Этнокультурная подготовка педагога и наставника

Сегодня всей общественности, и более всего педагогической общественности страны, очевидно, что 2023 год объявлен годом педагога и наставника, важнейшей целью которого является создание молодому педагогу оптимальных условий для профессионального развития и пробуждения, а для наставника – умение достойно оценить профессиональный уровень молодого педагога, оказать ему методическую помощь, определить, насколько тот подготовлен к исполнению своих трудовых обязанностей, и при необходимости помочь с этим.

Вместе с тем следует непременно учесть установки Указа Президента РФ        В. В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» к которым, согласно указа, относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Такая установка ключевых вопросов образования и воспитания требует максимально пристального внимания к этнокультурной подготовке, как самого педагога, так и его наставника, призванного быть по профессионализму «на голову выше» самого педагога.

Этнокультурная подготовки педагогов и наставников к воспитанию подрастающего поколения обусловлено необходимостью возрождения менталитета  нации, восстановления ее лучших национальных устоев, традиционной педагогической и прежде всего духовно-нравственной культуры. Особую актуальность она приобретает сегодня в условиях деформации нравственных устоев общества, когда невероятно низко упал престиж образования среди подавляющего большинства молодежи. Все это трудно представить в многонациональном Дагестане, где веками была выращена целая плеяда мыслителей, просветителей, регионально, отечественно и всемирно признанных ученых в области политики, экономики, медицины, языкознания, техники, где исторически сложились и упрочились уникальные традиции воспитания, обучения и управления народными массами. Дагестанскому педагогу, наставнику, воспитателю, родителю, да и любому взрослому человеку, ожидающему от своей педагогической деятельности каких-либо позитивных результатов важно, прежде всего, опереться на веками апробированный, поколениями сохраненный и переданный по наследству прогрессивный опыт народной педагогики.

Народная педагогика Дагестана – это многовековое достояние около 40 народов, народностей и этнических групп республики, сконцентрировавшая в себе единые общедагестанские взгляды, убеждения, идеалы, правила и нормы, традиции и обычаи, позволяющие объективно оценивать критерии обучения и обученности, воспитания и воспитанности, образования и образованности человека.  Решение проблем образования и воспитания человека на всех этапах становления и развития дагестанского общества находилось в фокусе семейного, родового, общественного и всенародного внимания. Более того, обучение и воспитание, образование и управление образовательными процессами считалось уделом не каждого случайного, а человека знающего, развитого, умудренного, способного точно  воспринимать, понимать, осмысливать и применять на практике прогрессивный опыт традиционно народного педагогического наследия.

Образование, не учитывающее существующее этническое самосознание и

своеобразие, не может быть современным, более того, такое образование не является и профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа. В России — полиэтнической стране, педагогика как подлинно демократический феномен не может функционировать созидательно без этнопедагогики.

Необходимость поиска путей реализации вышеназванного указа Президента требует максимального внимания и непременного сохранения в учебных планах общеобразовательных учебных заведений предметов этнокультурной направленности: «Мировая культура», «Отечественная культура», «Культура и традиции народов Дагестана» и «Русская национальная культура» «Культура  этноса». Отсюда потребность в педагогических кадрах, способных опираться в своей работе на традиции народной педагогики, ее воспитательную практику, на осмысление, понимание и применение в обучении и воспитании традиционных общечеловеческих ценностей.

В этнокультурной подготовке педагогов и наставников для общеобразовательных организаций сегодня существуют трудности, связанные с потребностью использования этнокультурного наследия народа в подготовке кадров для общеобразовательных организаций и отсутствием четкого соотношения народной и научной педагогики в рамках этой подготовки; принятием в Законе «Об образовании РФ» положения о единстве культурного и образовательного пространства России при всемерном содействии развитию национальных культур и формально-механическом отношении к данной проблеме; требованиями федеральных государственных стандартов к профессиональному уровню подготовки педагогических кадров и возможностями существующей педагогической подготовки, в которой зачастую образовательными организациями игнорируется и даже отсутствует этнокультурная составляющая.

Существующая теории и практика в целом не учитывает еще, что содержание этнокультурной подготовки должно включать в себя подготовку студента к полиэтнической реальности; осознание себя и своей национальной культуры через понимание значимости других этнических культур; обеспечение возможности самореализации будущего специалиста в области образования независимо от его национальной, языковой и культурной принадлежности.

Пути решения данной проблемы следует видеть в том, чтобы: этнокультурную подготовку студентов в области  образования  рассматривать как основу их профессиональной подготовки.

Основными условиями этнокультурной подготовки студентов – будущих педагогов и наставников могут быть:

— движение от довузовского опыта учащихся к культуре в процессе профессиональной подготовки студентов.  Нужно исходить из того, что в общеобразовательной организации учащиеся, ставшие  ныне студентами, на всех уровнях (начального, неполного среднего и полного среднего)  образования изучали предметы культурологического цикла и в определенной степени представляли элементы профессиональной культуры (педагогической, нравственной, умственной, трудовой, физической, художественной, экологической, экономической, правовой, конфессиальной и т.п.);

— организация диалогического общения культур,  непосредственных участников педагогического процесса. Это особенно важно в условиях поликультурной среды, каким является многонациональное дагестанское общество;

— использование взаимодействия дидактических возможностей, принципов этнопедагогики и современных педагогических технологий. Здесь должен срабатывать богатый образовательный потенциал, выраженный в народных средствах, формах и методах обучения, воспитания, развития и объективной оценки как личностных, так и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков человека;

— построение «живого знания» через сотворчество, саморазвитие в процессе профессиональной подготовки. Студентам – будущим педагогам и наставникам нужно представить широкие возможности не только усваивать образовательный потенциал народной педагогики, но и проявлять себя в соответствии с требованиями народа к образованности и воспитанности, к  профессионализму настоящему по народным представлениям педагога;

— использование в профессиональной подготовке студентов естественной этнокультурной среды. Студент должен быть приучен работе не только в мононациональной, но и в многонациональной среде, с точном и четким учетом принятых и ценимых в той или иной среде межличностных, половозрастных, товарищеских, дружеских,  соседских и иных человеческих отношений.

Внимание к педагогическим исследованиям позволяет обнаружить ценные подходы к трактовке этнокультурного содержания в подготовке студентов-будущих педагогов, которые включают в себя: идеи народного воспитания (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева); интернациональное и патриотическое воспитание (Н.К. Крупская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, З.Т. Гасанов); гражданское воспитание (Е.В. Соловьева); народное творчество (А.П. Усова, М.И. Богомолова и многие другие).

Этнокультурная подготовка педагогических кадров должна рассматриваться  не как дополнение к имеющемуся содержанию профессиональной подготовки студентов, а как равноправное взаимодействие этнокультуры, этнопедагогики и научной педагогики, как основа профессионального становления будущего специалиста.

Для выявления основных требований подготовки студентов к этнокультурной и этнопедагогической деятельности нами были проанализированы причины типичных недостатков в работе педагогических кадров  в условиях Республики Дагестан. Предполагалось, что данный анализ позволит сформулировать условия этнопедагогической подготовки студентов-будущих педагогов и наставников.  В опросе приняли участие около 90 респондентов. В результате анализа их ответов удалось установить три группы причин недостаточной этнокультурной и этнопедагогической подготовки: социального, педагогического и личного характера.

Анализ требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки педагогических кадров, выделение типичных недостатков в этнокультурной и этнопедагогической подготовке позволяют сформулировать требования к выпускникам педагогического вуза:

— знание педагогического наследия народа;

-убежденность в необходимости использования в образовании и воспитании учащихся традиционного этнокультурного и этнопедагогического наследия;

— умение организовать педагогическую работу с опорой на этнокультуру и более всего на прогрессивные традиции и нормы народной педагогики.

Для оптимизации этнокультурной и этнопедагогической подготовки студентов-будущих педагогов и наставников возникает необходимость:

— рассматривать народную педагогическую культуру как неделимый компонент целостной культуры мира;

— исключить декларативность этнопедагогических суждений;

— использовать дидактические возможности прогрессивной педагогической культуры народов Дагестана;

— активно применять народные средства, формы и методы объективной оценки и самооценки деятельности педагогов в процессе этнопедагогической подготовки студентов;

— сохранять естественные формы взаимодействия с учащимися различного возраста и их родителями в образовательном процессе во время прохождения студентами педагогической практики;

— пересмотреть отношение к народной культуре и творчеству, которые

рассматриваются преимущественно в качестве  дополнения к педагогической работе;

— использовать дидактические возможности этнопедагогики в сочетании с и современными педагогическими технологиями (обучающие игры, тренинги и т.д.).

Живительная сила народной мудрости лучше раскрывается через наглядный пример, показ определенных практических навыков. Любой педагогический прием в этнопедагогике следует рассматривать только через «очеловечивание» каждого жеста, взгляда. Важное условие  этнокультурной и этнопедагогической подготовки – это  овладение студентами важнейшими навыками культуры как родной, так и русской речи (тон, темп, ритм, темп, выразительность). Данное условие можно реализовать путем включения в обязательную учебно-производственную практику заданий этнокультурной и этнопедагогической направленности, включая анализ этнопедагогический среды.

Именно этнокультуризация и этнопедагогизация современного педагогического образования выступает необходимым условием понимания будущими педагогами своих учеников и воспитанников, достойного занятия места в качестве педагога или его наставника для оптимальной реализации приобретенного в вузе профессионального потенциала в эффективном воспитании учащихся на традиционных для народов духовно-нравственных ценностях, как и требует Указ Президента РФ   В. В. Путина от 09.11.2022 № 809.

МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ