«Летать не боялся, это же наша работа»

Он знает, каково это – постоянно находиться на грани между жизнью и смертью, когда очередной выход в небо может стать последним. Когда всё зависит только от тебя и твоего профессионального мастерства.

– За время испытаний мы потеряли очень многих ребят, – рассказывал Магомед Толбоев в недавнем интервью нашей газете. – Если в цифрах, то за 20 лет погибли 123 человека. У меня самого было 17 аварий, однако выжил – так, видимо, судьбе было угодно. Но летать не боялся, это же наша работа. Обыкновенная работа. Ты не думаешь о плохом, ты думаешь о выполнении задания: максимальные перегрузки на разрушение, максимальная скорость у земли, взлет-посадка при снеге, ливне, боковом ветре и т.д. Испытывали мы не только самолеты и истребители, летали на всем. Ту-134, например, я испытывал на автоматические посадки, Ту-154 –на посадки без двигателей, Ил-76 – на максимальную нагрузку. И так десятки раз.

Общий налет Толбоева – 2600 часов. При этом работу летчиков-испытателей нельзя сравнивать с работой пилотов пассажирских самолетов – десять часов в одну сторону, десять обратно. У первых полеты сопровождаются от трех минут на вертикалке (вертикально взлетающий самолет. – «ДП») и максимум до 40 минут, если речь идет о дальних расстояниях.

Космических полетов в его послужном списке не значится, хотя участвовал в космической программе и прошел полный курс подготовки в гагаринском Центре подготовки лётчиков-космонавтов. Был пилотом легендарной «волчьей стаи» – отряда, названного по имени командира Игоря Волка, членом экипажа «Бурана», куда зачисляли лучших из лучших. Собственно, прекращение работ по «Бурану» и помешало ему полететь в космос.

Отбор в космический отряд был жестким, трудным, вспоминал Магомед Омарович. И если по ряду показателей (физическая подготовка, здоровье, возраст и т.д.) ты подходил для зачисления в отряд космонавтов, впереди нас ждал еще один этап – мандатная комиссия. Это комиссия ЦК КПСС, которая изучает всю твою родословную. Подготовку он проходил в 1977 году вместе с Мусой Манаровым. Но Толбоева тогда не взяли: врачи указали на повреждение позвоночника, случившееся во время катапультирования. В «волчью стаю» попал уже в 1983-м, после чего 10 лет находился в отряде, пока его не расформировали в связи с прекращением работ по программе «Буран».

Магомед Омарович и сегодня в строю: сохраняет в свои 70 лет те же параметры, которые были при поступлении в Ейское училище в 1969 году. Ну и летает, разумеется. Правда, на маленьких самолетах – в Башкирию, Татарстан, Новгород, где сохранились аэроклубы. Его просят приехать, чтобы показать бездвигательные посадки, посадки с низкой и высокой глиссады, посадки с ветрами.

– Людей научили взлетать, садиться, а если что-то серьезное случится, они не знают, как выйти из ситуации. Вот был случай, произошла трагедия: двигатель отказал, и ребята погибли, сели непонятно где. А надо было садиться прямо в поле. Важно уметь подбирать с воздуха ровное место, но это опыт, – говорит летчик.

Магомед Толбоев – советский и российский военный и политический деятель, заслуженный лётчик-испытатель РФ, генерал-майор, доктор технических наук, один из основателей авиационно-космических салонов МАКС.

Да, и на-минуточку, Герой России!

Источник: Дагестанская правда