В последнем номере научного журнала «История, археология и этнография Кавказа» (т.17, №4) вышла статья доктора исторических наук Замира Закарияева «Стелы с историческими хронографами из дагестанских селений Шиназ и Гельхен».
Аннотация статьи:
«В статье представлены результаты исследования двух арабоязычных эпиграфических памятников из горных дагестанских селений Шиназ и Гельхен. Уникальный характер этих давно известных науке надмогильных стел заключается в том, что, помимо эпитафий, на них высечены хронографы исторических событий, имевших место в Южном Дагестане и соседнем Ширване в XV – начале XVIII в. Предложено новое прочтение арабских текстов стел, в том числе внесены коррективы в чтение исторических хронографов. Впервые установлено, что владельцем эпитафии шиназской стелы 1798–99 г. является известный дагестанский ученый XVIII в. Исма‘ил аш-Шинази.
Достоверно определено и время его жизни, что прежде не было известно. Предложена альтернативная датировка аналогичной стелы из Гельхена, расположенная на могиле представителя потомственной духовной элиты этого селения ‘Абдурахмана-эфенди, сына малла Ибрахима. Она была создана в 1848–49 г., т.е. ровно через полвека после шиназской стелы.
Мы пришли к выводу, что источником для хронографов обеих стел не был хронограф, созданный в 1710–12 гг., как считалось прежде. Непосредственным источником послужил рукописный исторический хронограф Малиджа ар-Рутули от 1754–55 г. Высказано мнение, что рукопись с хронографом Малиджа ар-Рутули принадлежала ученому Са‘иду аш-Шинази, сыну Исма‘ила аш-Шинази. Са‘ид аш-Шинази и был, видимо, составителем всего текста шиназской стелы на могиле своего отца. Впервые установлено, что тексты обеих стел содержат отрывки из средневековой арабской поэзии. Авторами этих стихов являются халиф ‘Али б. Аби Талиб (ум. в 661 г.) и знаменитый мистик ‘аббасидской эпохи Мансур ал-Халладж (ум. в 922 г.). Стихи ал-Халладжа впервые зафиксированы в эпиграфике Дагестана.
Бытовавшая в Южном Дагестане практика включения исторических хронографов в тексты надмогильных памятников, несмотря на свою редкость, безусловно, свидетельствует об интересе, который проявляли к изучению истории представители интеллектуальной элиты дагестанского общества.
Подтверждается тезис о тесной связи эпиграфических памятников Дагестана с нарративными текстами».
Ознакомиться с текстом статьи можно по ссылке.
Источник: ФЛНКА