Героико-патриотические и свободолюбивые и традиции дагестанцев уходят своими корнями в глубину истории. История Дагестана — это история борьба за независимость. Любовь к родной земле и готовность защищать ее всегда были присущи народам Дагестана. Превыше всего горец ставил свободу и чтобы немедленно выступать в любую минуту по зову родины, всегда наготове держал коня и оружие. Трусость в Дагестане всегда каралась всеобщим презрением. Даже мать отвергала сына, бежавшего с поля брани.
В наше время неизмеримо расширилось представление горцев о Родине, но и теперь они не станут задумываться, если пойдет речь о защите родной земли от любых посягательств. Свидетельством тому — военные события, связанные с нашествием бандитов, где дагестанцы наглядно продемонстрировали преданность родной земле, отвагу и самоотверженность. И сегодня, когда идет военная операция по освобождение Донбасса от украинских националистов и обеспечению гарантии безопасности, дагестанцы проявляют невиданный героизм, смело отстаивая честь и неприкосновенность России. Доказательством тому целая плеяда Героев России: старший лейтенант Нурмагомед Энгельсович Гаджимагомедов (посмертно); генерал-майор Эседулла Абдулмуми́нович Абачев; майор Энвер Набиев; старший лейтенант Руслан Курбанов, капитан Исрафил Магомедов (посмертно) и сотни отважных воинов-дагестанцев, награждённых орденами и медалями. Народы Дагестана гордятся героями и восхищаются их подвигами. Они подают лучший пример для наших детей, всему подрастающему поколению.
Молодое поколение дагестанцев должно иметь ясное и твердое представление о смысле жизни и счастье, о героическом и низменном, о добре и зле, по крупицам усваивать накопленную веками житейскую мудрость, чем насыщены произведениях дагестанского устного народного творчества.
Фольклор народов Дагестана содержит богатый материал для воспитания дружбы и товарищества, трудолюбия и бережливости, храбрости и мужества, патриотизма и интернационализма. Он выражает народный протест против социальной несправедливости, клеймит позором трусость и предательство, сурово осуждает лень и праздность.
Народ в своих преданиях воспевает исторических героев, возглавивших борьбу против иноземных поработителей и ханского угнетения. В Северном Дагестане широко известна аварская героическая песня «Хочбар» об удалом гидатлинце, который, предпочитая смерть неволе, прыгнул в костер, прихватив с собой двух сыновей хана. Ко временам нашествия Тимура относится лезгинское сказание «Каменный мальчик». Она о молодом пастухе, отказавшемся показать дорогу к роднику вражескому отряду. Мальчик был убит, но, превратившись в камень, остался жить навечно в памяти народной как символ мужества и чести. О тех же событиях повествует лакская песня «Парту Патима». В ней поется о красоте и героизме молодой горянки, которая в критический момент битвы надела мужские доспехи и «как львица» бросилась на врага, увлекая за собой остальных.
У каждого народа имеется свой вариант песни «Сражение с Надир-шахом». Все они проникнуты идеей сплочены всех народов для отпора врагу. И в этом отношении очень актуальны сегодня, когда антиобщественные элементы то здесь, то там стараются разжечь огонь межнациональной вражды.
Горский фольклор полон оптимизма. Обычный герой народных сказок — это выходец из простого народа, который, вступив в жестокую схватку со страшными силами зла, неизменно выходит победителем. Бичуя жестокость и вероломство, высмеивая обжорство и корысть, чванство и кичливость, фольклор служит путеводной звездой очеловечивания людей.
Воспитанные на лучших произведениях народного героизма и патриотизма в годы Великой Отечественной войны сотни и тысячи дагестанцев покрыли себя неувядаемой славой в боях за независимость Отчизны.
Важнейшим фактором, стимулировавшим патриотизм и героизм дагестанцев и в труде, и в бою был издавна присущие народам Дагестана интернационалистические чувства. Примечательно, что дагестанские народы (а их только коренных около 40) никогда в истории не воевали между собой. Даже многочисленные войны с иноземными захватчиками не привели к возникновению у горцев предубеждения против какой-бы то ни было национальности.
Малоземелье, нехватка своего хлеба толкали горцев не к овладению чужим, а к поиску жизнедеятельных занятий по всему Кавказу, Средней Азии, центральной России, зачастую для сбыта продукции своего кустарного промысла и в поисках работы. Отходники повсеместно находили и имели своих доброжелательных и отзывчивых кунаков, у которых получали ночлег и пищу, сбывали товары и устраивали мастерские. У простого народа любой национальности они встречали понимание и сочувствие. Дагестанцы в свою очередь считали делом чести достойно принять у себя гостей, приехавших издалека, особенно представителей другой национальности. В их честь давали по очереди обеды с приглашением родственников и соседей. Все это формировало интернациональные чувства, закрепляло интернациональное сознание и поведение.
Постоянное общение с другими народами способствовало выработке у дагестанцев глубокого уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других народов. В Дагестане редко можно было встретить пожилого горца, не владеющего несколькими языками. На свадьбах старались, чтобы были песни и танцы различных национальностей.
Сейчас возможности интернационального воспитания детей и молодежи гораздо расширились и интенсификация процессов интернационализации во всех сферах жизни общества требует соответствующего усиления работы по формированию культуры межнационального общения.
Заслуживают сохранения и развития вековые традиции коллективного общественно полезного труда. В объявленное время все трудоспособное население дружно выходило на строительство и ремонт дорог и мостов между аулами, а также к полям, сенокосным угодьям и пастбищам.
Были особые молодежные трудовые традиции. Весной юноши с зурной и барабаном, девушки с бубенцами и песней поднимались в горы, как тогда выражались, для отпугивания волков. Они ремонтировали загоны для скота, приводили в порядок родники, вырубали в скалах затерявшиеся за зиму тропинки. Вернувшись домой, они устраивали веселое шествие по селению, собирали продукты, готовили из них угощение и веселились. Таким же способом дети и молодежь организовывали очистку сенокосов от скатившихся с гор камней. Здесь мы имеем еще одну иллюстрацию педагогической мудрости народа, заключающейся в сочетании полезного и приятного, труда и развлечений. Сейчас старые традиции общественно полезного труда детей и молодежи забыты, но при желании детские и юношеские организации легко смогли бы их восстановить.
Воспитанию и сплоченности людей, мобилизации их на решение общих задач способствовали яркие, красочные праздники хозяйственного календаря горцев: Начала весны, Первой борозды, Встречи чабанов, Урожая и др. Участие школьников в подготовке и проведению этих праздников позволило бы формировать у них истинные чувство причастности к делам своего джамаата, своего аула, сознание целостности и единства народа.
В связи с обостряющимися экономическими и экологическими проблемами следует обратить внимание и на традиции бережного отношения к природе. Об отношении горцев к земле наглядно свидетельствуют узкие полоски рукотворных полей, террасами расположившиеся на крутых стонах гор. Сейчас положение изменилось. Террасы во многих местах заброшены, зеленый покров склонов неуклонно скудеет. Для возрождения былого отношения к земле многое может сделать школа. Повсеместное распространение этого почина стало бы не только солидным вкладом в улучшение экологической обстановки и экономику республики, но и действенным средством формирования активной личности. Недаром выдающийся педагог В.Д. Сухомлинский нравственное воспитание детей начинал с труда по облагораживанию земли.
Школа должна взять на вооружение весь этот богатый арсенал средств воспитания. Благо, сегодня во всех общеобразовательных организациях (школах, лицеях, гимназиях) рекомендуется вести специальные занятия под названием «Разговор о важном». И здесь, и к любому тематическому сбору, классному часу можно подобрать соответствующие загадки, пословицы, песни, притчи. Большой интерес представляют для детей инсценировки басен и сказок, юмористические миниатюры в постановке коллективов художественной самодеятельности. Такие мероприятия воспитывают в молодом поколении любовь к духовной культуре своего народа, уважительное отношение к нравственным нормам и сознание необходимости соблюдать их. Героизм и интернационализм являются основой сплоченности и взаимопонимания на благо успешной жизнедеятельности человека и всего человечества.
МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович — зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ