Управляющий Отделением социального фонда России по Дагестану Магомед Исаев в интервью «Лезги газет» обозначил первые результаты работы новой структуры – Социального фонда, после объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
- Объединение двух фондов в один проводилось с целью упростить процесс предоставления мер социальной поддержки, сделать его более эффективным и удобным для граждан, чтобы услуги можно было получать в режиме «одного окна». Расскажите об этом подробнее?
— Офисы клиентского обслуживания ведут приём граждан во всех городах и районах республики. И если раньше назначением пенсий, социальных выплат, материнского капитала, пособий на детей занимался один фонд, а оплатой больничных, предоставлением родовых сертификатов, технических средств реабилитации, путёвок на санаторно-курортное лечение – другой, то сегодня весь объём социальной поддержки находится в компетенции одного ведомства. Ежедневно в клиентские службы СФР в Дагестане поступает более 2500 тысяч обращений граждан, – отмечает Магомед Исаев.
С начала года по обращениям в клиентские службы Отделением СФР по Дагестану оказано около 260 тысяч услуг. Кроме того, многие услуги предоставляются в проактивном режиме, а для получения некоторых выплат достаточно только представить заявление. В большинстве случаев его можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Это, например, относится к назначению единого пособия, которое введено с 1 января 2023 года. Его можно оформить через портал Госуслуг. После обращения необходимые документы Отделение Социального фонда России по Дагестану запросит самостоятельно из соответствующих органов и организаций в рамках межведомственного взаимодействия. Представить дополнительные сведения нужно будет только в отдельных случаях, когда сведения о жизненной ситуации не отражаются в государственных информационных системах.
- Кто имеет право на единое пособие? Что делать, если в пособии было отказано?
— Единое пособие — новая выплата, она выплачивается с 1 января 2023 года. Пособие включает в себя 5 выплат. Хочу сказать, что еще в прошлом году, с 1 января 2022 года, наш фонд начал предоставлять отдельные меры поддержки, которые до этого назначали органы социальной защиты населения и Роструд. Речь идет о пособиях, выплатах, компенсациях для 5 категорий россиян, — отметил Исаев
А с этого года от социальной защиты к фонду перешла еще одна выплата — это ежемесячная выплата на первого ребенка до 3 лет, если этот ребенок родился до 1 января 2023 года.
«Если пособие уже назначено органами социальной защиты, то мы его выплачиваем с сохранением прежних реквизитов получателей, но с изменением сроков выплаты. Но СФР перечисляет социальные выплаты за предыдущий месяц. Например: за февраль выплата идет в марте, за март — в апреле и так далее», — и это большое преимущество.
Если семья, в которой первенец появился на свет до 2023 года, еще не оформляла такую выплату, то обращаться за ней нужно в Социальный фонд. Если же ребенок родился в этом году, то семья уже не может оформить выплату от 0 до 3 лет, поскольку с 1 января 2023 года введено единое пособие и эта выплата вошла в него. То есть, нужно оформлять единое пособие. Официально оно называется «Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка».
Важно то, что единое пособие предоставляется семьям с низким доходом, в которых есть дети до 17 лет, а также беременным женщинам, вставшим на учет в медорганизацию в ранние сроки беременности до 12 недель.
Для того, чтобы выплату получали те, кто в ней нуждается, применяется комплексная оценка доходов и имущества семьи. Оцениваются доходы семьи и сбережения, кроме того, наличие недвижимости и транспорта должны соответствовать определенным критериям.
- Стоит ли подавать заявление на единое пособие повторно, если уже был отказ?
По словам Исаева — заявление на назначение единого пособия семья может подавать неограниченное количество раз. Но новое заявление можно подать только после вынесения решения по ранее поданному заявлению. Если по первому заявлению еще не вынесен отказ, это значит, что оно еще рассматривается. В случае, если причина отказа заключалась в том, что не были представлены недостающие документы, то лучше подготовить их заранее. Если же отказ вынесен из-за превышения доходов или собственность семьи не соответствует установленным критериям, в таком случае повторное заявление лучше подать тогда, когда у семьи будут изменения по доходам или имуществу.
Ещё одна актуальная тема для дагестанцев — материнский семейный капитал. Право на него имеют семьи, в которых, начиная с 2007 года, родился (или был усыновлен) второй, третий и любой последующий ребенок, если до этого право на маткапитал не возникало или не оформлялось.
Семьям, в которых, начиная с 1 января 2020 года, появился первый ребенок, также выдается материнский капитал. Право на него оформляется в виде государственного сертификата. В Дагестане с момента действия программы сертификат выдан почти 370 тысячам семей с детьми.
С 15 апреля 2020 года сертификат оформляется проактивно, т.е. беззаявительно, на основании сведений из государственного реестра ЗАГС, в Дагестане сертификаты проактивно оформлены около 60 тысяч семьям
- Электронные сервисы, как приоритет. Как обстоят дела с внедрением сервисов в СФР?
— Более 40 видов услуг социального фонда дагестанцы получают в электронном виде. По итогам объединения фонда социального страхования и пенсионного фонда России, в Дагестанском Отделении на работу в электронном виде перешло порядка 100 сервисов.
Сегодня сотрудники Социального фонда постепенно переходят на единую электронную платформу. Единые базы и формы отчетности в электронном виде уже созданы. Более того, 89% граждан сегодня подают заявление на оказание услуг в электронном виде.
После объединения фондов в проактивном виде фонд начал присваивать СНИЛС новорожденным детям, а также назначать пенсию по инвалидности.
Объединение фондов и образование отделения Фонда пенсионного и социального страхования на обслуживании жителей региона не отразилось. Назначение, выплата и доставка пенсий, социальных пособий, оплата больничных, получение технических средств реабилитации, прием граждан, оказание других государственных услуг осуществляется без изменений, в обычном режиме. Это следствие огромной работы — кадровой, юридической, технологической, организационной, методической — которую провели обе структуры.
- То есть формы взаимодействия с клиентами остались прежними?
— Да. Как и раньше, пенсионеры, семьи с детьми, инвалиды могут обращаться туда, куда им удобно – в электронном виде через Единый портал госуслуг или сайт Социального фонда России, лично в ближайший офис Социального фонда или МФЦ.
- А чему все-таки отдается приоритет?
— Безусловно, электронному предоставлению государственных услуг Социального фонда России. Например, в настоящее время более ста сервисов СФР функционирует на Едином портале предоставления государственных услуг. Они охватывают практически все направления деятельности Фонда, включая пенсии, больничные, социальные выплаты и пособия на детей.
За прошлый год на ЕПГУ появилось порядка сорока новых сервисов Фонда. В частности, это электронное заявление на единовременную выплату пенсионных накоплений. Также теперь на портале можно оформить уход за инвалидами и пожилыми.
Большую группу новых онлайн-сервисов составляют формы заявлений для назначения мер поддержки семьям военных и пострадавшим от радиации. Соответствующие сервисы позволяют дистанционно назначить компенсацию за проживание в радиоактивной зоне или работу на такой территории.
Помимо этого, на ЕПГУ представлены сервисы, позволяющие проверить электронную трудовую книжку и пенсионный счет. Инвалиды и их представители могут получить технические средства реабилитации, зарегистрировать автомобиль для парковки на специальных местах и оформить путевку в санаторий для лечения.
Причем Социальный фонд России не стоит на месте, все большее распространение получает не просто дистанционное оказание государственных услуг, а их проактивное предоставление.
- Поясните, пожалуйста, о чем идет речь.
— Речь идет о беззаявительном предоставлении той или иной услуги. Например, уже не первый год в проактивном режиме новорожденным присваивается СНИЛС, мамочкам выдается сертификат на материнский капитал.
Кроме того, за прошлый год в Дагестане было назначено более 10 тысяч пенсий по инвалидности тем, кто ранее не являлись пенсионерами. Все выплаты оформлялись без подачи заявления на основе сведений, поступающих из Федерального реестра инвалидов.
Что касается индексации пенсий и социальных выплат, то с 1 января нынешнего года страховые пенсии проиндексированы на 4,8 процента. Повышение затронуло более 430 тысяч неработающих дагестанцев. Для каждого пенсионера индексация индивидуальна и зависит от размера получаемой пенсии.
Также с 1 февраля по уровню фактической инфляции был проиндексирован материнский капитал. Так, на первого ребенка он составляет теперь 586,9 тысячи рублей (увеличение 62,4 тысячи), на второго ребенка — 775,6 тысячи рублей (увеличение 82,5 тысячи).
Кроме того, с 1 февраля 2023 года были проиндексированы пособия на детей (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие неработающим родителям по уходу за ребенком до полутора лет, единовременное пособие по беременности и родам, единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву), а также выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастны случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, компенсация набора социальных услуг, социальное пособие на погребение, ежегодная компенсация инвалидам расходов на содержание собак-проводников.
О том, что гарантирует надежность негосударственных фондов, компетентность экспертов, которые занимаются инвестированием и существует ли страхование рисков, Управляющий отделением Социального фонда России по РД отметил, что все негосударственные пенсионные фонды проходят аккредитацию Агентства по страхованию вкладов.
С полным перечнем аккредитованных НПФ можно ознакомиться по QR-коду.
Управляющий отметил, что инвестирование пенсионных накоплений может быть убыточным. «Средства пенсионных накоплений застрахованы, но возмещению подлежит только сумма взносов, без дохода от инвестирования».
Ещё одна актуальная тема, находящаяся в компетенции Социального фонда России – это электронные сертификаты.
Управляющий пояснил, что — это относительно новый способ обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Сервис стал популярным среди получателей услуг, прежде всего, из-за удобства пользования, сокращения времени обеспечения и возможности выбора изделия. Теперь инвалиды сами могут решать, какую модель ТСР приобретать. Основное условие при выборе – изделие должно соответствовать рекомендациям в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.
В электронном сертификате содержится информация о виде технического средства реабилитации (кресло-коляска, слуховой аппарат и так далее), количестве в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, о сроке действия, в течение которого можно использовать сертификат, а также о максимальной цене единицы изделия.
Основным условием для оформления электронного сертификата является наличие карты национальной платежной системы МИР, поскольку механизм обеспечения представляет собой запись в реестре, которая привязана к номеру карты МИР. Сервис организован так, что деньги, выделенные на покупку, не перечисляются на карту, а резервируются Федеральным казначейством в бюджете под каждое ТСР и напрямую отправляются продавцу при покупке изделия. К сертификату прикрепляется уникальный номер, который вводится при покупке изделия.
Заявление на получение ТСР с помощью электронного сертификата удобнее всего подать через портал госуслуг. Можно также обратиться в клиентские службы Социального фонда Дагестана в городах и районах республики и в офисы МФЦ. Если гражданину положено несколько видов ТСР, их можно указать в одном заявлении, на каждый вид технического средства выдается отдельный электронный сертификат.
Добавим, что консультацию по любым вопросам, входящим в компетенцию Отделения Социального фонда по РД, можно получить по телефону «горячей линии» Отделения СФР по РД: 8 800 200 03 39, а также на площадках в Вконтакте и Одноклассниках. Номер Общероссийского единого контакт-центр по социальным вопросам: 8-800-1-00000-1.
«Лезги газет»