Патриотическое воспитание на традиционных ценностях народа

Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» направлено на воспитание граждан — патриотов правового государства, способных к социализации в условиях многонационального социума, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительнее отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре.

Как отмечено в данном указе: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Сегодня, когда идет военная операция по освобождение Донбасса от украинских националистов и обеспечению гарантии безопасности для самой России, вся здравомыслящая часть российской общественности вновь и вновь осмысливают значение патриотизма для судеб России и ее граждан. Спасение и возрождение Отечества требует пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия позиций в структуре отечественного общественного сознания, как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Этот пересмотр касается и форм общественного сознания, таких как духовно-нравственная, государственно-правовая, политическая, религиозная, эстетическая и т.д. В последние десятилетия реформирования российского общества, процесс осознания себя патриотом шел неоднозначно и весьма противоречиво. Как справедливо отмечали Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. в книге «Служение Отечеству как смысл Российского патриотизма» (Волгоград 2005) «Превращение России из супердержавы в нищую страну нанесло удар по национальной гордости, национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувствам населения, выросших на высших пределах гордости за свою страну».

Уже не секрет, что часть средств массовой информации, особенно электронные, зачастую представляют нам перспективу мрачного будущего, что ни как не отвечает установкам старших поколений, знающим самоотверженность во имя будущего на собственном опыте. В этой весьма непростой ситуации крайне важно верно осмысливать, понять и  правильно осознавать сущность и смысловую значимость понятия «патриотизм». В последние годы значительные публикации в области воспитания отмечают чрезвычайную необходимость и важность патриотического воспитания. Это осознают абсолютное большинство ученых педагогов и педагогов-практиков российской школы. В связи с этим следует понимать, что воспитание патриотизма – это не одна из многих составных частей воспитания — это основа воспитания как такового. Потому считаем целесообразным прежде всего коснуться  содержательной стороны проблемы, т.е. патриотического воспитания.

Понятие «патриотическое воспитание» широко, охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни:

  • приобщение учащихся к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства;
  • воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремление к участию в культурной жизни общества;
  • формирование интереса к истории и культуре своего края, своей малой родины;
  • формирование у ребят представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и своего края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения к нему;
  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и  гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны;
  • помощь молодежи в выборе смысла жизни в новых условиях, в раскрытии потенциала личности, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству;
  • воспитание положительного отношения к труду как важной ценности в жизни;
  • формирование и развитие потребности в  духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить в обществе, поддерживать благоприятный микроклимат в микрогруппе и т.д.

Патриотизм — это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине. Нам хотелось бы остановиться на некоторых аспектах его проявления, а именно -на формировании отношения  учащихся к  родной  и  дагестанской культуре.

Патриотизм — важнейшая составляющая отечественной культурно — педагогической традиции. Как справедливо заметил К.Д. Ушинский, патриотизм — это нравственная опора самосознания русского педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся…Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью.

Поэтому не случайно идея воспитания, удаленная в первой половине 90-х годов из государственной системы образования, возвращается сегодня прежде всего под знаком патриотического воспитания.

Практика патриотического воспитания учащихся в республике показывает, что ощутимых успехов добиваются те воспитатели, кто в своей работе умело опирается на прогрессивный опыт старших по­колений, привлекает самые разнообразные взаимодополняющие, высоко­эффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. В опыте наиболее преуспевавших школ республики в качестве эффективных форм патриотического воспитания уже многие годы оправдывают себя встречи с ветеранами войны и труда, слёты трех поколений, слёты солдатских матерей, торжественные вахты, караулы учащихся у памятников славы, «Дни призывника», «Дни памя­ти», соревнования между школами под девизом «А ну-ка парни», тематические вечера: «Офицер-профессия героическая», «Слава героям войны и труда», тор­жественные проводы призывников и встречи молодых воинов. Последовательному формированию патриотических чувств способствует создание в школах музеев, комнат, залов, галерей, классных уголков боевой и трудовой славы народа, стендов, выставок, фотомонтажей о конкретных формах патриотического почина. Оборудование в школах, например, галерей славы по строгому принципу исторической хронологии: Герои гражданской войны, дагестанцы — стахановцы первых пяти­леток, Герои Советского Союза, дагестанцы-герои Великой Отечественной войны, наши сельчане-участники войны, Герои Социалистического Труда, они строили БАМ, КАТЕК, АТОММАШ, славные труженики нашего села, наши выпускники-защитники Отечества и др. позволяет проводить экскурсии букваль­но по каждому участку героического пути наших отцов и дедов, ос­настить агитационным материалом, способствует развитию патриотических эмоций и формированию чувства гордости за историческое прошлое и  настоящее нашей республики и Родины.

Однако при всём разнообразии форм и методов патриотического воспитания, их эффективности в отдельно взятых школах, населенных пунктах, в целом многие из них страдают неполно­той содержания. Мы имеем в виду, прежде всего, границы патриотичес­кого опыта, охватываемого проводимыми мероприятиями. Наши многолет­ние наблюдения, анализ учебно-воспитательных материалов ряда школ Дагестана показывают, что в подавлявшем большинстве мероприятий патриотическое воспитание детей и молодёжи ограничивается в рамках раскрытия событий и героических свершений Великой Отечественной, от силы гражданской войн. В определённой степени внимание детей акцентируется на конкретные формы проявления патриотизма гражданами республики и страны в годы защиты и освобождения Дагестана от бандформирований в августе-сентябре 1999 года и сегодня в ходе военной операции по освобождение Донбасса от украинских националистов и обеспечению безопасности для самой России.

Все это, несомненно, оправдано, если считать, что наибольший порыв народного патриотизма проявлялся и проявляется именно в эти трудные и суровые для стра­ны годы. Но оправдано ли это с точки зрения истории народов нашей страны, истории Дагестана, с точки зрения сохранения логи­ческой структуры понятия «патриотизм».

Опросы, анкетирование школьников, целенаправленное изучение наглядной агитации, материалов поурочных, внеклассных, внешколь­ных воспитательных мероприятий показывают, что в большинстве сельс­ких школ  среди наглядности отсутствуют материалы, наиболее пол­но и последовательно отражающие патриотические события аула, историю, культуру, этнографию родного народа, села, патрио­тический почин народных заступников, богатырей, героев, мастеров, прославивших народ и Родину. Учителя непростительно слабо знают и крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в рабо­те с родителями и общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа. Нет глубоко продуманного и целенаправленного акцентирования внимания воспитуемых на века­ми упрочившиеся в сознании  дагестанского труженика нормах патриотичес­кого статуса, т.е. нравственного долга человека перед семьёй, семьи перед родом, рода перед аулом (джамаатом), аула перед на­родом, каждого из них друг перед другом и всех вместе взятых перед Родиной и государством.

Аналогичные недочеты наблюдаются в большинстве форм   патриотического воспитания, практикуемых в наших школах и населенных пунктах. Вследствие та­ких упущений дети и молодежь чаще сталкиваются лишь с эпизодичес­кими событиями, картинами проявления героизма и патриотизма, в целом неплохо зная историю, довольно поверхностно знают патриотическое прошлое родного народа, иначе говоря, в сознании воспитуемых появляются проблемы, нарушается веками жизнестойкий закон патриотической преемственности.

Опыт великих трудо­вых и героических свершений в жизни нашей страны показывает, что наиболее высокий уровень патриотического настроя у людей наблюдается, когда целенаправленно ориентируешь их сознание на глубокие корни героического прошлого трудящихся масс, подводишь их к истине через все пережитое народом. Яркий пример: в годы Великой Отечественной войны выразительные статьи и речи писателей А. Толстого («Родина», «Что мы защищаем», «Откуда пошла Русская земля»), В. Вишневского («Уроки истории», «Победа», «Россия»), В. Иванова («Моё Отечество», «Русское поле»), К. Симонова («Русское сердце»), И. Эренбурга («Сердце человека», «О патриотизме») и др., последовательно отразившие героическую историю русского народа, вызывали горячий отклик защитников Родины. Так, после речи В. Вишневского «Мы можем победить, должны  победить и победим» перед  молодежью Ленинграда 14 сентября 1941 года около пятисот тысяч человек ушло на фронт добровольцами. В речи упоми­налось о молодом Ленинграде, которому душой и телом присягали Ни­колай Островский, Павел Корчагин, Маяковский, Багрицкий, Чапаев, «Максим с Выборгской», моряки Кронштадта, «профессор-депутат Балтики» и другие.

Подобные примеры и в Дагестане. Обращения и призывы народных поэтов Гамзата Цадасы, Тагира Хрюгского, Анвара Аджиева, старейшин, тружеников и матерей, воплотившие в себе всю патриотическую историю Дагес­тана, послужили для воинов-дагестанцев и защитников тыла путевод­ной звездой к самоотверженному героизму и патриотизму в борьбе с гитлеровским фашизмом. Таким был призыв главы Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова в 1999 году, когда при вторжении на территорию Дагестана бандформирований под руководством Шамиля Басаева и Хаттаба, он сказал: «Продавайте скот, покупайте оружие, выходите». Все это как нельзя лучше говорит о прогрессивном значении не только героического вчерашнего, ближайшего настоящего, но и всего прогрессивного опыта, выработанного  в этом  аспекте на протяжении веков вашими отцами, дедами и праде­дами. Ничто из героико-патриотического прошлого трудящихся масс не может оставаться сегодня вне поля зрения  педагогов, родите­лей, воспитателей и широкой общественности.

Сегодняшним детям яснее нужно показать, что дагестанские народы, как и все народы нашей страны, располагают тысячелетним опытом героико-патриотического воспитания, самобытными тради­циями трудового, воинского, спортивного и обыденного героизма, из уст в уста передали имена, свершения героев, сохранили впе­чатляющие формы патриотического почина (наказы, клятвы призыва и обращения, проводы и встречи героев). Многие из них, уместно используемые, в полную меру оправдали себя в годы суровых испыта­ний гражданской и Великой Отечественной войн и сегодня успешно используются в передовой практике патриотического воспитания. Долг педагогов шире выявлять все это, показать детям глубокие истоки народного патриотизма.

Требования времени обязывают находить все истинные причины, в той или иной степени тормозящие патриотическое становление наших детей. В чём же они заключаются?

Прежде всего, именно в том, что в последние годы мы недос­таточно глубоко сознавали человекосозидательную роль родного языка. Родному языку отводилась второстепенная роль (а порою, и того менее) во многих школах и семьях. Примеры показывают, даже в сельских школах меньше стараются говорить на родном языке, в некоторых дагестанских семьях (особенно в городских) нет достаточно серьезного внимания к практическому овладению детьми своим родным языком и культурой. Чего греха таить, даже в семьях некоторых ученых местной национальности встречаются дети, не знающие своего родного языка, совершенно не владеющие культурой родной речи. Стремясь к некоему прогрессу, брезгуя кровно родным, недальновидные родители лишили своих детей благородной возможности читать родную литературу, периодическую пе­чать, познать сокровенные идеи произведений устного народного творчества и материальной культуры, понять на языке матери ра­диопередачи и народные театры.

Исследования дагестанских ученых-языковедов показывают, что в богатом лексиконе дагестанских языков имеются многочислен­ные синонимические ряды, ярко выражающие всю тонкость черт характера коренных жителей страны гор. Колоссальное место среди этих синонимов, по нашим подсчетам занимают слова, всесторонне выражающие героико-патриотические качества дагестанцев. А между тем, наши целенаправленные беседы с учащимися городских и мно­гих сельских школ показали, что школьники не знают даже 30 % слов родного языка, выражающие различные патриотические качества человека. Естественно, они не в полную меру ощущают патриоти­ческие чувства старших поколений, не готовы еще проявлять патриотизм в труде, спорте, и если нужно в бою.

Любовь к Родине начинается с любви к родному языку, к своей семье, к своему дому, к своей школе. Основываясь ни них, она пе­рерастает в любовь к своему селу, к своему городу, к родной приро­де, до самой смерти, любовь к своей республике, стране и её народу. Как отметил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах в устах народных поэтов».

Посредством родного слова народная педагогика из глубины столетий донесла до нас примеры, выражающие немеркнущий и оригинальный «дар полководца, ум, мужество, огромную физическую силу» руководителя антиколониального освободительного движения в Дагестане Шамиля; яркость, ясность, целеустремленность и убедительность к объединению и защите интересов народа идеолога и учителя имамов Дагестана и Чечни Магомеда Ярагского; решительность, отвагу и военный талант Хаджи-Мурата; высокую преданность народу, родной земле, ненависть к врагам Отчизны, простоту и человечность легендарных народных героев Шарвели, Хочбара, горянки Парту-Патимы; геройство безымянного юноши, превратившегося в скалу («Каменный мальчик»); удивительно естественную красоту Камалил-Башира; ум народных острословов «Молы-Насреддина, Заялал-Киши, Кара-Гиши, Акул-Али; искреннюю, кристально чистую любовь Анхил-Марин, Стал Саяд и многое другое.

Вот почему о бережном отношении к родному языку, духовной и материальной культуре неоднократно говорили выдающиеся поэты Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, об этом напоминают в своих трудах известные ученые нашей республики профессора А.Г. Агаев, А.Г. Гюльмагомедов, З.М. Загиров, Р.М. Магомедов, Г.И. Магомедов, М.Ч. Черчиев  и многие другие. Равнодушие к родному языку, культуре и традициям беспокоит аксакалов наших сел. Выходит, нашим родителям, педагогам, всей общественности нужно уже, не откладывая вернуть родному языку его  историческое назначение — быть пер­вым воспитателем молодого поколения.

Ощутимые всходы патриотичес­кого настроя масс могли бы дать обязательное и повсеместное введе­ние в городские школы, детские сады родного языка, создание широкой сети факультативных занятий, кружков родного языка и народного творчества, оборудование наглядной агитации в школах, праздничных транспарантов, плакатов и лозунгов с крылатыми мудрыми изречениями  на родных языках Да­гестана.

Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родите­лей, учителей и общественности. Как взрослые отнесутся к наследию отцов, как они берегут и преумножают добрые традиции своих пред­шественников, так и  дети берут это примером для подражания.

Какому же примеру, очень часто вынуждены подражать наши дети?

Приведу такой пример. Недавно нам пришлось задать педагогам ряда школ один в тот же вопрос: «Что вами лично и беско­рыстно сделано для благоустройства школы, села, где вы живете?». К большому огорчению, только единицы могли показать более или менее оборудованные по их личной инициативе стенды, уголки, классы, го­ворить о добровольном участии в общественно полезных работах села.

Многие, увлекаясь личным благополучием, личным хозяйством, насовсем забыли о школе, селе, иногда о своем роде, семье, и даже, о своих детях. Ни хорошие, ни плохие поступки детей некоторых родителей и учите­лей не волнует. Отдельные смутно представляют себе сущность понятия «патриотизм».

А между тем в практике наших отцов и дедов высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда. Такие, например, как добровольная чистка и оборудование в селе новых родников, строительство дорог, мостов, мельниц, годеканов, регулярная помощь сельчанам в своевременной уборке урожая, безусловная и неотложная помощь при стихийных бед­ствиях: пожаре, наводнении, снежных обвалах, лавинах, угрозе со стороны врага и т.д.

Нельзя забывать, что именно, приумножая добрые традиции стар­ших поколений, первые дагестанские педагоги, тружени­ки наших колхозов, совхозов, предприятий бескорыстно трудились на строительстве школ и культурных учреждений (собирали стройматериал, добровольно готовили и привозили для школы топливо), совместно с уча­щимися оборудовали классные комнате, изготавливали посильный им учебный инвентарь, мебель, наглядные пособия. Таких  примеров можно привести сотни и сотни.

Патриотическое наследие наших отцов нуждается в более пристальном внимании. Педагогическая практика убеждает, что патриоти­ческие чувства способны привить детям только те родители и педа­гоги, кто не словами, а личными качествами, бескорыстными делами и повседневными поступками являются патриотами села, школы района, города, республики и всей нашей огромной страны. Нужно помнить, что любовь и преданность Родине  и идеалам человечности не может быть созерцательной и «платонической», а должны выступать могучей силой обновления общества и защиты ее интересов от любых посягательств.

Настоящий патриотизм сегодняшних детей точно также, как и многих их предшественников,  нельзя развивать в совершенстве без ежедневного и правдивого показа им положительного примера старших, без привития им с ранних лет заботливого и хозяйского отношения к отцовским родникам, мостам, горным тропам и пастбищам, истори­ческим памятникам и культурным  сооружениям родного народа, без внесения че­ловеком конкретного и ощутимого вклада в благоустройство, прежде всего, своей школы, своего села и города. Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации детей и молодежи, в процессе подготовки их к созидательному труду, служению своей Родине.

Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Чем глубже и всесторонне осветим мы детям патриотические традиции народа, тем прочнее будет у них привязанность к Малой и Великой Родине.

МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ

 

Подпишитесь на наши каналы:

Читайте также:

Добавить комментарий


Новости партнеров