Наталья Карташева о рынке труда ИТ-специалистов в новых реалиях

Российский ИТ-рынок сейчас претерпевает серьезные изменения. Помимо его стремительной трансформации на фоне геополитических событий в мире происходит смена вектора в кадровой политике страны. В России взят курс на удержание и поддержку ИТ-специалистов. Государство уже предоставило им отсрочку от армии, льготную ипотеку и другие преференции, а крупные ИТ-гиганты увеличивают зарплаты своим сотрудникам.

Как подобные изменения затронули сектор ГосИТ? Какие сложности возникли в подборе кадров? Почему все больше ИТ-специалистов идут работать в госсектор? И какие профессии сейчас самые востребованные? На эти и другие актуальные вопросы ответила эксперт по кадровому обеспечению в госсекторе Наталья Карташева.

Вопрос: Вы занимаетесь подбором ИТ-кадров для федеральных и региональных органов власти. Возникли ли новые сложности в поиске специалистов для подразделений цифровой трансформации с учетом новых вызовов на рынке ГосИТ? Изменился ли спрос на ИТ-специалистов и какие профессии сейчас наиболее востребованы?

Мы наблюдем другую картину: поток соискателей стал немного больше. Ежедневно поступают довольно нетипичные отклики соискателей. Многие из них отмечают, что проекты действительно сворачиваются или близятся к окончанию, поэтому ИТ-специалисты находятся в поиске. В качестве мотиваторов выбора они называют, как правило, две причины: интересные масштабные проекты с социальной значимостью и стабильность.

Хочу отметить, что большинство соискателей не до конца понимают своей роли в проектах, когда делают отклик на вакансию. Это обусловлено недостаточной осведомленностью о глубине проектов в ГосИТ. Поэтому на собеседованиях мы подробно рассказываем, как о важности реализуемого проекта, так и о конкретной роли человека в этом проекте.

К слову, не так давно в одном из телеграмм-каналов известной ИТ-школы я увидела краткую сводку от эксперта, в которой говорилось о низком интересе соискателей к работе в ГосИТ. Основные причины подобных тенденций следующие: не всегда удается внедрить современные технологии; строгая иерархия; невозможность выходить за рамки ГОСТов; разработка MVP занимает по меньшей мере год, а вывод продукта может длиться три года; отсутствие гибкого рабочего графика.

Ничего подобного в ГосИТ уже давно нет. Текущая ситуация развития информационных систем и ИТ-продуктов предполагает довольно быстрый выход в эксплуатацию. В государственный сектор пришло большое количество ИТ-специалистов из коммерческих структур, и они смогли принести с собой новые подходы и принципы работы. Несомненно, есть утвержденные правила и нормы, которые действительно усложняют работу, но зато в итоге получаются достойные продукты.

Один из ярких примеров успешных кейсов – сервис Госуслуги. Когда государство объявляет о новых мерах поддержки, уже практически на следующий день на платформе появляется опция воспользоваться новой услугой. Команды функциональных и технических исполнителей моментально реагируют на подобные задачи.

Еще один интересный пример из практики – это запросы на поиск скрам-мастера. Такая потребность обусловлена необходимостью применять гибкие методы для быстрого выпуска ИТ-продуктов.

Изменения происходят не только в командах разработки. В самих ФОИВ требуются узкопрофильные специалисты – аналитики данных, бизнес-аналитики, дата-сайентисты. В продуктовых командах мы помогаем подбирать специалистов по клиентскому опыту, дизайнеров интерфейсов.

Вопрос: Как текущая политическая обстановка повлияла на количество запросов на подбор персонала от федеральных органов власти? Их стало больше?

Да, запросов стало намного больше. Если в среднем ежемесячно у нас было примерно 30-35 вакансий в работе, то с конца марта их уже 40-45. Причем, все довольно активные. К нам пришли новые заказчики с масштабными проектами и наблюдается интересная тенденция. Если раньше были нужны ИТ-специалисты с опытом работы в ГосИТ, то сейчас это требование в большинстве случаев снимается.  Руководители готовы брать специалистов с практическим опытом и дополнительно обучать работе с нормативными документами, постепенно погружая их в специфику работы.

Один из самых актуальных запросов сейчас – на аналитиков данных и специалистов по информационной безопасности. Спрос на эти профессии сохраняется уже довольно продолжительное время. Появляется потребность в юристах с ИТ-специализацией.

Государственный сектор также заинтересован в поиске руководителей по выводу услуг на ЕПГУ (Единый портал государственных услуг). Таких специалистов немного, но они будут очень востребованы в ближайшее время.

Вопрос: На фоне ускорения оттока профессионалов вице-премьер России Дмитрий Чернышенко поручил министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовить предложения по поддержке IT-специалистов. Новые преференции для IT-специалистов помимо прочего включают отсрочку от армии, предоставление им льготной ипотеки и многое другое.
Насколько, на ваш взгляд, такие меры поддержки будут эффективными? Помогут ли они изменить кадровый дефицит в системах ГосИТ? И что на сегодняшний день является основным мотиватором для высококвалифицированных ИТ-специалистов останавливать свой выбор на госслужбе, а не на коммерческом секторе?

Стоит отметить, что новые льготы распространяются только на ИТ-специалистов, занятых в аккредитованных ИТ-компаниях.

Однако, те меры, которые были озвучены Дмитрием Чернышенко, очень полезные и эффективные. Мои коллеги из коммерческого блока отмечают положительную динамику среди ИТ-специалистов: те ребята, которые думали об эмиграции, принимают решение остаться в РФ, ведь у многих есть семьи, родители. И возможность получить льготную ипотеку – это очень весомый фактор.

Как я уже отмечала ранее, одним из главных мотиваторов выбора в пользу государственной службы является возможность участвовать в реализации масштабных социальных проектов. Как правило, ИТ-специалисты, занятые в госструктурах, уже получили прекрасный опыт работы в западных компаниях. Поэтому желание применить его на практике при реализации значимых проектов в нашей стране вполне оправдано. Но при осуществлении такого перехода важно погрузится в изучение российских стандартов и нормативной базы.

 Хотелось бы развеять основные мифы, которые созданы вокруг ГосИТ:

  • Невозможность работать по гибкому графику. Специалисты, занятые на госслужбе действительно работают в офисе и в довольно интенсивном режиме. А вот для команд, которые вовлечены в разработку продуктов, предоставляется удаленный формат работы. Хотя, мы часто слышим от кандидатов запрос на работу в офисе.
  • Строгая иерархия. Да, возможно она где-то еще существует. Но те команды, которые мы формируем с нуля, внедряют Agile-подходы в управлении. Каждый может высказать свое мнение, поделиться идеей, и к ребятам активно прислушиваются, так как многие специалисты пришли из крупных западных компаний и там получали ценный опыт в выстраивании горизонтальной системы управления.
  • Несовременные технологии. Курс на импортозамещение был объявлен довольно давно, поэтому большинство решений уже подготовлено на отечественном ПО. Могу предположить, что на зарубежном ПО проще реализовать некоторые решения, но текущая ситуация показывает, что необходимо развивать отечественные технологии. Они не всегда идеальны для работы, но это хороший стимул для развития.
  • Запрещено выходить за рамки ГОСТов. Нужно понимать, что такое ГОСТ и как утверждаются эти стандарты. Так ли они плохи? Я убеждена, что профессионалы в области ИТ должны знать основополагающие стандарты работы. Можно самостоятельно изучить языки программирования, но без знания утвержденных стандартов работы будет сложно сделать качественный продукт. Это как строительство дома. Можно нарисовать эскиз дома, купить кирпичей, цемента и создать неплохую конструкцию. Вопрос лишь в том, как долго простоит дом и насколько он будет удобен в эксплуатации, если нет прочного фундамента, не продуманы коммуникации и не соблюдены меры безопасности.
  • Разработка MVP может продлиться год и более. Такого давно уже нет. Продукты разрабатываются быстро, так как есть четко обозначенные сроки и задачи в рамках утвержденной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
  • Разработка продукта может длиться три года и более. Я думаю, что этот миф создан людьми, которые очень далеки от разработки вообще, даже не в ГосИТ. Сейчас государство заинтересовано в качественных и быстрых продуктах. Яркий тому пример – суперсервисы.

Вопрос: Можно ли сказать, что рынок ИТ-кадров находится в кризисе? Ведь нехватка специалистов наблюдалась и раньше.

ИТ-специалистов очень не хватает как в коммерческом секторе, так и в ГосИТ. И эта тенденция будет наблюдаться еще несколько лет. Именно поэтому появляются дополнительные программы обучения от ИТ-гигантов.

К великому сожалению, многие курсы очень поверхностны и обучают стандартным схемам работы. Кстати, отсюда и мифы про негибкость процесса разработки из-за применения ГОСТов. Появилось много ИТ-специалистов без высшего образования. Они хорошо решают прикладные задачи, но коллеги из коммерческих компаний сетуют на сложности в понимании задач и целей продукта у таких специалистов. Недостаточный объем теоретических знаний нормативных документов и нежелание погружаться в методологию влияют на качество разрабатываемых решений.

В ГосИТ приходят люди с высшим образованием. Кроме того, нужно понимать, что придется погружаться во многие смежные вопросы, работать по утвержденным стандартам, но при этом в интенсивном режиме. Не все ИТ-специалисты готовы к такому опыту. Тем более, что уровень заработных плат немного ниже, чем предлагает коммерческий сектор.

Но есть и огромные плюсы – это бесценный опыт, возможности быстрого карьерного развития и высокая востребованность в дальнейшем в коммерческом секторе. Хотя, я все чаще наблюдаю ситуацию, когда после перехода из госсектора в коммерческий, через некоторое время стремятся вернуться обратно. Что очень радует!

Вопрос: В условиях острой нехватки ИТ-кадров растет спрос на ИТ-образование и на ускоренную переподготовку специалистов на IT-направления. Возможно ли перейти в ИТ возрастному кандидату? Какие у него перспективы? Существует ли понятие возраста в сфере ИТ и сталкиваются ли возрастные специалисты с эйджизмом?

Тенденция эйджизма действительно наблюдалась. И было много запросов на молодых специалистов до середины 2021 года. Сейчас ситуация начала меняться. Возрастных кандидатов уже воспринимают как экспертов. Молодые специалисты с энтузиазмом берутся за проектные задачи, но им не всегда достаточно экспертизы и глубокой предметной проработки.

Более молодые руководители формировали преимущественно команды из сверстников, но сейчас отдают предпочтение возрастным кандидатам, которые обладают внушительным опытом, сформированной системой ценностей и рассматривают работу как возможность применить свою экспертизу.

Например, не так давно был большой проект, где нужно было подобрать в короткий срок около 15 бизнес-аналитиков. В процессе поиска мы получили много откликов от кандидатов в возрасте 50-58 лет. Некоторые из них прошли дополнительное обучение, а симбиоз практического опыта и основ бизнес-аналитики дали прекрасный результат.

Мои коллеги из коммерческого сектора также отмечают, что возрастные специалисты более ответственно подходят к выполнению своих задач. Они более системно мыслят и обозначают зоны риска. В этом основная ценность таких кандидатов.

Вопрос: Вырос ли спрос на сотрудников без опыта работы?

Все зависит от проектов. ФОИВ готовы брать людей без опыта, но с соответствующим образованием. Но на серьезные проекты нужны специалисты с предметным опытом.

Очень часто на собеседованиях я задаю вопрос: «Что бы Вы посоветовали себе, когда только начинали работать над проектом?». И многие отвечают: «Работать с нормативной базой». Это действительно важно в ГосИТ. Сотруднику без опыта работы придется долгое время изучать нормативную базу и только потом приступать к практической работе. Не все к этому готовы.

Но есть и проекты, в которых мы помогали подбирать специалистов без практического опыта.

Вопрос: Какие профессии в ГосИТ самые востребованные и высокооплачиваемые в нынешних реалиях?

Разработчики, DevOPS, аналитики данных, специалисты по искусственному интеллекту, руководители проектов. Потребности ГосИТ практически не отличаются от запросов коммерческого сектора. Возможно, коммерческий сектор незначительно обгоняет государственный по новым технологиям. Я нахожусь в постоянном контакте с коллегами, и мы отмечаем схожесть основных тенденций.

Вопрос: Завершая интервью, хотелось бы узнать, на развитие каких hard skills нужно сделать упор молодым ИТ-специалистам? И какие книги вы порекомендуете из своей личной подборки для «прокачки» этих компетенций?

Тенденция 2022 года – это управление данными. Поэтому стоит развивать именно эту компетенцию (hard skill), а также изучать нормативную базу. В свете последних событий мы взяли курс на импортозамещение, поэтому рекомендую прочитать положения ключевых стандартов в области данных, единой системы программной документации и по управлению жизненным циклом систем и программных средств.

Компетенции лучше развивать исходя из выбранного направления работы: применение цифровых технологий, инструменты управления или развитие ИТ-инфраструктуры. Для руководителей нужно сделать упор на управление цифровым развитием и развитие организационной культуры.

Из литературы я бы посоветовала, в первую очередь, ознакомиться с учебником 4CDTO о цифровизации и цифровой трансформации в редакции Сергея Кирюшина. Над изданием работало более 30 профессионалов, чей опыт и экспертиза позволили составить фундаментальный и исчерпывающий сборник материалов с описанием каждого этапа и аспекта цифровой трансформации.

Важно не забывать и о развитии личностных компетенций (soft skills). В этом отлично помогут сборники статей Harvard Business Review (издательство Альпина Паблишер). Каждый его выпуск посвящен определенной теме. Например, управлению изменениями, эмоциональному интеллекту, эффективным коммуникациям, лидерству, управлению командой.

Интервью провела Юлия Исмаилова

Источник: https://cdto.work/