Нет повести печальней на свете…

Тот,  кто не увидел заброшенные, покинутые  села  Дагестана,  вряд  ли увидел  зрелища  более печальные, горестные.   О  них,  о  таких  селах,  много  написано  статьей и книг,  создано  документальных  фильмов.  Названия  ряда  сел  у  нас  на слуху. В    некоторые  из  них   сегодня прокладывают  туристические маршруты,  снимают  новые  репортажи.  Но  названия абсолютного  большинства  таких  сел  мало  о чем  говорят дагестанцам.  Разве  что,  благодаря  выходцам  из этих сел,  а также  энтузиастам,  мы имеем возможность  окунуться в эту  печальную  тему.  Вместе с  ними  как бы  походить  по  их  пустынным улицам  и  переулкам, слушать  журчание  осиротевших  родников  или  голос  свирели  одинокого  пастуха  с   таких же  молчаливых и грустных  альпийских  лугов  и пастбищ…      

Поводом  взяться  за перо  послужил  документальный  фильм  «Край мой  родной.  Кучхюр»,  созданный  талантливым  журналистом  Наримой  Джамаловой   и   директором  телекомпании  «Лидер ТВ. Касумкент», он же автор  съемок  и монтажа  Магомедом Магомедхановым.  Фильм, как  вы, наверное,  догадались,  посвящен селению  Кучхюр  Курахского  района. Это  родовое  село  известного  поэта и ашуга  Саида  Кочхюрского, восставшего  против жестокостей  и несправедливостей  своего времени.  Как известно,  Мурсал  хан выколол  ему глаза. В  стихотворении «Проклятие  Мурсал  хану»  есть  и  такие  строки:

«Будь  проклят свет, где  ты  рожден на свет.

Будь проклят свет, где тьма, где  правды  нет.

Кровавый  хан   источник наших бед,       

Скажи, докуда  нам терпеть, проклятый?» 

К  сожалению,  доподлинно неизвестно, где могила  Саида  Кучхюрского.  В фильме  показана сохранившаяся  стена   и  фундамент дома поэта.  Правда,  на  въезде в  Курахский район  на  огромном  каменном валуне закреплена  мемориальная  доска,  посвященная  памяти  Саида  Кучхюрского…  К сожалению,  не  обошлось и без  досадного  упущения – в  фильме  нет кадров, повествующих  еще об  одной  яркой личности из  этого селения – талантливом  журналисте, поэте, певце,  лезгинском Левитане, дикторе  Дагестанского  радио  Айдунбеке  Камилове,  рано  ушедшем  от  нас…  В  беседе  со мной  один  из  авторов фильма, выходец из  этого древнего села, Фазил  Асланов, который сопровождает съемочную  группу по  Курахскому  району  и  рассказывает о  Кучхюре,  сказал,  что  в настоящее время готовится вторая  часть фильма, где будет продолжен рассказ о  выдающихся  людях  Кучхюра.  И, естественно, повествование об Айдунбеке  Камилове  еще  впереди.

Возвращаясь  к истории  переселения таких сел, (жители  Кучхюра  переселились  на  новое место и  обосновали Новый Кучхюр,  переименованный позже в  Бугдатепе), отмечу, что в основном  две  причины  легли  в основу  такого  исхода. Первая, и,  наверное, основная,  причина  — сложнейшие  социально-бытовые  условия  в этих поднебесных, затерявшихся в  суровых горах  селах,  которые зачастую в  зимнюю  пору  оказывались  отрезанными  наглухо  от внешнего  мира. Конечно,  каждое из этих  сел  было  чем-то  знаменито,  здесь  кипела  жизнь. Несмотря  на трудные условия, каждый  находил  что-то  интересное для себя, был  занят  каким-то ремеслом.  Создавалась  своя  неповторимая инфраструктура  села.

В том же  Кучхюре, со слов Фазиля  Асланова,  функционировали  три мечети, кстати, хорошо, сохранились  стены  джума-мечети 11 века,  которая  была  одной из  красивейших мечетей  Дагестана. В селе было  шесть   мостов,  семь  родников. Светская  школа  открылась здесь еще в 1936 году.  Обветшало  выглядит  памятник  павшим в  боях  за родину в годы  Великой  Отечественной  войны кучхюрцам.  Около  180 человек  ушли из этого села  на фронт, почти  половина не  вернулась  с кровавых  полей  сражений…

С  большой  теплотой говорит  Фазил  Асланов об  Нажмудин муаллим, который много  лет  работал в  местной  школе. Нажмудин  муаллим  из  своих  средств  финансировал строительство памятника. Он  же  последним  покинул, словно  командир  бедствующего корабля,  родное село  при  переселении…

Основным  промыслом  жителей села  было  животноводство.  За  селом раскинулись  сенокосные  поля,  пастбища….

Вторая  причина,  побудившая горцев  покинуть родные села, зачастую  против  их воли, — решение  советских и партийных  органов  власти. На  эту  тему также много сказано, написано,  погрузиться в  нее  сейчас  не вижу  смысла. В  том  же  старом  Куруше в 1952   году  16 хозяйств  категорически  отказались  переселиться в  Хасавюртовский  район  на совершенно непригодные для  жизни земли.  Сегодня  в самом  высокогорном  населённом  пункте Европы проживают  более 600 человек! Куруш  не  обделен  вниманием туристов, поток которых  увеличивается с каждым  годом.

Очевидно, забота  о сохранении памяти об этих  селах  не должна стать  только  заботой энтузиастов  или просто  выходцев из  этих  сел. Не в каждом ведь  селе родились  большие  чиновники  или  олигархи. Даже если  и родились,  многие ли  них спешат  проявить заботу  о своей  малой родине?

Фильм  Наримы  Джамаловой  и  Магомеда  Магомедханова  «Край мой  родной.  Кучхюр» убеждает: в любом из таких  покинутых  сел  найдутся свои  Аслановы  и  Нажмудиновы — настоящие  патриоты, для  которых  память о  родине  предков  священна. Сердечное им спасибо!

Наверное,  возродить  покинутые  села никогда  не удастся.   В  этом,  может  быть, и нет  необходимости. Сердцем  мы  будем  их  любить,  но  разум  будет диктовать иную программу действий.  Важно, чтобы  в  этой  программе  были  несколько  пунктов,  обязательные для нас.  Они  не сложные.  Назову их.  Это  забота о  могилах  наших  родных  и  близких, которых  надо периодически проведать. Забота  о  родниках,  которые  также  требует  нашего внимания. Ислам  как религия, которая  родилась в пустынном климате, приписывает воде такие  качества, как  очищающий и  дарующий  жизнь ресурс. Сунна содержит множество требований  о  бережном  отношении к  воде. Приблизившись к роднику, необходимо искренне  поздороваться с ним!

Третье. Во  многих  покинутых селах, как, например, в  Кучхюре,  сохранились мемориалы (памятники),  посвященные  павшим  в Великой  Отечественной  войне односельчанам. Святой  долг хранить  память о  них в  чистоте. В прямом и  переносном  смыслах!

И  последнее.  В каждом из  таких сел  должен функционировать  гостевой дом. Чтобы  вернувшись из  странствий  дальних, мог посетить родное  село. Пожить там хотя бы  некоторое  время.  Погрузиться в звонкую  тишину и постараться услышать  зов  предков. И мы услышим ответы  на многие волнующие  нас   темы. В том числе на вопрос,  правильно  ли  мы  живем…

Вот на такие   мысли,  в  основном  пусть и   грустные,  навел  меня  просмотр  документального  фильма «Край  мой родной. Кучхюр».  Еще раз  искреннее спасибо  его  авторам!

Алюсет Азизханов

________________________

Фильм о селе Кочхюр: