Маир Пашаев прокомментировал специальную военную операцию на Украине

Маир Пашаев, экономист, эксперт Общественной палаты РД: «Формат специальной военной операции, как и ее основные цели – демилитаризация и денацификация Украины – определены президентом страны В.В.Путиным абсолютно адекватно ситуации и однозначно верно».

По Вашему мнению, в какой степени, острая политическая фаза с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на Украине, была предсказуема или могла быть предопределена внешними обстоятельствами?

В истории России известны трагические периоды, связанные с военными интервенциями иностранных армий. Все они были отражены: история становления российской империи, в последующем СССР, неотрывна с военными победами над агрессорами. В настоящее время активно применяются так называемые «гибридные войны», что ничуть не умаляет их значение и угрозы. „Самое первое, самое главное и самое важное в смысле последствий решение, которое должен принять государственный деятель и командир, это определить тип войны, в которую он погружается; здесь нельзя ошибиться, равно как и нельзя пытаться превратить войну во что-то противное ее природе“, — Карл фон  Клаузевиц, прусский военноначальник, основоположник современной стратегии.

Тип войны Запада в отношении России известен, хотя в последние недели выясняются невероятные факты и ее конечные цели, также ранее в военной тактике неизвестные приемы, грязные методы. Таким образом, формат специальной военной операции, как и ее основные цели – демилитаризация и денацификация Украины – определены президентом страны В.В.Путиным абсолютно адекватно ситуации и однозначно верно. Когда, как и какими силами проводить, а поставленные задачи успешно решаются. Попытки Запада превратить Украину, неразрывную часть русской истории и исконно российской территории, в проводник нацизма и неофашизма, «новые Балканы» и Сирию одновременно, пресечены в корне.

Насколько последовавшие беспрецедентные в мировой истории санкции, критичны для экономики страны, граждан? Какие сферы и отрасли все-таки пострадают и какие из них в наибольшей степени? Достаточен ли «запас прочности» России, российской экономики и в чем заключается устойчивость российской экономики?

Россия – часть мира, а интеграция страны в мировую экономику достаточно высокая. Касается это прежде всего поставок российского сырья и продовольствия, эксклюзивных преимуществ в космической сфере и вооружениях, сфер туризма, логистики, культурного и интеллектуального вклада в мировое развитие, политического веса. В связи с санкциями стоит ожидать тектонические сдвиги мировой экономики и структурные изменения российской экономики. Соответственно, на данном этапе неизбежны кризисные проявления, сбои, произойдут они и в развитых экономиках. Запад сознательно запустил процессы дезинтеграции и дестабилизации своей экономической системы.

Для России критичны сферы финансов, логистики, высоких технологий, коммуникаций, но принимаемые руководством страны решения, законы по поддержке граждан, бизнеса и отраслей экономики обнадеживают, обвала рынков не допустят. Россия – социальное государство, граждане имеют социальные гарантии и реализуются меры дополнительной социальной поддержки. Правительством России подготовлен план по мерам реагирования на санкции Запада, в нем более 100 инициатив, объем финансирования оценивается в 1 триллион рублей. Товарные рынки практически не пострадают – наладятся альтернативные каналы поставок тех же санкционных товаров или их аналогов. Цены на некоторые товарные группы по причине санкций и курса валют несколько возросли и могут далее расти из-за сложности логистики, финансовых расчетов, дополнительных рисков. Все эти факторы вкупе стимулирует внутреннее производство.

Запас прочности России и устойчивость экономики оцениваются, прежде всего, по ресурсам и это самые высокие в мире оценки. По параметрам финансовой сферы страны и оценке резервов, устойчивость высокая. Но это зона высоких рисков – достаточно упомянуть ситуации с золотовалютными резервами страны, валютными курсами или международными переводами. По уровню диверсификации экономики, ее автономности и поддержанию долгосрочной стабильности экономики, запас прочности средний. Но в долгосрочном периоде это очень хороший показатель. Тут даже открываются новые возможности по наращиванию внутреннего производства, так и экспорта на другие, более конкурентоспособные для российских товаров рынки.

По ограничениям, интеграции: Запад открыто развязывает экономическую войну и грозит блокадой. Но изоляция России невозможна, как по политическим факторам, так и географическим. Более 150 стран мира продолжили сотрудничество с Россией, и что немаловажно, все страны ЕАЭС, БРИКС, ШОС, Ближнего Востока. Устойчивость в плане способности участников экономики к изменениям, адаптивности экономики страны в целом, они на удовлетворительном уровне. Устойчивость по народонаселению и интеллектуальным ресурсам, учитывая образовательный уровень, кадровое обеспечение, управление, цифровизацию, коммуникации – в первой десятке мира. Оценки политической устойчивости и оборонной защиты России – традиционно высокие в мире и общепризнанные. Вообще-то, в мире нет другой экономики, способной выдержать 6 тысяч видов санкций за три недели – развитые экономики менее управляемы и более подвержены «эффекту домино» – схлопывание моментальное.  Санкции в отношении России, а многие развитые экономики ощутили на себе финансовые проблемы, энергетический кризис, продовольственный кризис и рекордную инфляцию.

Ваше мнение: есть ли у руководства Дагестана, правительства, четкое понимание того, как республика должна функционировать в сложившейся ситуации? Что для этого необходимо предпринять дополнительно, помимо принятых на федеральном уровне решений, новых программ, преференций и компенсаций?

В сложившихся условиях важно сохранять спокойствие и наладить системную работу. В первую очередь, необходимо продолжить реализацию предыдущих планов, программ федерального и республиканского уровня. Эти задачи понятные, они безусловно финансируются и вполне реализуемы, и они обеспечивают устойчивость. В дополнение к ним, четко выполнять текущие указы президента страны и вновь принятые законы, реализовать в республике предлагаемые федеральным правительством комплексы мер. Здесь необходимы дополнительные усилия по их реализации и особого внимания поттребуют проблемы занятости и инфляции.

Правительство Дагестана обязано предпринять все меры для выполнения социальных гарантий перед населением, обеспечить бесперебойную работу инфраструктурного комплекса, минимизировать возможные сбои в поставках продуктов питания и не допустить инфляционные скачки. Глава Дагестана лично курирует инфраструктурное развитие и это приносит результат. В то же время, учитывая внешние вызовы, исходя из дальнейшего развития ситуации, было бы целесообразно выяснить мобилизационные ресурсы республики в разных сферах и оценить внутренние резервы экономики. Мобилизационный ресурс аппарата управления, муниципалитетов Дагестана, крупных производственных предприятий, государственных унитарных предприятий.

Мобилизация, еще более, переход к мобилизационной экономике, открыто обсуждаются в СМИ. В сложившихся условиях, насколько мобилизация актуальна, а насколько реализуема? Это прерогатива федерального центра или мобилизационная экономика актуальна на региональном уровне тоже?

Здесь необходимо понимание текущей ситуации и характера мобилизации. Такого рода мобилизация, в отличие от военной, не объявляется, не декларируется. Она на макроуровне происходит по ситуации, де-факто, фрагментарно. Мы могли наблюдать молниеносную мобилизацию президента Путина, изменение его поведения, риторики, максимальную мобильность, открытость и коммуникации, ряд его своевременных, последовательных и эффективных решений. Мы наблюдаем беспрецедентный уровень мобилизации федерального правительства. Два года назад, в условиях ковид-кризиса, федеральное правительство действовало на ощупь, не без нервозности и некоторых сбоев, в итоге выдержало экзамен.

Но теперь мы видим совершенно другое правительство страны. На уровне вице-премьеров созданы мощные центры компетенций и решений. Эффективно действуют Аналитический центр и Координационный центр правительства. Это образец так называемой аппаратно-управленческой мобилизации. Мы наблюдаем совершенно неожиданную мобилизацию российских СМИ. И мобилизацию российской элиты – хотя здесь не все так просто и много субъективных факторов, зачастую превалируют корпоративные интересы и интересы каждого. Мобилизация российского общества – она без всяких сомнений.

Что касается мобилизационной экономики: на макроуровне системные (управление, финансы, налоги) и структурные (собственности, отраслей, производства, потребления) изменения различного характера в условиях беспрецедентных санкций и контрсанкций, неизбежны и уже происходят. Поэтому, на федеральном уровне приняты ряд решений и законов мобилизационного характера. Что дальше? Наверное, вопросы смены политического курса страны, подходов к внутренней политике и формирования новой модели экономического развития.

Рано или поздно, те или иные процессы, или последствия санкций дойдут до регионов и до каждого из нас. Важно иметь качественную и оперативную аналитику последствий, с учетом специфики региона, уровня управления, ресурсной базы, с целью выработать последовательные решения, реализуемые и эффективные на региональном уровне. Тем более, задачи по формированию соответствующей экономической политики, мобилизационного плана экономики в чрезвычайных ситуациях и необходимых резервов возложены на республиканское правительство по закону. Это неотъемлемая часть его деятельности.

Как один из авторов Стратегии-2030 Республики Дагестан, какие конкурентные преимущества Дагестана, точки роста в нынешних условиях и приоритеты Вы могли бы выделить? Что может дать стране Дагестан и, в то же время, какие выгоды мы с этого можем получать? Смогут ли дагестанские предприниматели воспользоваться новыми возможностями, как импортозамещение?

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Республика Дагестан – приоритетная геостратегическая территория Российской Федерации. Соответствующее обоснование выполнено в проекте Стратегии-2030, причем, впервые среди субъектов федерации. Также в проекте в достаточной степени отражены безусловные конкурентные преимущества Дагестана на страновом уровне: факторы численности населения, расположения территории, место в производстве продовольствия, нематериальные активы. В кризисных условиях недостатки дагестанской экономики могут стать ее преимуществами и обеспечить экономике определенную устойчивость. Такие как, широкая диверсификация экономики, мелкоконтурное производство и ЛПХ, даже наличие теневого сегмента. В то же время, широкие государственные преференции стимулируют выход бизнеса из тени.

Что касается возможностей предпринимателей, то главное – стратегия. А стратегия сейчас может заключаться в сохранении и улучшении достигнутого. Выигрывает тот, кто умеет выжидать и способен выявить новые рыночные возможности. Для Дагестана, однозначно, это развитие фермерства и малых форм производства. Например, овощей, фруктов, основного ассортимента продуктов питания. Это тоже импортозамещение. Обувная, мебельная, пищевая и легкая промышленности, которые в республике неплохо развиваются – сегменты импортозамещения. Виноградарство, логистика, туризм, возобновляемые источники энергии – здесь у Дагестана эксклюзивные преимущества в масштабе страны. Или взять нишу производства экопродуктов, которая развивается и имеет высокий потенциал. Дагестанский суперфуд уже насчитывает десятки наименований продуктов, вытесняет привозные товары и поставляется за пределы республики.

Насколько в изменившихся условиях актуально долгосрочное планирование? Есть ли необходимость пересматривать Стратегию социально-экономического развития Дагестана на период до 2030 года? Приняты ли на этот счет какие-то решения?

Стратегия-2030 Республики Дагестан пока на стадии проекта. Напомню, что практически год назад многие эксперты предлагали оставить горизонт Стратегии Дагестана на период до 2035 года или даже определить 2040-2050 годами. Глава Дагестана С.А.Меликов принял решение о разработке Стратегии на период до 2030 года. Как известно, горизонты прогнозирования могут быть дальними, но горизонты планирования в последние десятилетия сжимаются. И тогда мы поддержали решение Главы республики. Согласно 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия субъекта – документ стратегического целеполагания и документ, строго регламентируемый законом. Долгосрочный период тоже определен законом: шесть и более лет. При формировании Стратегии субъекта федерации определяющими являются решения высшего руководства страны, в частности Послание и указы президента России, законы Российской Федерации, Единый план-2030, федеральные и отраслевые стратегии, другие нормативные документы. Они все в полном объеме декомпозированы в проект Стратегии-2030 Республики Дагестан.

В период с мая по сентябрь проведены мероприятия по согласованию Стратегии-2030 с министерствами, ведомствами, муниципалитетами. Проведено публичное общественное обсуждение проекта и с учетом поступивших замечаний, предложений проведена его вторая редакция. В текущем периоде совместно с Минэкономразвития РФ, остальными федеральными органами исполнительной власти, проводится ее третья заключительная редакция. Работа над третьей редакцией завершится ориентировочно в апреле, после обсуждения, внесения поправок и одобрения руководством Дагестана, правительством, соответствующими органами власти, в частности, это Минфин, Минюст, прокуратура. Далее, проект вносится в Народное Собрание для утверждения, где предстоит пройти три чтения: Стратегия-2030 утверждается в статусе закона Республики Дагестан. То есть, по крайней мере до мая остается возможность внесения тех или иных поправок.

Я бы сказал, Стратегия-2030 Республики Дагестан, как документ, не меняется. В ней, наряду с комплексным анализом и направлениями развития, в достаточной степени отражены возможные внешние вызовы, предложения антикризисного характера, элементы экономической безопасности Республики Дагестан и основы государственной экономической политики. Вполне достаточно внести актуальные поправки. Вместе с тем, мы понимаем необходимость корректировки стратегии поведения, планов и механизмов реализации. Что касается планирования в связи с изменением внешних условий: на основании Стратегии-2030 выполняется документ стратегического планирования Республики Дагестан – План мероприятий по реализации Стратегии. На этой стадии у правительства Дагестана появляется возможность корректировки планов. Кроме того, на основании утвержденной Стратегии-2030 в текущем году будут скорректированы или выполнены государственные программы Республики Дагестан, Схема территориального планирования Республики Дагестан, стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и отраслевые программы развития.

Помимо чего, 172-ФЗ предусматривает процедуры корректировки утвержденной Стратегии субъекта в будущем (изменение Стратегии с сохранением временного периода, с учетом сложившихся факторов) и актуализации (с целью продления временного периода и пересмотра основных разделов). Таким образом, стратегическое планирование – это система документов стратегического планирования и управления стратегическим развитием Республики Дагестан, в то же время гибкий и непрерывный процесс, в ходе реализации которого в достаточной степени учитываются изменения внешних условий и внутренней среды.

«Лезги Газет»