Мудрость народного воспитания

Народная педагогика установила, что по своему развитию, ин­индивидуальным и половозрастным особенностям многие дети не­редко нуждаются в более строгих методах воспитания. В качестве таковых в практике труженика закрепились поручение, требование­, внушение, осуждение и наказание.

Поручение как метод воспитания дает детям возможность лично участвовать в повседневной жизни старших; это источник их практических познаний, а также испытаний моральной и фи­зической выдержки под кратковременной «нагрузкой» получен­ного задания. Разовые поручения помогают выявить способности, позволяют воспитателям предусмотрительно закрепить за детьми постоянные посильные поручения.

Постоянные поручения по традиции дагестанской семьи дол­жны иметь буквально все взрослые дети. Их дают с учетом пола, возраста и физических способностей. В обязанности девочек и де­вушек входят ежедневная уборка дома и двора, стирка, дойка ко­ров, хождение за водой, уход за малолетними детьми… Мальчики и подростки колют дрова, провожают домашних животных в ста­до, встречают их вечером, поят и кормят домашний скот и т. д.

Постоянные поручения являются своеобразными упражнениями и наилучшим образом способствуют приобретению детьми хозяйст­венного опыта, формированию правильных отношений между чле­нами семьи.

Велико в народной педагогике и значение общественного пору­чения.  С ним связана и общественная забота о сознании детей и молодежи и их подготовка к выполнению общественно значимых требований. К выполнению общественных поручений детей гото­вят еще в семье. Считается, что в джамаате, на годекане, в про­цессе труда или игры, несмотря ни на какую занятость, дети обязаны быть готовыми выполнять любые доброжелательные пору­чения взрослых.

Более того, народ считает, что дети должны знать последовательность их выполнения. В народоведческой книге патриарха дагестанской исторической науки Расула Магомедова «По аулам Дагестана» (Махачкала, 1977 г.) приведен весьма поучительный пример, где один из старожилов вспоми­нает. Будучи мальчиком, он бежал исполнять поручение отца и поэтому отказался выполнить просьбу аксакала, встреченного им по дороге. Отец узнал об этом и наказал сына. Когда мальчик спросил, за что отец его наказывает—ведь он выполнял его по­ручение, отец ответил: «Разве ты не мог сообразить, что этот че­ловек старше меня?». Отсюда, если ребенку дается несколько поручений, то по правилам народной педагогики первым требуется выполнять то, которое дает самый уважаемый и старший член общества, а затем—остальные.

Требования, предъявляемые через метод-поручение, учат де­тей послушанию, порядку, точности, а самое главное, развивают в них добрые чувства уважения и почитания старших. Народ осуждает случаи, когда ребенок отказывается выполнять разумную прось­бу старшего.

Поручения старших принято выполнять своевремен­но и достойно, потому что — это своего рода признание старшими умений и способностей человека. Поэтому, когда у старших воз­никает необходимость дать поручение детям, в добропорядочных аулах желающих выполнять его поручение бывает всегда достаточно.

Мудрые воспитатели могут преподнести поручение так, чтобы оно воспринималось детьми как поощрение. В первую очередь, его дают тем, кто и ранее отличался высокой исполнительностью, умеет ценить слово старших. Это повышает ответственность за по­рученное дело, поднимает дисциплину человека и «авторитет» поручения как средства воспитания.

Своевременное и качественное выполнение поручений старших создает о детях определенное общественное мнение: «исполнитель­ный ребенок», «вежливый ребенок», «аккуратный ребенок», и наоборот, «неисполнительный», «рассеянный» и т.д. Обществен­ные отзывы помогают семье регулировать домашнее воспитание.

Народная педагогика знает коллективные поручения, даваемые детям и молодежи во время строительства дома, при уборке уро­жая, на праздниках и других общественных мероприятиях. Цель таких поручений — развитие у молодежи чувства коллективизма, сплоченности, взаимопомощи, сообщение им знаний и навыков, необходимых совершенному человеку.

Требование является весьма эффективным методом народной педагогики, который побуждает детей   к правильному социально значимому поведению. Воспитание требованием проводится у народа двояко: путем демонстрации перед детьми требовательности к самому себе и путем непосредственного требования к воспитуемым. Высокую требова­тельность к самому себе народные воспитатели демонстрируют детям путем четкой регламентации видов деятельности: регуляр­ного раннего подъема, точного выполнения трудовых операций, ежедневного самоотчета и самоанализа выполненной и предстоя­щей работы и т. д. Добросовестность, усердие взрослых в состя­заниях, играх и труде становятся для детей образцом подража­ния.

Требованию к воспитуемым предшествуют такие методы, как разъяснение, пример, упражнение. Народная педагогика отмечает, что требовать можно лишь от того, кто приучен к делу, кому хоть раз показан образцовый пример требуемого поведения, трудолю­бия, приличия и т. д.: «Не вложив в котел, не вынешь из котла», «Не посеешь, не пожнешь», — предупреждают мудрецы. Считает­ся, что требования, не соответствующие возрасту, умениям и уровню подготовки детей — пустая трата времени, что они нередко ранят их душу, лишают их интереса к работе. Поэтому рекомен­дуется предъявлять только такое требование, которое ребенок может выполнить. Достигнутый результат сам по себе уже стимулирует ребенка, мотивирует его к продолжению работы, к очередному проявлению примерного поведения.

Требования к детям принято предъявлять с ранних лет. «Не знает—научи, научил—поручи, не хочет—требуй»,— говорят в народе.

Народ знает различные формы организации разумных требо­ваний к детям, рекомендует не уступать капризам ребенка, не делать ему поблажек, но обязательно считаться с его физическим и душевным состоянием. «Как же иначе, — говорил отец восьме­рых детей из с. Шихикент Сулейман-Стальского района Магомедшериф Гаджиев, — если требовать слепо, проявить безду­шие, непонимание, дети даже самое простое поручение будут вы­полнять из-под-палки, постоянно ожидая понуканий. Криком и при­казом детей не убедишь, к ним нужно подходить ласково, вежливо. Образцовый опыт многодетных семей убеждает, что старшие требуют от детей только возможного, и требования их последовательны и опреде­ленны. Разумные требования организуют детей, делают их пос­лушными и дисциплинированными. В этих случаях слова «Отец сказал. Мать требует…» действуют на них с магической силой.

Народная педагогика советует быть предусмотрительным в требованиях. При гостях требование детям принято предъявлять намеками, особыми, лишь в семье понятными движениями, взг­лядами, жестами. При этом ребенку дают знать, что он—не один, кроме него, в семье еще есть дети, у родителей—свои заботы, неотложные дела. В исключительных случаях требование предъяв­ляют в категорической форме, не допускающей возражений.

Неред­ко требования предъявляются к детям и подросткам экспромтом: например, старшими к нарушителям общественного порядка. На­родная педагогика возлагает большую ответственность на стар­ших, не допускает, чтобы они проходили мимо недостойного пос­тупка человека, особенно младшего, не сделав ему замечания, не подействовав на него соответствующим образом. В этом и заключа­ется исторически заложенная педагогическая функция метода требования.

Значительную роль отводят в народной педагогике воспита­нию детей внушением. Понимание внушения у тружеников созвучно с научным определением И. Г. Шварца, который отме­чает: «Под методом педагогического внушения мы понимаем целенаправленное воздействие воспитателя, адресованное к нео­сознаваемой сфере психики воспитуемого, опирающееся на уста­новку как целостное состояние личности ребенка и порождающее ее стремление активно совершенствовать свои морально-волевые качества».

Народная педагогика располагает различными формами вну­шения, прежде всего словесными. Яркой формой словесных вну­шений выступают народные пословицы и поговорки. Например, обращаясь к лентяю, отлынивающему от труда, говорят: «Нелаю­щий пес похлебки не получит» (дарг.), «Отработав, что полагает­ся, съешь, что причитается» (дарг.). Тому, кто, проявляя неумест­ную смелость, задирает слабых, но пасует перед сильными, вну­шают: «В мышку стрелять мастер, а в льва стрелять не умеешь» (лак.) или «На смирного осла садишься, а резвого боишься» (лезг.). Такие внушения обеспечивают необходимую педагогичес­кую направленность личности.

Эффективность словесного внушения повышают путем срав­нения отрицательных и положительных примеров поведения. «Смот­ри, чем ты занят и чем твои ровесники», «Все полезным делом заняты, а ты…», «Стыдился бы имени своего, когда шел на такое дело», «Твой дед при таких условиях поступал иначе», «В твоем возрасте я занимался тем-то», — внушают ребенку родители, близ­кие и старшие.

Нередко родители и общественность прибегают к демонстративному внушению, т. е. к воздействию на детей путем каких-либо практических действий. Аксакал Алиев Г. вспоминает: «Как-то уехал на заработки мой ровесник А. Прошло пять-семь лет, а он все не возвращается. За это время умерли от голода его старые родители, сельчане помогли сыграть свадьбы его братьев и сестер. Когда через восемь лет он приехал и люди узнали, что ничего ему не мешало заботиться о родителях, братьях и сестрах, что он просто эгоист, то все село отвернулось от него. Его перестали звать в гости, люди стремились не встречаться с ним. При его подходе к годекану прекращали разговор, собравшиеся расходи­лись, не отвечая на его приветствия. В скором времени А. насов­сем уехал из села. Говорят, теперь он вежливый хлебосольный и при встрече с односельчанами с горечью вспоминает совершенные в молодости ошибки». Об этом случае до сих пор помнят не толь­ко в Хнове, но и в окрестных селах Борч, Фия, Гдынк Ахтынского района.            О нем рассказывают молодежи на сельских годеканах, в школе на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Общественному внушению подвергают, как правило, тех, кто игнорирует требования родителей, мнение старших, не почитает обычаи предков, не ценит общественные памятники и сооружения. К нему прибегают после словесного внушения, если последний не дает нужного результата. Общественное внушение считается в народе весьма эффективным методом мобилизации сознания тех, кто позволяет себе не считаться с нравственными нормами обще­ственной жизни.

Эффективность словесных и демонстративных внушений на­родная педагогика видит лишь при учете некоторых, испытанных на практике, условий.

Во-первых, опыт народа показывает, для внушения нужен повод. Поводом для внушения считаются, как правило, отклонения детей, подростков и молодежи от традицион­ных моральных норм разумной жизни.

Во-вторых, эффективность внушения зависит от авторитета внушаемого. Если беседовать, разъяснять имеют право многие, то по традиции народа настав­лять, внушать могут лишь почтенные. «У старого быка борозда глубже»,—говорят дагестанцы.

В-третьих, весомое значение для эффективности внушения имеют место и обстановка, при которых делают внушение. Цель достигают тогда, когда внушение делают с учетом возраста и индивидуальных особенностей, уважаемые в семье и джамаате родители, аксакалы, на семейном совете, годе-кане аула, сходе джамаата. Все это говорит о педагогической проду­манности народных приемов внушения.

И сегодня успех воспитания детей очевиден в тех семьях, школах и селах, где наряду с други­ми педагогическими средствами умело применяют испытанные при­емы народного внушения. Словесное и демонстративное внушение позволяет педагогам своевременно предупреждать негативное и поощрять позитивное в поведении.

Эффективным народным методом предупреждения негативных поступков подрастающего поколения является осуждение. В народной педагогике в качестве приемов осуждения встречаются осуждающие взгляды, осуждающие слова и выражения, осуждаю­щие пословицы, поговорки и т. д.

В применении приемов осуждения народ придерживается опреде­ленной последовательности. Учитывает соответствие приема осуж­дения месту, времени, возрасту и правилам приличия. Например, осуждающие взгляды, жесты применяются к детям, главным обра­зом, при гостях, при чужих, на годекане, улице и т. д. Словесное осуждение считается эффективным в кругу семьи, при близких, или наедине с ребенком.

Мать-героиня Ахмедова М. рассказывает: «Моему Ахмеду шесть лет, однажды прибежал он домой с ревом и жалобами. Побил его соседский мальчик за то, что сын вытащил из гнезда птенчика. Выслушала я его и говорю: «Ты получил по­делом и еще получишь, если будешь реветь и бегать жаловаться». Понял меня сын, и я не помню после этого случая, чтобы Ахмед обидел беззащитных и маленьких. А глядя на него, никогда не сделают плохого младшие Махмуд и Гюльахмед».

Разумное осуждение практикуется и в джамаате. Обществен­ному словесному осуждению подвергают детей, подростков  и юношей только в кругу односельчан, а если на годекане присутст­вует гость, чужой, то детские стремления к дурному поступку пресекают проницательными взглядами, жестами.

Народное осуждение принимает форму намека, иронии в песнях, высмеивающих пустословов, лентяев и хвастунов. Ярким примером осуждения отрицательных качеств юноши является аварская песня «Ну и парень».

Ну и парень, Смех и грех. Ты — посмешище Для веек.

Если встретишься с джигитом, Сходен ты с котом побитым

Встретится тебе Герой, Ты как мышь Перед горой. Только в споре с хилой бабой Ты могучий, А не слабый.

Если пред тобой Калека,

Ты похож На человека.

Каждый проступок детей, молодежи, взрослых, бросающий тень на честь семьи, рода и аула, осуждается в горах семьей к джамаатом. Например, мы зафиксировали весьма типичную в го­рах картину: аксакал Узден, узнав, что его сын обманул уважае­мого в селе учителя Бедуллаха, пригласил сына, посадил возле себя и спокойно сказал: «Нас, Мустафаевых, много, но до сих пор ни один человек с этой фамилией не опозорил ее. А ты сделал это! Ты забыл о матери и отце, о брате и сестре… Если в твоих жилах есть хотя бы капля Мустафаевой крови,—найди мужество, признай­ся во всем и извинись».

Суровое, но заслуженное осуждение матерью-горянкой трус­ливого поведения сына дано в горской легенде «Беглец».

Семьи, где родители, сочетая строгость и справедливость пред­ков, своевременно пресекают и осуждают негативное поведение детей, поддерживают разумный порядок, всегда находятся на хо­рошем счету во всех аулах, селениях, районах и городах нашей многонациональной республики. Считается, что образцовым воспитанием своих детей такие семьи облегчают педагогический  труд, как сельского джамаата, так и педагогических коллективов.

Весомое значение придает народная педагогика общественному осуждению. В образцовых аулах следует только услышать о не­достойном поведении кого-нибудь из членов джамаата, как акса­калы стекаются на годекан, выясняют причину случившегося, сообща думают, как справедливее решить проблему. В большин­стве случаев приглашают или приводят на годекан и самого ви­новника, его семью, и, отделив их от джамаата, ставят в извест­ность о том, чем «отличился» их род и кто в этом виновен. Осуж­дение, порицание джамаата действует не только на провинившегося, но и служит предостережением для остальных. В семьях, аулах, где удается своевременно применить приемы осуждения, не возникает надобности в применении наказания.

В педагогической практике народа нередко применяют и такой метод принуждения, как наказание. При использовании его воспитатели больше обращаются к сознанию и совести ребенка: «Плохое сделаешь, плохое увидишь». Съедает ребенок оставлен­ное брату лакомство, в следующий раз при раздаче сладостей его самого обделяют. Причинил (сознательно) младенцу боль—в та­кой же мере делали и ему больно. Разбивает ребенок намеренно свою глиняную миску— есть дают ему после всех. При этом де­тям разъясняют необходимость предпринимаемого наказания.

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов вспоминает: «Помню, как в детстве отец крепко наказал меня за ложь. «Это страшный сорняк на поле твоей души, — говорил  он.— Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени».

У народа мы находим наказания, сходные с теми, которые от­мечал еще                     В.Г. Белинский: «Суровый взгляд, холодно вежливое обращение, косвенный упрек, деликатный намек, и уже много-мно­го, если отказ в прогулке с собою, в участии слушать повесть или сказку, которую будет читать или рассказывать отец или мать, наконец, арест в комнате—вот наказания, которые, будучи упот­реблены соразмерно с виною, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление».

Народные наказания вытекают обычно из характера поступ­ка: порвал новые чарыки —зашей, плохо выполнил работу—пе­ределай. Такие наказания преследуют две основные цели: с ранне­го детства предостеречь детей от отрицательных поступков и закре­пить положительные.

Народная педагогика имеет свои взгляды и на физическое на­казание. Анализ произведений устного народного творчества пока­зывает, что в них не встретишь одобрения физическим наказаниям.

Но из бесед со старожилами Дагестана выясняется, что в воспита­нии иногда используют физическое наказание. Расул Гамзатов продолжает рассказ: «Отец спокойно, основательно прикрутил ме­ня к стулу, тихонько стукнул по лбу и показал на бумагу:— Все, что там, перенеси сюда!».

Народная педагогика требует, чтобы предпринимаемое наказание было соразмерно с виною, справедливым в глазах ребенка и выбрано с учетом каждого отдельного индивида. Констатируя такое требование, народные пословицы гласят: «Прежде, чем уда­лить кнутом, посмотри на коня», «Хорошему коню достаточно од­ного взмаха кнута» (лак.), «Осел не поймет, пока ушам больно не станет» (дарг.).

Но чаще всего считается, что воспитывать детей нужно любовью, заботой, человеческим отношением. На вопрос «Били Вы, Меджид-халу, когда-нибудь своих детей?» отец пятерых сыновей, 80-летний аксакал Гусейнов М., воспитавший трех будущих докторов наук, ответил: «Ни разу не бил,—строго сказал он и сжал в щепоть тонкие длинные пальцы, чтобы по­казать крошечную детскую душу.—Когда бьешь ребенка, его тело привыкает к ударам, а душа злится. Нельзя бить одного, чтобы другие не повторяли. Дети в душе всегда за детей. Они после этого тебя будут только бояться. А потом, что скажет сосед, если у тебя во дворе плачет ребенок». Слова мудрого аксакала тесно перекликаются с народными изречениями, которые гласят: «Если обидеть—и муравей кусается», «Если есть ячмень, коню не нужна ногайка» (дарг.).

Из вышесказанного следует, что по опыту народа наказание — это метод вспомогательный. Уважающие себя и детей воспитате­ли прибегают к нему только после осуждения, когда уже без на­казания нельзя обойтись, и если оно гарантирует положительный результат.

Таким образом, анализ прогрессивного народного опыта использования методов принуждения, осмысление их значимости для современной прак­тики воспитания позволяют отметить, что именно повседневная забота о  воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и половозрастных различий, жела­ние скорее поднять развитие детей до уровня совер­шенного человека, привели в народную педагогику более строгие методы воспитания, какими являются поручение, требование, вну­шение, осуждение и наказание. По характеру приемов  методы принуждения отражают специфические особенности воспитания детей по принципам народной педагогики Дагестана.

Народные методы принуждения, используемые соразмерно с потребностями воспитания детей в семье, школе и по месту жи­тельства, способствуют эффективному формированию морально-этического облика настоящего человека, труженика, общественника, гуманиста и патриота своей семьи, своего рода, народа, способного к социально-экономическому и общественно-политическому благополучию своей республики и всей страны.

(продолжение следует)

МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович —  зав. сектором педагогики ДНИИП,профессор ДГПУ