В современных условиях обновления содержания общего, средне-специального и высшего образования особое значение для полноценной подготовки учащихся и молодежи к жизни и деятельности приобретают социально апробированные методика и технологии реализации содержания общеобразовательных предметов и дисциплин. Учащиеся и студенты, рожденные, обучающиеся и проживающие в конкретном регионе должны приобретать не только сугубо предметные, или только дисциплинарные знания, но и не в меньшей степени усвоить этнокультурные знания, умения, навыки, веками сконцентрированные в историко-культурном и педагогическом наследии народов региона. Чрезвычайно актуальна и проблематична данная задача для процесса обучения учащихся и студентов многонациональных регионов России, каким является и наша Республика Дагестан.
Педагогическая деятельность работников народного образования различных учреждений и учебно-воспитательных заведений республики показывают, что многие из них, обученные по установкам официальной педагогики, зачастую недооценивают народные знания, оставляя без должного внимания прогрессивный опыт дагестанских мудрых аксакалов, знатоков — сказителей, многодетных родителей, народных мастеров, лекарей, земледельцев, животноводов, пчеловодов, садоводов, музыкантов, юмористов и т.д. Прежние и нынешние молодые педагоги десятилетиями пытались навязывать народу все новые и новые, порою совсем не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям, к дагестанской национальной психологии, рекомендации по жизнеустройству. Все это выглядит как печальный результат неудачной подготовки в республике квалифицированных кадров, созревших без учета выстраданного веками педагогического наследия народов Дагестана.
Анализ многочисленных исследований по народной педагогике приводит нас к тому, что народные знания по общеобразовательным предметам еще не определены, не систематизированы и тем более не внедрены в процесс обучения. Заметим, все выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли педагогическим воззрениям народа и его педагогическому опыту. Педагоги – классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Так, например, при обосновании принципа природосообразности обучения и воспитания великий педагог Я.А. Коменский учитывал народный опыт. Некоторые правила образования даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент четких положений о реальном образовании.
Выдающийся советский педагог-организатор народного образования В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой окружающей природы».
Всему этому как нельзя лучше способствовало бы преподавание в школе языка, литературы, биологии, физики, химии, астрономии, а главным образом обществознания, с учетом национально-региональных условий и этнических особенностей каждого народа.
Этнопедагогическая концепция национальной школы требует серьезного внимания к особенностям народного воспитания и народной педагогики. Как отметил выдающийся исследователь народной педагогики, академик Г.Н. Волков: «В современном содержании образования и методах обучения даже природоведение (естествознание) в начальной школе строится не вполне естественно».
Педагогической общественности Дагестана, учителям и воспитателям, классным руководителям следовало бы знать и использовать на практике образования и воспитания учащейся молодежи специальные исследования ученых Алиева А.К., Алиевой Б.Ш., Асельдерова М.А., Бамматовой А.Р., Магомедовой З.А., Магомедова А.М., Минбулатова В.М., Омарова С.М., Пашаевой Р.М., Саидова Т.Г., З.Я. Якубова и других, где изучены, выявлены и систематизированы образовательно-воспитательные средства, формы и методы, сконцентрированные в многовековом педагогическом опыте народов Дагестана.
Возрождению морально-этических и духовно- нравственных ценностей народной системы образования и поиску оптимальных путей ее использования в учебно-воспитательном процессе учащихся уже более 40 лет посвящает свою научно-педагогическую деятельность и автор данной статьи. Научно-методические и реально практические результаты сегодня отражены в содержании действующих общеобразовательных учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана», рекомендуемой для изучения в 4,8,9,10,11 классах школ, лицеев и гимназий республики.
Народная педагогика Дагестана нашла оправдавшую себя в прошлом и имеющую успех в настоящем и будущем методику подготовки юного животновода, земледельца, ремесленника, накопила знания и опыт по каждому виду этих профессий. Умелое использование богатого опыта народной педагогики в современных условиях поможет теснее увязать профессиональную ориентацию сельских учащихся, пробудить и закрепить у них интерес к традиционным профессиям народов Дагестана.
Наиболее благоприятными условиями воспитания детей прогрессивными средствами, формами и методами народной педагогики располагает школа. Здесь почти каждый урок открывает возможность глубокого изучения народных знаний о методологии, естествознании, географии, ветеринарии, медицине, позволяет связать содержание программного материала с педагогическими требованиями, чаяниями народа, полнее выделить морально и материально значимое для жизнеустройства человека. Так, например, на уроках биологии можно использовать различные пословицы, песни и загадки про животных и растений. Ласточка совьет гнездо на фронтоне дома: «Чело дома приглянулось ласточкам» – счастье семье. Дятла стук услышишь – день предстоит радостный, увидишь дятла – день окажется счастливым: «Родственная птица, родственная душа – вечно в трудах и заботах». «Человек без запаха земли долго не проживет», и пусть в высотных домах в центре огромного города будут хотя бы цветы в горошках. Использование таких народных изречений в школьной практике повышает интерес учащихся к предмету биология и прививает любовь к родной природе.
Несмотря на обилие научной литературе по народной педагогике, вопросы этнопедагогизации преподавания в школах Дагестана остаются еще актуальными. В связи с этим возникает необходимость решения следующих архиважных проблем социализации воспитания личности:
а) требования общества к этнопедагогизации образования нужно подкрепить тщательно отобранным содержанием предметов базового образования;
б) для удовлетворения потребности школьников в овладении теоретическими и практическими знаниями по народной педагогике, выработке у них умений и навыков практической деятельности, нужно формировать у педагогов (при профессиональной подготовке, или в процессе переподготовки) умения и навыки использования этнопедагогичесских знаний на практике;
в) для оптимального использования педагогами народных средств, форм и методов обучения необходимо разработать соответствующую методическую литературу по этнопедагогизации преподавания общеобразовательных предметов.
В одной статье немыслимо отразить все проблемы оптимизации использования исторически присущих нашим народам прогрессивных знаний, умений и навыков. Попытаемся обосновать лишь некоторые педагогические положения и методические рекомендации по национально — ориентированному обучению такому важному общеобразовательному предмету, как биология.
Народные биологические знания, так же как и сама биологическая наука, имеют свою структуру и содержание.
В начальных классах в соответствии с учебной программой курса «Окружающий мир» дети, (особенно в сельских школах), знакомятся с особенностями окружающей природы, по народным приметам предсказывают погодные условия, по перелетам птиц определяют сроки наступления холодов.
В программу раздела биологии «Растения» можно внедрить огромный запас народных знаний по растениеводству, лекарственным растениям, деревообработке и т. д.
Раздел «Животные» можно обогатить богатым материалом, запасом знаний, накопленных народом по скотоводству, коневодству, пчеловодству, птицеводству. Именно эти знания прививают детям любовь к домашним животным. В народе говорят: «Животное отвечает на любовь, будь оно могучее и сильное, как лошадь, или крошечный – в три ярких перышка – птенец», «каждый выросший среди лугов и полей помнит, как корова, куры…- не только собака – ждут и помнят своих хозяев». Вот почему в старину люди не любили отдавать коня «на сторону» в чужие руки. Сам хозяин шел с ним, если нужно было что-то сработать. И дети, видя это, учились доброте.
При изучении биологии радел «Человек и его здоровье» можно дополнить народными знаниями по предупреждению и исцелению различных заболеваний человека. На уроках биологии необходимо освещать питательную ценность того или иного национального блюда с точки зрения физиологии человека и его рационального питания. Общепризнано биологическая ценность таких традиционных блюд Дагестана, как «чуду», «хинкал», национального напитка «буза», вина «кагор», кисломолочных и творожных продуктов.
«Общая биология» – раздел систематизации и обобщения всех, ранее приобретенных знаний по биологии. Здесь можно говорить о знаниях народа по охране окружающей природы, отношению к водоемам, растительному и животному миру региона. Народные знания в своей совокупности выполняют познавательную, методологическую и воспитательную функции в ходе подготовки молодого поколения к жизни в местных условиях.
Природосообразный принцип этнопедагогизации преподавания биологии обеспечил бы гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников по биологии. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета «Окружающий мир».
Научной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Известный российский ученый и общественный деятель Ф. Ялалов выявил и сформулировал общую для многих народов закономерность: обучение в народной школе строилось по принципу «от практических умений и навыков – к обобщенным знаниям», т.е. он ввел этнодидактическую схему обучения, которая представляет собой зеркально противоположную отечественной, сложившейся в XX в.: «знания – умения – навыки».
В современной школе, где обучение начинается с приобретения обобщенных биологических знаний, изучения отвлеченных понятий, младшие школьники, у которых преобладает предметно – действенное мышление, не готовы к восприятию абстрактных понятий. И в этом смысле народная школа, обучение в которой, всегда начиналось с предметных действий, формирования практических умений, отработки навыков, оказывается более природосообразной и направленной на изначальное формирование умений и навыков.
Этнопедагогизация содержания образования, как нам представляется, позволит сделать образование в Дагестане практико–ориентированным, что будет способствовать формированию целостного человека культуры, думающего и действующего сообразно своей биологической и этносоциальной природе.
МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ