Поэтому здесь много интернациональных семей. Современный менталитет и толерантность дербентцев – это результат взаимопроникновения трех авраамических религий зороастризма и культур, обычаев и традиций многих народов. Именно этим менталитетом сплочено уникальное   многонациональное, поликонфессиональное дербентское общество.  .Это видно на свадьбах, на похоронах: собирается чуть ли не полгорода, а религиозные праздники, поздравляя друг друга, проводят вместе.

Жить в Дербенте и не дружить – не возможно. Жить в Дербенте и не уважать соседа тоже не возможно: общество осудит. В этом городе общественное мнение серьезная сила, поэтому любая критика, распространяемая даже по «сарафанному радио» воспринимается весьма болезненно. У дербентца  развитое чувство  собственного достоинства и обостренное восприятие  справедливости. Не сразу вам он о своем недовольстве скажет, но добиваться  этой справедливости будет. Дружелюбием.

Он старается решить любую конфликтную ситуацию путем диалога, компромиссов, взаимных уступок. В городе проживают мудрые, особо уважаемые и влиятельные старцы – представители разных народов и религий, хранители дербентской ментальности. В особо острых случаях дербентцы обращаются к ним. Важно: здесь никто, ни с кем, ни по какой причине не желает враждовать. Здесь  энергия созидания – в дружбе и добре. Горожане это знают «по умолчанию», другим объяснить сложно.

В одном из своих интервью Феликс Казиахмедов (глава города с 2000 г. по 2010 г.) в одном из своих интервью автору этих строк сказал: «Я не устану повторять, что лучшие умы человечества сегодня в поисках обеспечения толерантности, как построить согласие и терпимость между людьми разных национальностей и вероисповедания, проживающими компактно в едином обществе, а в Дербенте эта толерантность сложилась исторически в течение многих веков, срослась с характером, с психологией горожан. Она выстрадана дербентцами. Вот поэтому благодаря этой толерантности, я думаю, Дербент сохранился в течение 5 тысяч лет. Благодаря внутреннему согласию и веротерпимости».

Самое примечательное в том, что по разным причинам навсегда покинувшие Дербент, как признаются они в письмах к родственникам и друзьям, телефонных звонках, испытывают глубокую ностальгию, тяжелую тоску по своей малой родине. Они пишут, что имеют высокооплачиваемую работу, большой, красивый дом и дорогой автомобиль, но нет самого главного – глубокой духовности Дербента, к которой они были причастны. Некоторые рыдают, кода им по интернет-связи  показывают старые улицы Дербента.

В лучшие советские годы, когда древний город очередной раз переживал период бурного развития во всех сферах жизни и люди чувствовали себя счастливыми, мне казалось, что население русскоязычного Дербента, в основном состоящее из евреев, азербайджанцев, лезгин, табасаранцев, агульцев, русских, армян… —  это нечто такое, как особый этнос – «дербентцы». Так кажется мне и сейчас. Каждый из этих народов внес  в «особый этнос» лучшее, что у него было.

Дагестанский журналист и писатель большого таланта Полина Санаева, которая знает Дербент не понаслышке, пишет:  «В дербентский менталитет и дух вшита уверенность, что спешить некуда, да и зачем, когда позади тысячелетия и впереди тысячелетия, и можно сидеть у южных ворот и пить чай из армуда, и ничего не изменится — вон же подтверждение.
Такое сложное понятие, как вечность, в Дербенте материализовалось, определило бытие и сознание. Часы, минуты, крайние сроки падают в эту вечность и перемалываются в ней. Меняются местами с пространством. Медленное время всегда течет где-то рядом, параллельно новым стремительным селевым хронометражам».
В этих словах глубокий философский смысл. Я в них нахожу корень менталитета дербентцев – это сабур.

Сабур (от араб.  Сабр) – терпение, выносливость. Оно имеет еще много смыслов: не спешить, выносливость, упорство, благодарность, воздержание от запретного, только терпеливые могут добиться успеха и т. д.

Вывод: следуя идеям Сабура и ненасилия можно установить в многоязычном обществе мир и согласие.

Вдруг не стало Советского Союза. Наступили тревожные времена, особенно на Северном Кавказе. Самые настоящие войны с террористами, взрывы, захваты заложников, разгул преступности. А Дербент оставался островком мира и согласия на тревожном Северном Кавказе. Все попытки дестабилизировать обстановку и в этом многонациональном городе проваливались.  Но однажды, весной 1994 года нездоровым силам чуть было не удалось взорвать обстановку. Им удалось в принципе криминальный факт перевести на межэтнический уровень. И, может быть, впервые за всю свою историю в Дербенте возникло межнациональное взаимонепонимание, которое в то сумбурное время при определенных обстоятельствах могло привести к крупному межэтническому конфликту с непредсказуемыми последствиями.

К счастью, оно было кратковременным. При поддержке руководства республики и мудрости дербентцев проблему быстро сняли, приняв правильные решения. Из Махачкалы руководителем города временно назначили опытного политика, ранее работавшего здесь первым секретарем горкома КПСС Николая Алчиева. Но его, временно назначенного, горожане переизбрали дважды.

Кстати говоря, с руководителями Дербенту везет. В основном везет, чем не везет. Каждый из них вносит свой вклад в развитие города, во благо ему делает по возможностям многое. Одна деталь: горожане их – любого – постоянно критикуют, но в решающие моменты поддерживают. Дербентцы не злопамятны, умеют ценить добро.

При Н. Алчиеве, хоть и были ошибки (а где их не было и нет сегодня?) город продолжал развиваться. Примечательно, что в тот реформенный период все новые законопроекты по выборам в органы местного самоуправления «обкатывались» в Дербенте и принимались с учетом опыта дербентцев. Самое примечательное в том, что за все годы своего руководства Николай  Алчиев готовил себе замену. Он увидел руководительский талант и умение разговаривать с людьми у своего молодого заместителя Феликса Казиахмедова, а горожане доверяют и симпатизируют ему, и выдвинул того на должность первого заместителя главы города. Когда Алчиева избрали первым заместителем Председателя НС РД, своей кандидатурой на пост главы Дербента он назвал Феликса Казиахмедова. Руководство республики и на выборах горожане поддержали. Ф. Казиахмедова. При нем начался период коренного обновления древнего города.

На этом посту Феликсу Гаджиахмедовичу удалось многое, но, по моему мнению, самая большая его заслуга перед древнейшим городом России – это занесение крепости «Нарын кала» и исторической части Дербента в  Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Для этого руководству города потребовалось приложить много усилий.

Был ряд проблем, главная из которых – нежелание экспертов ЮНЕСКО поехать «в этот конфликтный, проблемный регион». Тогда Ф. Казиахмедов и его заместитель Сави Ханукаев вылетели в Париж, встретились с руководством  ЮНЕСКО. Заместитель Генерального директора  Мунир Бушенаки обещал приехать. А когда приехал и увидел все своими глазами, восхитился и заявил: «Древний дагестанский город Дербент заслуживает того, чтобы стать мировым культурным достоянием». В 2003 году в Париже было принято решение о включении крепости «Нарын кала» и исторической части города Дербента в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2006 г. ЮНЕСКО присудило Дербенту диплом как одному из самых толерантных городов мира, где столетиями мирно  существуют три религии – ислам, христианство и иудаизм.

Это был необходимый, первый успешный шаг к празднованию юбилея города, на которые горожане возлагали большие надежды. Далее необходимо было получить решения руководства республики и федерального центра о подготовке и проведении юбилея. А это при инертности и известных всем «традициях» нашей бюрократии дело не простое. Но новый глава города, опытнейший политик Имам Яралиев – человек неуемной энергии блестяще решил эту задачу.

Как вспоминает Сави Ханукаев, «для того, чтобы перенести бумажку из одного кабинета в другой на этом же этаже Министерства, приходилось лететь в Москву. Имам Яралиев сам по себе энергичный человек, не терпящий никаких замедлений, поэтому по любому необходимому поводу он вылетал в Москву». Вот поэтому, наверное, за рекордно короткий срок от начала подготовки соответствующих документов до подписания Указа Президентом прошло менее одного года. Например, в случае празднования юбилея Казани на эти процедуры понадобилось 6 лет. А ведь тогда в нашей республике, как это странно ни звучало, были силы, которые сопротивлялись юбилею Дербента.

В конце 2012 года вышел президентский Указ о праздновании 2000-летия Дербента. Это была большая победа Дербента, победа сплоченных дербентцев во главе с Имамом Яралиевым. В этом, надо отдать должное, немалая заслуга талантливого дагестанского археолога Александра Абакаровича Кудрявцева.  Это был уверенный, твердый шаг к очередному возрождению многонационального древнего города – «Российского Иерусалима», «Колыбели трех религий», «Перекрестка цивилизаций», как называют Дербент журналисты.

Город буквально на глазах превратился в огромную строительную площадку. К реконструкции Дербента подключились все города и районы республики. Оказывали помощь соседние регионы. За период подготовки к юбилею капитально отремонтированы медучреждения с установкой нового современного оборудования, школы, учреждения культуры, реконструированы площади, приведены в порядок более 340 тыс. кв. метров улиц и тротуаров, дорог. По словам Сави Ханукаева, «для всей этой работы городу с его бюджетом потребовалось бы 107 лет».

Сегодняшний Дербент во главе с Рустамбеком Пирмагомедовым продолжает обновляться. В центральной части он уже другой – больше похожий на современный, европейский, чем древний. Но его главные достоинства, ценности: духовный облик, дербентский внутренний мир, уникальная атмосфера сохраняются. Для туриста он остается все тем же святым античным, восточным  городом, в котором, соприкасаясь  к древности, можно погрузиться в пространство умиротворения и душу свою успокоить, и хотя бы на время забыть о злом, беспощадном и тревожном сегодняшнем. У иного туриста, восхищенного Дербентом и дербетцами, их необыкновенным дружелюбием и доброжелательностью, как и сегодня, может возникнуть вопрос: «Они, что – все братья и сестры»? Ведь гости  видят и слышат,  дербентцы, общаясь меж собой, друг друга называют именно так: «брат», «сестра». Да, там все как родные. Иначе нельзя.

Абдулафис ИСМАИЛОВ, собкор «Лезги газет»