Слово о наставнике

 (К 85-летию Барият Магомедовны Алимовой) 

       Грядущий 2023 г. в России объявлен Годом педагога и наставника. В преддверии этого события хотелось рассказать о наставнике молодых  ученых – Барият Магомедовне Алимовой, первой женщине из Кайтага, докторе исторических наук, заслуженном деятеле науки РД, которой 16 ноября 2022 г. исполнится 85 лет.

      Барият Магомедовна Алимова появилась на свет  16 ноября 1937 г. в сел. Маджалис Кайтагского района ДАССР в семье Магомеда и Гульдесеп Темирхановых.

     Барият Магомедовна с детства была любознательной и смышленой, слушала сказки, народные предания, притчи, легенды на родном кумыкском языке, что развивало её память и прививало любовь к фольклорному наследию. Все, что впитала Барият Магомедовна в раннем детстве помогло ей определиться в выборе будущей профессии. Желание изучать культурное наследие народов Дагестана и привело в науку.

     Предтечей в большую науку стало исследование творческого наследия дагестанских ашугов, которое выполнялось Барият Магомедовной Алимовой по поручению Председателя Союза писателей ДАССР, народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, как методистом Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана. В результате Б.М. Алимовой были опубликованы сборники стихов Агая Капланова, Джамисапа Саларова и Султана Саидова.

     Влечение к познанию нового, неизведанного привело Барият Магомедовну в мир науки. В 1974 году она аспирантка ДагФАН СССР, её научный руководитель – крупный ученый-кавказовед, основатель и первый зав. отделом этнографии ДагФАН СССР д.и.н., проф., заслуженный деятель науки РФ и РД С.Ш. Гаджиева. Опытный и прозорливый ученый Сакинат Шихамедовна скоро заметила в Барият Магомедовне такие необходимые для ученого качества, как трудолюбие, пытливость и любознательность.

      Барият Магомедовна своей работой еще раз доказала самой себе и окружающим, что выбранный ею путь правильный.  Феноменальная память, способность мгновенно улавливать суть явлений, необыкновенная собранность, пунктуальность, четкое планирование своего труда сделали возможным уже в 1976 г. досрочную защиту кандидатской диссертации «Брак и свадебные обычаи кумыков в прошлом и настоящем (конец XIXXX веков.)» в ИЭА им. Миклухо Маклая (г. Москва). Защита диссертации прошла блестяще и была утверждена в невероятно короткий срок, в течение двадцати дней.

     Новоиспеченный кандидат наук сразу вливается в научные ряды отдела этнографии. Вместе с этнографами она направляется в этнографические экспедиции, публикует научные тезисы и статьи, принимает участие в конференциях и симпозиумах. За годы работы в отделе этнографии Барият Магомедовна изъездила весь Дагестан, посетила самые отдаленные его уголки.

      Профессиональные интересы Барият Магомедовны обширны, нет, пожалуй, ни одного вопроса в этнографии Дагестана, который не был бы освещен в ее трудах. Она по праву считается крупным специалистом в области  хозяйства и материальной культуры, семьи и семейного быта.

     Своими познаниями в этнографии Барият Магомедовна щедро делилась с молодежью, она подготовила не одно поколение молодых ученых, являлась руководителем шести аспирантов, которые успешно защитившись преподают в ВУЗах и трудятся в НИИ.

       Её товарищескую поддержу чувствовали и начинающие научные сотрудники. Безграничная любовь и преданность науке, огромное трудолюбие и профессиональное кредо Барият Магомедовны – «Доводи дело до конца!» являются примером для подражания молодежи.

      Неповторимым своеобразием душевного богатства Барият Магомедовны является её безграничная доброта и доброжелательность. Эти качества привлекают к ней и только вступающих на научную стезю, и известных ученых. Барият Магомедовна готова оказать помощь и консультацию всем, независимо от должности, звания и степени.

       Барият Магомедовной Алимовой опубликовано более 200 научных трудов. Она автор тринадцати монографий: Сценарий безалкогольной свадьбы (методические рекомендации), Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем (равнинный Дагестан), Табасаранцы. XIX – нач. ХХ в. Историко-этнографическое исследование, Ботлихцы. XIX – нач. ХХ в. Историко-этнографическое исследование, Годоберинцы. Историко-этнографическое исследование. XIX – нач. ХХ в., Кайтаги. XIX – начало ХХ в., Из истории духовной культуры табасаранцев (традиционные верования, обычаи и обряды), Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – ХХ вв.: Общее и особенное в свете генетических истоков и этнокультурных взаимодействий, Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале ХХ в., Этнокультурное взаимодействие в материальной культуре южных кумыков и дагестанских азербайджанцев (XIX –ХХ вв.), Этнокультурное взаимодействие и взаимовлияние народов Дагестана и Северного Кавказа в XIX – ХХ вв. (на примере культуры питания).

       Её публикации размещены в известных российских энциклопедических изданиях «Народы России», «Народы мира», «Энциклопедия культур народов Юга России», «Народы и религии мира», «Народы Дагестана», а также в зарубежных – «Энциклопедия мировых культур» (США).

      Алимова Барият Магомедовна первая приступила к исследованию малочисленных народов Дагестана. Её монография о табасаранцах первая из этой серии, ставшая образцом для написания историко-этнографических исследований по народам.

        В книге Табасаранцы (XIX – нач. ХХ в.): Историко-этнографическое исследование Б.М. Алимова рассматривает историю и этнографию народа как бы в двух ипостасях: с одной стороны, табасаранцы изучаются как самостоятельный народ, этнос, этнокультурное самостоятельное единое целое, с другой, – как  один из дагестанских народов, входящих в дагестанскую историко-культурную и этнокультурную общность.

        Исследование делится на две части – историческую и этнографическую. В исторической части автор прослеживает гражданскую историю табасаранского народа, учитывая при этом, что табасаранский этнос один из немногих в Дагестане, история которого прошла путь от раннего средневековья до наших дней, причем с сохранение первичного, зафиксированного средневековыми источниками этнонима «табасаран». Барият Магомедовне удалось показать историю табасаранцев именно в указанном выше аспекте – как отдельного самостоятельного народа, состоявшего в тесных взаимосвязях с другими народами Дагестана, особенно Южного, и составлявшего с ними единую дагестанскую этнокультурную и историко-культурную общность.

        В этнографической части работы Б.М. Алимовой освещены основные занятия табасаранцев, показаны их древние земледельческие традиции, высокий уровень земледельческой и скотоводческой культуры, представлена социально-экономическая природа поселений, экологическая привязанность, обусловленность и форма (архитектурно-ландшафтный облик), описаны типы жилищ, основные материалы, планировка, особенности кровли, хозяйственного комплекса и т.д. Барият Магомедовне удалось проследить связь истории жилища и поселения с эволюцией общественного и семейного быта. Много познавательного исследователем написано о характере и особенностях табасаранской одежды, а также общедагестанских ее признаках, о специфике мужской и женской одежды, об этнических влияниях и взаимодействиях, отразившихся в одежде табасаранцев. Содержательным получился и раздел о пище табасаранцев, богатство и разнообразие блюд которой поражает.

        Одним из самых интересных разделов книги – это семья, где представлены формы семьи и брака, большой цикл семейной обрядности табасаранцев (предсвадебные, свадебные, послесвадебные, связанные с рождением и воспитанием детей, похоронно-поминальные обычаи и обряды).

        Другим не менее интересным разделом является раздел, посвященный общественному быту и жизни табасаранцев. Барият Магомедовна смогла показать высокую общественно-политическую культуру табасаранцев, зрелый уровень их общественной жизни, развитость общественных институтов и традиций, разнообразие и разработанность общественно-бытовой обрядности, место общины в регуляции разнообразных общественных институтов и обрядов, выступающей в роли и качестве гаранта общественного порядка и безопасности и личной защищенности членов общины.

       Автором много внимания уделено и освещению духовной культуры табасаранцев. С большой долей достоверности и объективности представлен фольклор и образование, религиозные верования и народная медицина.

        Завершает книгу раздел о социалистических преобразованиях в быту и культуре табасаранцев. Б.М. Алимова показывает, что в этих областях произошли бесспорные положительные сдвиги, повысился жизненный уровень, большие изменения к лучшему произошли в семейном и общественном быту, образовании, народной культуре, медицине.

       С такой же научной достоверностью и тщательностью, с любовью к объекту исследования написана и другая книга Б.М. Алимовой – Кайтаги. XIX – начало ХХ в. Будучи уроженкой Кайтага, Барият Магомедовна подробно описывает все нюансы бытовой и духовной культуры кайтагов, глубокое знание предмета позволило всесторонне рассмотреть все стороны жизнедеятельности этой этнической группы даргинцев.

      В сфере научных интересов Алимовой Б.М. оказалась система питания тюркоязычных народов Дагестана, которую она рассмотрела с культурологической точки зрения, придав, казалось бы, заурядным предметам народной культуры – хлебу, напиткам и т.п. – научно осмысленную весомость. Её рассуждения на эту тему нашли отражение в монографии Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале ХХ в.

      Алимова Б.М., используя большой фактологический материал, выявляет генетические корни отдельных элементов культуры питания и отдельных блюд, определяет основные факторы становления и развития этнокультурных особенностей в том и другом, место и роль культурных традиций, направление и степень этнокультурного взаимодействия тюркоязычных народов Дагестана, прослеживает влияние специфики социальной истории на культуру питания этих народов. Автор показал общее, повсеместное и особенное, локальное в традиционной культуре питания тюркоязычных народов Дагестана в ее историческом развитии. Кроме того, проведены широкие культурно-исторические параллели с соответствующими формами традиционной культуры других народов Дагестана, Северного Кавказа, Закавказья, тюркоязычного населения России, Ближнего и дальнего Зарубежья (Средней Азии, Казахстана, Азербайджана, мусульманского Востока) с целью выявления этнических и локальных вариантов традиционной культуры питания и пищи в плане их истории и эволюции.

        Исследование Б.М. Алимовой содержит совершенно новые подходы к изучению пищи и культуры питания этих народов. Новым является то, что впервые детально исследуются поведенческие, ритуальные и престижные аспекты питания. Работа написана во взаимосвязи поведенческого и престижного аспекта системы питания с традиционными нормами общественных традиций, морали, этикета и характеризует взаимоотношения людей и нормы поведения во время семейной, гостевой, праздничной, ритуальной трапез.

       Принципиально новые подходы применены также к структуре работы. Помимо выделения отдельных проблем, раскрывающих роль и место пищи и пищевых продуктов в повседневном и обрядовом меню тюркоязычных народов Дагестана, Барият Магомедовной отмечается особая роль традиционных блюд в ритуально-обрядовой пище, выделяются конкретные черты пищи и пищевых продуктов в обрядах каждого народа и общие для всех тюркоязычных народов Дагестана, Кавказа, других народов.

       Еще раз хочется отметить, что подобное исследование пищи и культуры питания тюркоязычных народов Дагестана было проведено впервые. И логическим завершением многолетних изысканий в области системы питания стала защита докторской диссертации Б.М. Алимовой Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – ХХ вв.: Общее и особенное в свете генетических истоков и этнокультурных взаимодействий, состоявшаяся в 2003 году.

       Барият Магомедовне пребывает в непрерывном научном поиске. Её творческая энергия, стремление к новым свершениям, широкий научный кругозор, обстоятельность в работе, солидный опыт и значительные научные результаты позволили взяться за написание капитального труда «Этнография Дагестана».

       Научные достижения Барият Магомедовны были отмечены наградами (медаль «За доблестный труд» (1970), Грамотой Президиума РАН (1999), Почетными грамотами ДНЦ РАН и ИИАЭ) и высоким званием «Заслуженный деятель науки Дагестан» (2006).

       Барият Магомедовна яркая личность, её эрудиция, энциклопедические знания, поразительно цепкая память, невероятная трудоспособность, высочайшая порядочность, доброе и щедрое сердце, бесконечная преданность науке снискали ей заслуженное уважение и авторитет среди коллег и её учеников.

      Барият Магомедовна, 85 лет – прекрасная дата! Желаю Вам крепкого здоровья, жизненной энергии и бодрости духа, новых творческих идей и сохранения на долгие годы присущей Вам способности радоваться успехам коллег и учеников!

 Мадина Гимбатова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии

Дагестанского федерального исследовательского центра РАН