Материнская «школа» воспитания

В современных условиях переосмысления содержания образования и воспитания особое значение приобретают педагогические теории и самобытный практический опыт народной педагогики по формированию личности  педагога и воспитателя.  Исключительная роль среди воспитателей принадлежит матери, чье влияние более ощутимо  на протяжении всей жизни становления и развития человека.

Огромное место, занимаемое матерями в воспитании детей, получило освещение в трудах известных философов, историков, этнографов, писателей и художников и более всего у педагогов и психологов. Мать — тот педагог от природы, кто теснее кого-либо находится к ребенку, ощущает и понимает дыхание его сердца, желание его души, согревает его своим теплом с первых  дней жизни.

Нет для человека имени священнее матери. «Мать (мама)» — это первое слово, ещё в младенчестве появившееся у каждого из нас на языке, мы проносим через всю свою жизнь. Преклоняясь перед родной матерью, человек именем «мать»  называет не только родившую его женщину, но и всех женщин, одинаковых возраста матери.

В народе слово «мать» является уважительным обращением ко всем женщинам старшего возраста. Именем «мать» мы нарекли Родину. А в лирической поэзии народов, в том числе и у народностей Дагестана, большой редкостью является стих или песня, посвященные отцу. О матерях же сложены не только произведения малого жанра, о них написаны многочисленные поэмы и романы. Материнское молоко в народном творчестве – своеобразный символ, усиливающий священный образ матери.

Глубокое уважение к матери выработалось веками и тысячелетиями. Основной этой притягательной силы было и остаётся материнское воспитание. Материнское начало — источник всякого воспитания: и нравственного, и эстетического, и физического, и трудового, и умственного. Целесообразнее говорить о материнском воспитании и потому, как духовно-нравственное становление личности в известной мере зависит именно от матери, от ее функциональных, психолого-педагогических знаний, умений и навыков.

Не случайно материнская школа стала предметом особого внимания педагогов-классиков. Из четырех школ, которые человек должен пройти к 24 годам своей жизни, классик педагогики Я.А. Коменский называет материнскую школу — первой. Хотя новейшая педагогика в чем-то опередила Я.А. Коменского, но  многое у него так глубоко и превосходно изложено, что и сегодня его советы могут быть полезны матерям в деле умственного, нравственного, религиозного и физического воспитания детей дошкольного возраста. Его книга «Материнская школа» является сокровищницей народной педагогики. Материнское воспитание есть основание для всего дальнейшего, и судьбы будущих поколений — в руках матерей.  

В народной педагогике мать признана началом всех начал. Народная пословица гласит:  «Будет мать, найдется и отец». Это объяснение тому, что самые первые акты общения, ухода за ребенком, кормления, пеленания, оберегания и т.д. доступны исключительно матери. Сколько бы мы не говорили о месте отца по уходу за младенцем, факт остается фактом, редки еще отцы, которые могли бы для младенца заменить мать. Известно и другое, что процесс воспитания длится годами и десятилетиями. На протяжении всей жизни человек воспитывается, а порою и перевоспитывается. Последнее также зависит от того, каково начальное материнское воспитание.

Итак, чем же воспитывает мать, в чем потенциал её воспитательной силы?

Думы о нраве будущего младенца, желаемых в нём черт появляются у женщины — будущей матери еще задолго до рождения ребенка. Ребенок еще в плоти  матери, а она думает, как его наречь, представляет себе идеал ребёнка: будущего сына или дочери. Мать перебирает в памяти известные ей имена благородных, воспитанных людей, учится методам кормления, пеленания, одевания, купания младенца, выбирает из педагогической сокровищницы родного народа различные колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки.

После рождения ребенка от теоретических размышлений мать переходит к практическим действиям.  Воспитание ребёнка в начальной стадии, его здоровье и благополучие в полной мере зависят от умения матери чутко ощущать ребенка, правильно носить его на руках, подбирать позы кормления, заговаривать, правильно пеленать, укладывать в колыбель, купать и т.д. Действующим средством духовно-эстетического воздействия на ребенка является здесь нежность материнского голоса, ее ласка, доброта и щедрость материнской мимики, улыбки, жестов, движений, цвет и опрятность материнской одежды  и т.д.

Однако, материалы исследований показывают, что современные молодые матери в большинстве своем не знают и не проявляют  достаточный интерес к  средствам воспитания традиционной материнской школы, слабо ориентируются в первоначальных желаниях и стремлениях ребенка, используют недостаточно эффективные приёмы и методы воздействия на ребенка. Причиной тому, оказывается тот факт, что в старших классах наших школ, в средних и высших учебных заведениях не практикуются еще занятия для обучения девушек – будущих матерей эффективным приемом и методом ухода за детьми и их воспитания. Так, например, анкетирование старшеклассниц школ показала, что 90% из них не знают традиционно эффективных народных словесных средств, методов и приемов воздействия на ребенка, не знают сокровенных слов материнской ласки, колыбельные песни, не могут напевать их как надобно настоящей заботливой матери. А между тем, ученые психологи и педагоги отмечают, что волшебная сила материнской песни пробуждают в душе ребенка добрые и возвышенные чувства, оказывает удивительное, прекрасное воздействие на сердца детей.  Большим подспорьем в восполнении такого пробела могли бы стать специальные  занятия и уроки по воспитанию девушек к выполнению функций матери. Благо для этого в 10-11 классах школ Республики Дагестан еще в 1992 году в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» был введен специальный курс «Подготовка юношей и девушек к жизни», зачастую незаслуженно игнорируемый ныне во многих школах республики.

Для оптимальной организации  занятий, по последовательному осведомлению молодых матерей  о формах и методах изначального воспитания младенца в семье могут быт привлечены, образцово воспитавшие своих детей близкие и родные женщины, а в школе опытные женщины-матери и мудрые бабушки. Они, как показывает опыт народной педагогики, несут в себе веками и тысячелетиями накопленный, апробированный на практике, национальный опыт воспитания и матери и младенца.

В народной практике хранятся много прогрессивного, на что могли и должны опираться молодые матери, то, о чем еще мало сказано в существующей педагогической литературе. Примером тому служат формы заботы о физическом развитии, гигиене и здоровье детей.

Дагестанские матери для достижения этих целей испокон веков использовали специальные упражнения, развивающие нижние и верхние конечности,  различные части тела. При укладке  в колыбель кладут между ног ребенка мочевыводящие трубки, форма которых приспособлена к полу ребенка. Одевают на детей просторную одежду, делают своевременные подбадривающие массажи и др. Народная педагогика предусмотрела все, что более приятно, удобно, уютно и полезно родному младенцу. При этом все эти процедуры сопровождаются нежными поговорками типа: агу-у-у; гу-у-у; ов-в., доброй мимикой лица, улыбкой, нежным движением пальцев рук. Такое отношение не только благоприятно отражалось на здоровье ребенка, но и способствовала воспитанию в нем чувств  любви к близким, родным и вообще к окружающим людям.

Наиболее эффективным и результативным средством воспитания детей начального возраста считается в народе колыбельная песня. Дагестанская народная пословица гласит: «Ребенка еще в колыбели, теленка еще на привязи воспитывай». Колыбельные песни и названием и содержанием связаны с колыбелью, с младенцем и с его полом. Как ни в каких других, в колыбельных песнях выражается глубина материнских чувств, сокровенные движения женской души, ее душевное богатство. Все это наглядно демонстрируют «самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности».

Песня матери, — говорит народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, — это семя поэзии, посеянное матерью в чувствах и мыслях ребенка. «Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы на свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии».

Анализ устно-педагогическое творчество народов Дагестана показывает, что колыбельные песни сложены матерями с учетом пола и желаемых в будущем профессий ребенка. В них наряду с глубокой материнской любовью к младенцу выражены желания горянок видеть детей сильными, покладистыми, умственно и нравственно зрелыми, благородными. Сами их названия: «Колыбельная (даргинская), «Мальчику», «Дингир-Дангачу» (аварская), «Лайла» (лезгинская), «Лурлур-бай» (лакская), «Биякай» (кумыкская), «Колыбельная» (ногайская), «Урчум-туртум» (табасаранская) также говорят о педагогической целенаправленности и глубине сокровенных материнских размышлений.

С возрастом ребенка мать прибегает к более эффективным средствам воспитания. Для активизации сознания и положительного стимулирования поведения бодрствующего ребенка народная педагогика предлагает пестушки и потешки. Самые разнообразные методы и приемы их применения:  пестовать ребенка на руках, сопровождать пестушку и потешку легкой качкой, произносить слова  мягким ласковым голосом, порою и мотивом. Есть пестушки, например, «Кувшин-кувшин» (лезгинская), где мать должна пристраивать ребенка на своей спине, приспособить ритм пестушки к слуху ребенка и покачивать его, как бы имитируя качку глиняного кувшина с молоком:

«Сбивайся масло побыстрее,

Уже корова у ворот.

Да будет масло с голову кота,

Да будет молока как река

Сбитое масло дадим тебе,

А молоко кислое – котенку,

Помои – собачонке».

Педагогическая ценность  пестушки заключается в том, что она заставляет ребенка запоминать слова, особенно часто повторяющиеся матерью, тем самым, развивая его речевые навыки. Пестушка «Кувшин-кувшин» доставляет ребенку огромное удовольствие, возбуждает в нем приятные эмоции и обогащает его словарный запас. И особенно ценна пестушка тем, что способствует созданию эстетических, физических, трудовых ощущений и чувств, в данном же примере – любовь к природе и процессу труда. Последнее в полной мере относится и к пестушке «Цып-цып» (даргинская), где мать внушает ребенку особенности кормления:

«Коноплянке – конопли,

перепелочке – зерна,

куропаточке – пшено,

утеночке – чечевицу.

А тебе я дала, и себе я взяла хинкал».

Вслед за пестушками народная педагогика рекомендует матерям строить воспитание детей на потешках, сопровождающих  слова движениями детских пальчиков, ручек, ножек и т.д. В этих играх  присутствуют наставления, целенаправленно воспитывающие благородные качества, призывающие детей к трудолюбию, доброте, почитанию и уважению старших, дружбе с людьми, товариществу и преданности. Например, в потешке «Гусь» (кумыкская) мать развлекает ребенка, объясняет ему:

«На твоей ладошке – тут

Садик, в середине – пруд.

Палец большой –

Это гусь молодой,

Указательный палец – поймал,

Средний палец гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Самый меньший печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда — в живот…

Вот!»

В потешке демонстрируется не только равномерное распределение обязанностей между пальцами (старшими и младшими членами семьи), но говорится и о продуктивном труде, достижимом при дружной работе всех пальцев (всех членов семьи).

Хочется акцентировать внимание молодых матерей еще на одном средстве материнской школы воспитания. Это прибаутки. Наиболее действенным и педагогически результативным видом прибауток являются материнские поучения, призванные формировать  в детях бескорыстные чувства уважения к старшим, близким, женщинам, мудрым аксакалам. Именно матери издревле поучали детей с младенчества правильному и доброму обращению к людям. «Дядей назови, тетей назови, сестрой назови, братом назови», — являются действенными материнскими поучениями, формирующими знания, умения и навыки общения и добрые межличностные отношения. Эти поучения, усвоенные в раннем детстве, раз и навсегда становятся нерушимой нравственной основой человеческого уважения, почитания, милосердия к окружающим людям. В отличие от прямых значений, применяемых с учетом родственности, слова «сестра, брат, дядя, тетя, отец» в поучениях приобретают непосредственный педагогический смысл.

Мы назвали лишь некоторые средства, веками закрепившиеся за «школой» материнского воспитания. Традиционная народная материнская школа развития и воспитания ребенка  богата содержательными играми, сказками, легендами, песнями, пословицами, поговорками, загадками и т.д. Все это трудно изложить в рамках одной статьи. Эффективность  применения всех средств, форм и методов воспитания зависит от материнской смекалки: умения акцентировать внимание ребенка на главном, раскрыть необходимость и важность ключевых слов, интонаций, эмоций, идей, поступков  и т.д.

Мать должна с малых лет внушить ребенку, при ком и как следует себя вести, какими словами и действиями можно выразить уважение, как вести в гостях, при гостях, на торжествах, в общественных местах.  Мать сама должна стать наглядным примером нравственно значимых действий и привычек, ставить в пример положительные качества и поступки образцовых сверстников, соседей, близких и окружающих людей.

По мнению народа, ребенок на третий день рождения должен подвергаться воспитательному воздействию. Слово «воспитание», у народов Дагестана — «тербия»  означает смотреть за ребенком, постоянно держать его в поле зрения, заботиться о нем, опекать его, любоваться им, развивать его положительные склонности, подавая образцовый пример, добиваться того, чтобы он походил на воспитателя и на лучших людей общества.

Таким образом, как подсказывает народный опыт материнской «школы», сущность материнского воспитания состоит в уходе за детьми с целью обеспечения нормального физического развития, в постоянной заботе о здоровье растущего ребенка, в приучении его к труду, в целенаправленном наставлении детей для обогащения их ума сведениями о природе и жизни, о хорошем и плохом, красивом и безобразном, добре и зле, в наставлении и контроле с целью выработки направления ума, убеждения, мировоззрения и характера. Неслучайно в целенаправленной реализации народных требований к воспитанию большая роль принадлежит женщине – матери. Именно материнская школа является веками апробированной кузницей и добро несущим вестником лучших заветов и приобретений старины, нравственных сокровищ человеческого общежития. Мать является силой, сдерживающей, предостерегающей и оберегающей нас в раннем детстве от часто неминуемых человека ложных исканий.

Наряду с признанием решающей роли женщины-матери в воспитании подрастающего поколения следует признать её выдающуюся роль в определении национальной цели воспитания. Национальное – это то, из чего складывается общенациональное, общечеловеческое. Как справедливо отмечал чувашский педагог – демократ И.Я. Яковлев «после потери национального чувства человеку уже нечего терять: он все потерял; человек сначала теряет человеческое достоинство, а в самую последнюю очередь – чувство привязанности к родному народу, национальное достоинство». Отсюда и важность ссылки при раннем воспитании детей на веками сложившиеся прогрессивные народные традиции, опыт и средства народного воспитания. Сочетание их с современными методами научной педагогики, безусловно, обогатит арсенал эффективных средств материнской школы воспитания.

Мы осветили только некоторые стороны вопроса. Думается, сами опытные матери, воспитавшее не одно поколение женщины, мудрые бабушки смогли бы заметить, предложить, рекомендовать, указать, советовать молодым матерям еще очень много полезного и нужного для начального этапа воспитания детей. Несомненно, такая благородная услуга повысила бы эффективность и результативность не только функциональной подготовки девушек к воспитанию детей вообще, но и всей материнской «школы» воспитания детей в семье.

МИРЗОЕВ Ш.А., профессор ДГПУ, зав. сектором педагогики ДНИИ им. А.А.Тахо-Годи

МИРЗОЕВА А.Ш., завуч Лицея №5 г. Махачкала