Ариф Керимов о законопроекте о добровольном изучении родных языков
10 апреля в Государственную Думу России был внесён законопроект о «добровольном изучении национальных языков».
Суть его в том, что родной язык и литература, которые изучаются в национальных школах республик России, должны перейти в разряд изучаемых «по желанию», то есть необязательных. Решение о том, должен ли изучаться тот или иной язык, будет приниматься на основе письменных заявлений родителей учеников. Авторы утверждают, что таким образом они защищают русский язык, который якобы страдает из-за «непропорционально большого» количества часов родного языка.
Безусловно, моя позиция по отношению к данной инициативе (по крайней мере в нынешнем ее виде) как руководителя Федеральной лезгинской национально-культурной автономии и как рядового гражданина и патриота РФ сугубо негативная. Прикрываясь благими предлогами, авторы законопроекта о добровольном изучении языков намеренно или по незнанию могут нанести серьезный удар по межнациональному миру и согласию в нашей стране.
Подчеркну, что в последние годы благодаря усилиям Президента России В.В.Путина, который уделяет особое внимание национальной политике, были достигнуты значительные успехи в деле гармонизации межнациональных отношений и единения народов РФ. Созданные по инициативе нашего лидера Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ, Федеральное агентство по делам национальностей, различные межведомственные комиссии активно занялись работой по совершенствованию национальной политики РФ.
Был разработан серьезный концептуальный документ – Стратегия развития государственной национальной политики до 2025 года, работа над которой велась по поручению Президента целой плеядой профессионалов под руководством нынешнего заместителя министра культуры РФ Александра Журавского, давнего друга нашей организации, прекрасного специалиста в области межнациональных отношений.
Остались в прошлом такие явления, как «русский марш», очень сильно снизился градус кавказофобии в СМИ и в обществе целом, народы России начали ощущать себя гражданами одной большой и могучей страны, защищающей интересы каждого, а не отдельных групп.
Почему же именно сейчас, на фоне достигнутых успехов – с одной стороны, и нарастающего обострения международных отношений – с другой, каким-то лицам понадобилось подкладывать мину под национальную политику России? Неужели они думают, что подобным образом они смогут укрепить страну, лишив ее языкового разнообразия?
Ведь даже не надо заглядывать далеко в прошлое, чтобы увидеть, как серьезно языковой вопрос и связанные с ним проблемы сохранения культурной идентичности могут повлиять на судьбы целых народов и государств. Достаточно вспомнить уроки Украины, Молдавии, Каталонии и пр., посмотреть на то, как протестует русскоговорящее население Прибалтики.
Естественно, когда мы говорим о планируемом законопроекте – пока это только идея, внесенная на обсуждение. Защитники законопроекта скажут, что в нем не содержится запрета на изучение родных языков, что каждая республика может разрабатывать свои рабочие программы и регулировать образовательный процесс и т.д.
Но мы должны со всей отчетливостью понимать, что если изучение родных языков, а также обучение на родном языке в начальной школе перестанут быть обязательными, то очень скоро вся образовательная система, связанная с этими дисциплинами, развалится. Молодежь, которая и сейчас мало интересуется данной темой (потому что в условиях рынка нужно быть востребованным специалистом, иначе останешься ни с чем), вовсе перестанет поступать на специальности, которые готовят учителей родных языков. Издательствам будет невыгодно издавать учебники на национальных языках, а в научных центрах затухнет и так практически полностью деградировавшая система разработки новых методических пособий, вспомогательной литературы для учителей и т.д.
Вы только представьте, что ученикам в школе разрешат добровольно не изучать и другие предметы – что после этого начнется? Кто-то откажется от литературы, кто-то от истории, кто-то еще от чего-то – действительно, а зачем это сейчас все нужно, в обществе потребления, где главное уметь считать и быть «финансово образованным».
Почему же мы вдруг начали считать родной язык – основу идентичности любого этноса – чем-то необязательным? По данным ЮНЕСКО, все языки Северного Кавказа и большинство национальных языков России уже сейчас являются или вымирающими, или постепенно теряющими число своих носителей. Они нуждаются в защите государства, а мы наблюдаем совершенно противоположные инициативы.
Русский язык – это основа нашего государства, он доминирует во всех сферах жизни. Где бы человек ни жил – в далеком горном ауле или тайге – при современном уровне развития технологий он с детства впитывает русский язык. Русский – это язык телевидения, интернета, литературы, всей массовой культуры. Это язык, на котором творили такие гении, как Пушкин (эфиоп по происхождению), Лермонтов (потомок шотландцев на службе русских царей), Гоголь (украинец) и тысячи других имен, вписанных золотыми буквами в сокровищницу мировой культуры. Русский всегда был и будет объединяющим началом нашей огромной страны. Особенно это очевидно на примере Дагестана, в котором проживают десятки коренных народов и где русский является языком межнационального общения.
Вместе с тем, мы все понимаем, что с русским языком не может даже близко конкурировать ни один национальный язык России, и в условиях отсутствия дополнительной государственной поддержки они просто вымрут, за исключением нескольких наиболее крупных. Надеюсь, не эту цель преследуют авторы законопроекта.
Основной закон нашей страны – Конституция РФ – говорит о том, что республики имеют право выбирать свой государственный язык наряду с русским. Но что же это за государственный язык, который даже не обязателен к изучению? Не является ли это профанацией и прямым нарушением конституционных прав наших граждан?
Я уже не говорю о том, что на большинстве национальных языков не ведется документооборот, не издаются региональные законы, не проводятся судебные заседания, не создается новая научная литература. Они вытеснены практически из всех сфер жизни, кроме культурной и бытовой. Как можно в подобной ситуации говорить о вытеснении русского языка в национальных республиках?
В одной маленькой Швейцарии 4 полноценных государственных языка, один из которых – ретороманский – вряд ли вообще известен большому количеству людей за пределами этой страны.
Культурное разнообразие, единство в многообразии является именно фактором укрепления, а не ослабления нашей страны. Россия исторически формировалась таким образом, что при наличии государствообразующего русского народа все остальные этносы находили себе место в общей системе, не происходило насильственной ассимиляции.
Советское государство, интернациональное по своей сути, целенаправленно разработало письменность на основе кириллицы для большинства народов нашей необъятной страны, была проделана колоссальная работа по формированию учебных пособий, научно-методической базы, сбору фольклора, подготовке кадров и т.д. Через родные языки люди получали образование, изучали и русский язык, для них открывались все возможности для дальнейшего развития. Именно на том фундаменте во многом держится и нынешняя система изучения родных языков, несмотря на все перипетии 90-х годов.
Почему же мы сейчас должны отказываться от этого уникального исторического опыта и наследия? Каким образом национальная идентичность, родной язык и культура могут угрожать русскому языку и тем более единству нашей страны? Неужели сейчас у России мало проблем, чтобы еще выдумывать новые?
Законопроект уже вызвал понятное возмущение общественности и национальной интеллигенции по всей стране. Из республик и автономных округов идут многочисленные обращения и письма в Кремль, к гаранту Конституции Президенту России В.В.Путину с просьбой не допустить принятия подобного закона.
Под одним из таких обращений, направленных инициативной группой «За сохранение изучения родных языков народов Российской Федерации в обязательной предметной части учебных планов общего образования» подписалась и Лезгинская автономия.
Авторы данного законопроекта не просто могут заложить «мину замедленного действия» под фундамент межнациональных отношений в России, они дают дополнительные возможности недругам нашей страны для ее критики на международном поле.
Уверен, что высшее руководство страны в очередной раз проявит мудрость и не допустит принятия законопроекта в нынешнем его виде. К его обсуждению обязательно должны быть привлечены научное сообщество, национальная интеллигенция, общественные организации, которые выскажут свое аргументированное мнение о том, как должна выглядеть система российского образования и докажут, что обязательное изучение родных языков – фактор не разъединения, а стабильности и единства России.
Ариф Керимов, член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям,
Президент ФЛНКА