К большому сожалению, я не владею своим родным языком, но я его довольно неплохо понимаю. В моем случае, играет роль то, что я родилась не в селе, а в многонациональном городе, только мои взрослые родственники говорили на лезгинском. Знакомых сверстников, владеющих лезгинским, у меня практически не было, а русский язык позволяет мне общаться с людьми разных национальностей, соответственно, внимание неосознанно уделялось ему. И как оказалось, так думаю не я одна…
Спросив знакомых, я узнала, что так сейчас во многих семьях. Современная молодёжь считает, что необходимость в знании родного языка устарела. В следствии того, что эта проблема затрагивает все нации Дагестана, поток русскоговорящих растёт. Ко всему этому, городская молодёжь крайне редко использует родной язык в коммуникации с друзьями и близкими. Связано это с тем, что оно бывает очень многонациональным.
Нельзя не отметить отношение родителей к этому. Они играют огромную роль в том, насколько хорошо ребёнок знает свой язык. Чаще всего, в таких семьях, мы наблюдаем такую картину : родители не заинтересованы в том, что бы ребёнок изучал родной язык. Они сами порой не понимают, для чего им это знание. Точнее, не осознают, насколько оно важно. Ребёнок должен понимать, что благодаря знанию своего языка, его культурное наследие и живёт. За детьми и стоит будущее языка.
Опрошенными мною сверстникам был задан такой вопрос: «Как заинтересовать ребёнка в изучении родного языка?». И некоторые из них дали немного советов.
Например, предложили интересный вариант подталкивания ребёнка к изучению языка — можно играть с ним в некую игру : произнести слово на родном, и попросить ребёнка угадать, что оно значит, дать ему какую-то подсказку, а когда он поймет, попросить его повторить это слово на родном языке. Также периодически говоря с ребёнком, можно употреблять родную речь, и ребёнок, если не понимает какое-то слово, будет спрашивать что оно значит. Так его словарный запас будет расширятся. И соответственно, знание языка будет улучшаться.
Камилла Мехтиханова, студентка 3 курса отделения журналистики филологического факультета ДГУ.