Двадцатый век в истории Дагестана, это то время, когда аграрное общество шло к индустриализации, а «двухэтажная» Махачкала приобретала облик современного города. И тем важно помнить и знать, кому мы обязаны за этот труд.
Мальчик из Кюры
Сегодня это 80-летний уважаемый в инженерно-строительном сообществе человек, живущий в Москве, где есть дома построенные его трудом, а власти советского и ныне российского государства отметили его заслуги перед страной. Это человек той закалки специалистов, которые стоят за строительством послевоенного СССР и заставшие самый расцвет страны в 1970-е годы. Его зовут Гайдар Бутаевич Бутаев.
Сегодня Гайдара и его семью знают как интеллигентных людей, являющихся признанными специалистами в своих сферах деятельности. Друзья и родные Гайдара знают его как образованного человека, внимательного к деталям, и не только в работе, но и в человеческих отношениях. Сам Гайдар проработал инженером-строителем, география его работ: от Махачкалы до Москвы, от космодрома «Восточный» до Петропавловска-Камчатского. Но важно и то, каким его знают близкие люди.
«Когда он спрашивает даже простое «как ваши дела?», из его уст это не слышится как дежурный вопрос из вежливости, он упомянет родных поименно, спросит о каждом из них. Гайдар не забывает о близких людях, он всегда уделял внимание родственникам, друзьям, коллегам, таким его знают, и за это его любят», — так описывает нашего героя Магият, жена Дарвина Бутаева, племянник Гайдара.
«В своей работе он дотошно, ответственно подходил к делу, уделяя внимание «мелочам» (как это иногда ошибочно думают современные инженеры в строительстве), это настоящий инженер-строитель, каким должен быть специалист, а не рыночный делец. А такие люди ценятся больше всего, не только на работе, но и в жизни», — отмечает качества Гайдара прораб Дарвин Бутаев.
И тем интереснее, когда подробнее узнаешь пройденный Гайдаром путь, что перед нами человек, который сделал себя сам, будучи уроженцем маленького села, которого уже нет на карте Дагестана.
Гайдар родился в 1942 году в ныне покинутом лезгинском селе Чантаркент Сулейман-Стальского района. Его отец, Бутай, в том же году отправился на фронт и встретил окончание Великой отечественной войны в Берлине. После войны Бутай разъезжал вместе с семьей по местам работы, работая нефтяником и железнодорожником, поэтому Гайдар провел школьные годы не только в Чантаркенте, но и в Баку, Белиджи, Касумкенте, в совхозе Герейханова и наконец в последние классы он проучился в Дербенте. Уже тогда Гайдар показал себя упорным и усидчивым, являясь отличником в учебе, «мне не было разницы где я учился, потому что везде я учился хорошо», — вспоминает школьные годы наш собеседник.
В 1960 году Гайдар приезжает в Махачкалу на поступление в авто-дорожный техникум. В техникуме наш герой проучился три года, «после окончания учебы, вместе с дипломами нам вручили повестки в армию», тогда срочная служба в советской армии составляла три года, отмечает Бутаев.
«Первые месяцы службы я прошел в сержантской школе в Псковской области, а потом попал в ракетные войска стратегического значения в звании, проходил службу в Слуцке в Белоруссии в звании старшины. В армии мы прошли жизненную школу товарищества, возмужания, это было отличное время», — вспоминает Гайдар Бутаев.
Новая Махачкала
После армии Гайдар снова поступает на учебу в Махачкале, на этот раз в Технический институт на строительный вечерний факультет, а в дневное время он работал на строительных объектах. На первом же курсе он женился на односельчанке Гюзель Мисрихановой, с которой он стал жить на съемной квартире в частном доме на улице Венгерских бойцов (современная улица генерала Омарова). Вместе они вырастили троих детей: Альбина, Бутай и Шамага.
«В институте я проучился шесть лет на вечернем отделении по специальности инженере-строитель, а днем я работал в Домостроительном комбинате (ДСК) Махачкалы инженером-геодезистом», — вспоминает Бутаев.
14 мая 1970 года в Дагестане произошло крупное землетрясение от которого в особенности пострадал Буйнакский район.
«Землетрясение началось в 12 часов дня, но второй и самый сильный толчок произошел в 9 вечера. Тогда город остался без света,люди стали разжигать костры во дворах, где-то были слышны крики и плач, некоторые люди искали своих родных, интересовались их судьбой», — вспоминает Гайдар Бутаев.
После землетрясения бригада специалистов с участием Бутаева выехала в Буйнакск для оценки нанесенного ущерба городу, как предприятиям, так и жилым домам. Во время таких трагедий люди познаются в своих качествах, и землетрясение 1970 года показала лучшие качества Гайдара Бутаевича: готовность прийти на помощь и работать на максимум. В Махачкале Бутаев принимал активное участие в строительстве жилых домов по чрезвычайным мероприятиям, оставаясь на переработку даже в выходные. Это в целом была черта его команды, их коллектива рабочих и специалистов, вспоминает Гайдар, потому что у них было идейное отношение к своей работе — созидать сегодня, а не превращать мечты в долгострой.
«Мы были оптимистами в своей работе, мы знали, что создаем для людей условия проживания в благоустроенных домах, с коммунальными условиями, и поэтому работали порой без выходных дней, особенно после землетрясения 1970 года.
Мы меняли жизнь в республике, строя новые районы городов, создавая новые условия для людей», — отмечает Бутаев.
Окончив в 1972 году институт, в 1973 году Гайдар Бутаев стал работать сначала прорабом в Махачкалинском ДСК, а затем начальником отдела в Конструкторском бюро по железо-бетону. В это время шел бум строительства многоэтажных домов в Махачкале, строились дома на нынешней улице Гамидова рядом с аллеей Кирова, строились многоэтажные дома от пересечения Кирова-Калинина (современное Гамидова-Шамиля) до железнодорожного моста у Степного поселка. С начала жизни и работы Бутаева в 1960-е в Махачкале, это было время преображения столицы Дагестана.
«В те годы я принимал активное участие в строительстве многоквартирных домов в микрорайоне №1, №2 Махачкалы (проспект И. Шамиля — прим. ред.), мы также строили дома в Дербенте, Буйнакске, в поселке Дубки для рабочих Чиркейской ГЭС, в Хасавюрте.
Махачкала менялась на моих глазах, застраивалась новыми жилыми домами, полностью преобразилась улица Гагарина, изменился Узбек-городок. Раньше район Узбек-городка, район улицы Гагарина и проспекта Шамиля (тогда — Калинина) это были земли сельхозугодий Кяхулая, Альбурикента, там были виноградники, кукурузные поля. Старая Махачкала заканчивалась там, где была фабрика Третьего интернационала (на месте фабрики сегодня здание Прокуратуры Дагестана — прим. ред.). Всё что было построено дальше в сторону гор — это строилось в годы моей работы», — вспоминает Гайдар Бутаев.
В 1978 Гайдар устроился работать главным инженером в ПМК (передвижная механизированная колонна) минсельхоза Дагестана. В годы этой работы Гайдар занимался строительством объектов животноводческого хозяйства, география его работ охватывала многие районы республики, в том числе районы Южного Дагестана.
В 1980 году Гайдар Бутаев становится начальником ОКС (отдел капитального строительства) дагестанского управления строительства Минпромстроя СССР (орган предшествовавший нынешнему министерству строительства Дагестана). С этого времени работа Бутаева проходит в Махачкале и Москве, проводя в столице страны по пол месяца. В последствии Гайдар Бутаев возвращается к домостроительству в Махачкале, работая сначала инженером Проектно-конструкторского бюро Махачкалинского ДСК (1982-1986), а затем начальником ОКСа Махачкалинского домостроительного комбината, проработав в нем до 2000 года.
В 1987 году власти Советского союза признали заслуги Гайдара Бутаева перед государством, присвоив ему звание «заслуженного рационализатора».
«Во время работы в махачкалинском ДСК мной было подано и принято начальством много рационализаторских предложений по изменению проектных и технических решений строительства домов с годовым экономическом эффектом свыше ста тысяч рублей, что облегчало производство работ и улучшало условия и качества производства, а также архитектурную выразительность», — рассказывает Гайдар Бутаев.
В 2000-е годы Бутаев перебирается в Москву, работая сперва старшим, а затем ведущим инженером в строительных компаниях, в частности ОАО «Строймонолит-14» самая крупная строительная организация в стране. За это время им был построены ряд жилых домов, самые примечательные из них это дом 11 на Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи и комплекс 20-этажных домов на Пролетарском проспекте.
Дело государственной важности
Но Гайдар Бутаев может и остался бы одним из многих инженеров, если бы занимался строительством только жилых домов, если бы не участие в строительстве объектов Министерства обороны и других объектов федерального значения. Так, в 2009-2012 году ООО «Распределенная энергетика» взялась за строительство трех мини-ТЭЦ на острове Русский (рядом с Владивостоком) Приморского края, в составе специалистов этой организации был Гайдар Бутаев. Две из трех тепло-электростанций были введены в эксплуатацию в 2012 году для энергообеспечения саммита АТЭС-2012 (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество), а третья была построена для ДВФУ.
«На острове Русский мы построили мини-ТЭЦ «Северная», «Океанариум» и «Центральная», которые обеспечивают электро- тесплоэнергией всего острова, в том числе Дальневосточный федеральный университет. Выполняя обязанности заказчика, я взаимодействовал с проектной организацией и обеспечивал технической документацией строящихся ТЭЦ, расписывал планирование работ на каждый месяц и в последствии проверял их выполнение», — пояснил Бутаев о своих обязанностях в этом проекте.
По завершению работ на о. Русский, Бутаев был направлен на Камчатку, где в том же 2012 году началась реконструкция аэропорта Петропавловска-Камчатского. Аэропорт также имеет важное стратегическое значение, т.к. используется как гражданской, так и военной авиацией. В реконструкцию входило и повышение возмжностей аэропорта, была открыта новая взлетно-посадочная полоса, а вместе с этим и строительство навигационных сооружений для самолетов. В аэропорту были поставлены новые трансформаторные подстанции, кабельные линии, а также были построены сооружения водохранения. Занимая должность начальника ПТО (производственно-технический отдел), Гайдар Бутаевич выполнял задачи аналогичные при строительстве мини-ТЭЦ на острове Русский: планирование работ и их проверка, техническая документация и взаимодействие с проектной организацией.
В 2015 году их компания участвовала также в реконструкции военного аэродрома Испытательного центра в Ахтубинске (Астраханская область).
Но самым важным проектом в работе Гайдара Бутаева стало строительство космодрома «Восточный». В 2015-2017 годах их строительная организация получила заказ на строительство водозаборных сооружений на космодроме.
«Мы занимались строительством подъездных дорог к скважинам, строительством насосных станций, а также сооруженияй водоочистки и водоснабжения, прокладывали линии водоснабжений, строили объекты электроснабжения (трансформаторные подстанции и кабельные линии).
Водоснабжение предназначалось для города Циолковский и объектов самого космодрома, в том числе для пожаротушения в случае аварийной ситуации на космодроме», — отметил Бутаев.
За это Гайдар Бутаев был награжден памятной медалью за строительство космодрома «Восточный».
Но Гайдар Бутаевич был не только профессионалом в своем деле, но и образцовым отцом и мужем. Работая на предприятиях, его супруге не нужно было работать, Гайдар содержал семью и обеспечивал всестороннеее развитие своих детей, которые в школьные годы получили музыкальное образование, а также были отличниками в учебе, как и их отец. Старшая дочь Гайдара, Альбина, и сын Бутай получили медицинское образование. Альбина — врач-эндокринолог, воспитывает четырех детей, а Бутай стал главврачом одной из областных больниц в Московской области, награжден орденом им. Пирогова, воспитывает двух детей. Младшая дочь Гайдара, Шамага, финансист, работает в Санкт-Петербурге, воспитывает четырех детей.
В 2017 году Гайдар Бутаевич решил выйти на заслуженный отдых, оставив после себя имя в кругу инженеров-специалистов, за его советами и консультацией по строительству обращаются коллеги и родственники и сегодня. Сегодня он живет в столице России в окружении своих повзрослевших детей и их внуков.
«Лезги газет»