Во вторник, 2 мая, заместитель Председателя Правительства Дагестана Манвел Мажонц принял участие в работе Кавказской инвестиционной выставки, проходящей в Минводах. Об этом сообщает пресс-служба Правительства РД.
Первый вице-премьер региона выступил спикером в круглом столе на тему: «Цифровые решения как эффективный инструмент повышения эффективности функционирования отраслей ЖКХ и ТЭК».
Открывая работу, Манвел Мажонц поблагодарил за предоставленное слово и поприветствовал всех собравшихся в зале. Он отметил, что в Республике Дагестан за последний год наблюдается хорошая динамика развития сферы ЖКХ.
«Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе Республики Дагестан продолжает оставаться сложной. Есть понимание решения застоявшихся проблем и все крупные ресурсоснабжающие организации федерального уровня имеют определённые программы, которые необходимо реализовать в регионе, что очень хорошо отражается на состояние сферы ЖКХ.
Если вспомнить, то Дагестан затрагивался и упоминался неоднократно, как регион у которого были самые большие проблемы в сфере ЖКХ. Проблемы не решались десятилетиями и не были найдены инструменты для их решения.
С другой стороны, было приятно, что теперь Дагестан неоднократно упоминается и как регион, который на сегодняшний день нашел методику решения наиболее сложных проблем. Практически ни один вопрос, который сегодня обсуждался, будь то возобновляемая энергетика, электросетевое и газовое хозяйство, оплата за коммунальные платежи и в целом состояние жилищно-коммунального комплекса – то по всем вопросам и направлениям в Дагестане есть хороший прогресс, которого мы добились за последние два года и продолжим эту тенденцию», — подчеркнул Мажонц.
Продолжая свое выступление вице-премьер обратил внимание, что основной проблемой заключается в предоставлении ненормативной услуги населению, вследствие сложившихся экономических проблем самих предприятий ЖКХ. В частности, речь шла о проблеме несбалансированного тарифа.
Для решения этой проблемы в республике совместно с Минэкокономразвития России разработана государственная Программа устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагеста.
«Программа абсолютно инновационная с точки зрения методологии. Мы смогли наконец-то разорвать тот замкнутый круг, который образовался из-за скопившихся проблем у предприятий ЖКХ», — сказал он.
Как пояснил Мажонц, цель этой программы – создать условия для того, чтобы предприятия жилищно-коммунального комплекса добились предоставления нормативной услуги населению, в том числе за счет установления экономически-обоснованного тарифа. Одной из задач данной программы является — опережающее развитие качества услуг по отношению к тарифу для населения.
«На данный момент создан Единый оператор в сфере водоснабжения и водоотведения, который действует уже в двух муниципальных образованиях республики и консолидировал их активы. Установлен экономически-обоснованный тариф, при этом стоит подчеркнуть, что население продолжает платить по льготному тарифу. Разница между экономически-обоснованным льготным тарифом компенсируется в виде предоставления региону субсидий из федерально бюджета.
За тот небольшой промежуток времени, с начала реализации указанной программы удалось добиться некоторых обнадеживающих результатов.
Так, в зоне ответственности Единого оператора в данный момент производится 100%-ая оплата перед ресурсоснабжающими организациями за потреблённые электричество и газ. В городах Каспийск и Избербаш удалось установить круглосуточный режим водоснабжения, чего не было с момента присвоения статуса городов этим населенным пунктам.
В дальнейшем мы планируем проводить консолидации активов в других муниципалитетов. Уверен, что внедрённая практика будет расширяться и в течение 3-5 лет сможем добиться основных целей данной программы», — рассказал Первый вице-премьер.
Говоря о цифровизации в сферах ЖКХ, то здесь Мажонц предложил создать общесистемные способы управления, которые позволят существенно повысить качество технологических и управленческих процессов.
«К примеру, в тепловодоснабжении предполагаемый метод позволит перейти от ручных отдельных точных регуляторов к новообъектным территориальным системам с возможностью обеспечения увязки технологически-экономического управления вплоть до каждого рабочего места.
Это своего рода предварительное техническое задание, над которым Дагестан планирует работать и внедрить в перспективе. Мы хотим создать типовую модель технико-экономического управления системы тепловодоснабжения, настроив объектовые локально-функционирующие объекты автоматического управления и типовых управленческих команд. Все это будет в некотором роде общей автоматизированной системой управления верхнего уровня, в которой должны быть прикладные программы для решения задач в том числе», — поделился с планами Мажонц.
Далее с тематическим докладом выступил и директор Департамента корпоративных и технологических автоматизированных систем управления «Россети Северный Кавказ» Александр Тер-Григорьянц.
Он акцентировал внимание на приоритетных направлениях развития: повышении надежности и качества электроснабжения потребителей, внедрении инноваций и высокоавтоматизированных ключевых бизнес-процессов, повышении уровня диверсификации бизнеса в сфере перспективных нетарифных направлений, экологической и энергетической эффективности.
«Будущее крупнейшей в СКФО электросетевой компании – это использование сквозных цифровых технологии индустрии 4.0, таких как: большие данные, искусственный интеллект, робототехника и сенсорика, распределенные реестры, технологии виртуальной и дополненной реальности.
Уже реализуются проекты с использованием искусственного интеллекта, облегчающие специалистам принимать верные решения. Значительно упрощает процесс оформления договоров на технологическое присоединение новых объектов подача заявок через портал электросетевых услуг ПАО «Россети». Эти механизмы позволяют избежать рутинной работы, требующей больших затрат человеческих и иных ресурсов», отметил Александр Тер-Григорьянц.
Как уточнил спикер, исходя из стратегических задач долгосрочной программы развития, в «Россети Северный Кавказ» сформировано 11 функциональных направлений, включающих 32 программы цифровой трансформации. Их реализация позволит эффективно решать задачи по повышению качества оперативно-технологического управления, снижению перерывов подачи электроэнергии до заданных значений, обеспечению технологического присоединения потребителей в установленные сроки, развитию новых направлений деятельности.
В свою очередь, руководитель аппарата генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Алексей Родичев подчеркнул, что цифровизация – одна из приоритетных задач, которая реализуется в Группе «Газпром межрегионгаз».
«Абонентам доступны различные цифровые сервисы, среди которых интернет-приемная генерального директора, Личный кабинет абонента и чат-боты в мессенджере Telegram. Важным инструментом обратной связи является электронный портал Единого оператора газификации «Газпром газификация». Он позволяет значительно упростить процедуру оформления заявок на догазификацию и получение ответов по различным вопросам, касающимся газификации. Максимальная открытость и создание удобных механизмов для пользователей – ключевые направления развития компании в 2023 году», — констатировал Родичев.
Отдельно в рамках круглого стола участники обсудили внедрение комплексных цифровых решений и клиентских сервисов влияющие на повышение платежной дисциплины, в том числе в сфере коммунальных платежей. Также на встрече коснулись темы применения искусственного интеллекта в сфере ЖКХ и ТЭК.
«Лезги газет»