Отчет главы муниципального района Сулейман-Стальский район» «Об итогах социально-экономического развития района за 2020 год и задачах на 2021 год»

Уважаемые депутаты, участники заседания!

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом муниципального района представляю Собранию депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации муниципального района за 2020 год.

В начале своего выступления хочу отметить, что отчетный, 2020 год стал  непростым годом для всего человечества. Мы столкнулись с новыми реалиями жизни, которые принесла с собой эпидемия коронавирусной инфекции.  Пришлось изменить свои планы и осуществлять исполнение своих полномочий в условиях ограничительных мер.

Нам удалось организовать необходимую работу по осуществлению комплекса мер профилактики распространения новой коронавирусной инфекции. В эти трудные дни на помощь органам местного самоуправления, работникам медицинских учреждений пришли меценаты, отдельные предприятия, индивидуальные предприниматели, волонтеры. Наш земляк, известный меценат Салман Магомедрасулович Бабаев выделил 2,5 млн. рублей для материального стимулирования врачей, медицинских сестер, работающих в «красной зоне», заводом минеральных вод «Рычал-Су» были выделены значительные финансовые средства для приобретения дезинфицирующих средств, медицинских костюмов и другого оборудования. В период острого дефицита индивидуальных защитных средств заместитель председателя Собрания депутатов муниципального района Аскеров Максим Маюдинович оказал благотворительную помощь по обеспечению медицинскими масками.

Одной из главных задач органов местного самоуправления на фоне эпидемии коронавирусной инфекции стала поддержка бизнеса. Принят ряд муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих снижение налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках своих полномочий предусмотрена отсрочка платежей по местным налогам и уплате арендных платежей. Оказывалось содействие в получении субъектами малого и среднего предпринимательства мер поддержки, принятых на федеральном и республиканском уровнях.

Несмотря на ограничительные меры из-за пандемии, в отчетном, 2020 году, в результате принятых администрацией муниципального района, ее структурными подразделениями, главами сельских поселений, в тесном взаимодействии с территориальными органами государственной власти, общественными формированиями, эффективных мер, удалось сохранить положительную динамику большинства показателей, дальнейшее наращивание

2

темпов экономического и социального развития района и обеспечить стабильную общественно-политическую обстановку.

В прошлом году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 1млрд. 732 млн. рублей, что на 133 млн. рублей больше показателя, достигнутого в 2019 году. Объем отгруженных товаров промышленными предприятиями района составил 1 млрд. 554 млн. рублей, или 112 процентов к уровню 2019 года.

В отчетном году произведено продукции сельского хозяйства на сумму более чем на 3 млрд. 598 млн. рублей, что на 428 млн. больше достигнутого показателя в 2019 году.

Одним из основных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления является объем налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней.

В отчетном году, в консолидированный бюджет муниципального района поступило собственных доходов в сумме 165 млн. 476 тыс. рублей. План по собственным доходам выполнен на 106,6 процентов.

В бюджет муниципального района поступило 134 млн.451 тыс. рублей, что составляет 104,4 % к плану и превышает прошлогодний уровень.

В общем объеме собственных доходов бюджета муниципального района неналоговые доходы составляют 11 млн. 839 тыс. рублей, что составляет 7 процентов к общему поступлению собственных доходов.

В 2020 году допущено незначительное снижение объемов налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет муниципального района к достигнутому уровню в истекшем, 2019 году. Данное снижение связано с выпадением более 10 млн. рублей из-за предоставленных налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, снижением кадастровой стоимости объектов капитального строительства физических лиц.

Общая задолженность по арендной плате за пользование муниципальными газовыми сетями составляет около 12 млн. рублей.

Выполнение плановых показателей поступления собственных доходов достигнуто благодаря усилиям ответственных структурных подразделений администрации муниципального района, практически всех глав сельских поселений.

Вместе с тем необходимо отметить, что в вопросах наращивания собственных налоговых поступлений остается много неиспользованных резервов.

Ежегодно на территории района увеличивается количество объектов розничной торговли, общественного питания, реализации строительных материалов, автозаправочных станций, автомоек и т.д. Однако многие из не состоят на налоговом учете и не уплачивают налоги.

Так, из 17 функционирующих автомобильных моек на налоговом учете в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя состоят только 4 объекта.

3

По состоянию на 1 января 2021 года задолженность физических лиц по имущественным налогам составляла 56 млн. 116 тыс. рублей, в отчетном году задолженность снижена на 22 млн. 309 тыс. рублей, что составляет всего 40 процентов к общей задолженности.

Земельный и имущественные налоги полностью поступают в бюджеты сельских поселений, и главы сельских поселений должны быть заинтересованы в погашении задолженности, наращивании собственных доходов. Резервы для этого имеются в каждом населенном пункте. Имеются немало незарегистрированных объектов капитального строительства, земельных участков, высоким остается уровень неформальной занятости населения.

В целях увеличения поступления собственных доходов и расширения налогооблагаемой базы в 2021 году необходимо:

— провести мониторинг земель, выделенных в долгосрочную аренду, на предмет эффективного использования и полноты уплаты налогов;

— продолжить осуществление комплекса мер по легализации теневого бизнеса путем эффективной работы мобильной группы по выявлению и постановке на учет лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность.

Одним из важных составляющих рыночной экономики является развитие малого и среднего предпринимательства. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого предпринимательства обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового продукта, наращивание доходов бюджета муниципального района, создание новых рабочих мест.

На территории района зарегистрированы 1100 субъектов малого предпринимательства.

Основное количество малых предприятий сосредоточено в сферах сельского хозяйства (29,4 %), торговли (26,2 %) строительства (5,6 %), транспорта (4,1 %), прочие услуги (34 %).

Оборот субъектов малого предпринимательства составляет 5 млрд. 283 млн. рублей, уплачено налогов в сумме 28 млн. 914 тыс. рублей, в том числе в бюджет муниципального района 18 млн. 513 тыс. рублей, что на 7 млн. 56 тыс. рулей меньше чем в 2019 году.

В 2020 году была продолжена работа по заключению трудовых договоров с неформально занятым населением. В результате проведенных мероприятий при плане 455 человек, заключены 845 трудовых договоров. Ежедекадно формировался регистр работников, заключивших трудовые договоры, а также реестр индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств, поставленных на налоговый учет.

В условиях экономического кризиса предпринимательское сообщество тоже должно чувствовать ответственность за социально-экономическое развитие района. В районе имеется немало случаев, когда отдельные предприниматели и состоятельные наши земляки активно участвуют в благоустройстве населенных пунктов, оказывают финансовую поддержку объектам образования,

4

здравоохранения, материально поддерживают спортсменов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Разрешите мне выразить им огромную благодарность.

К глубокому сожалению, в районе имеется немало случаев, когда представители малого предпринимательства нарушают требования градостроительного законодательства, осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.

Уважаемые депутаты! Важным направлением деятельности администрации муниципального района является управление муниципальным имуществом и регулирование земельных отношений.

В отчетном году продолжалась работа по формированию необходимой нормативно-правовой базы для регулирования земельных и имущественных отношений.

В рамках реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведена

определенная работа по упорядочению вопросов, связанных с управлением муниципальным имуществом, разграничением государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Общая стоимость муниципального имущества составляет более 2млрд. рублей. В реестре муниципального имущества по состоянию на 1 января 2020 года находится 256 объектов недвижимого и 24 единицы движимого имущества.

В отчетном году заинтересованные структурные подразделения администрации муниципального района активно участвовали в осуществлении мероприятий по кадастровой оценке земель и объектов капитального строительства.

В 2020 году осуществлены мероприятия по проведению комплексных кадастровых работ в двух кварталах.

В целях эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в прошлом году проведены торги по предоставлению в аренду 54 земельных участков на площади 1632 гектара.  От реализации права на аренду земель в бюджет муниципального района поступили денежные средства в сумме более 530 тыс. рублей. В отчетном году продолжалась работа по актуализации сведений по земельным участкам и объектам недвижимости. По состоянию на начало 2021 года из 20655 земельных участков прошли государственную регистрацию 15661 земельный участок, что составляет 76 процентов. Актуализированы сведения по 9328 объектам или 75% к общему количеству.

Неудовлетворительную в этом направлении проводится администрациями сельских поселений «сельсовет «Касумкентский» (53%), «сельсовет «Шихикентский» (57%), «село Хпюк» (58%).

В прошлом году проведена значительная работа по разграничению собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

В то же время необходимо усилить контроль за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.

5

Необходимо отметить, что проводимая работа администрациями муниципального района, сельских поселений, муниципальным бюджетным учреждением «Управление муниципального имущества и землепользования», главами сельских поселений по наведению порядка в вопросах эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения остается крайне недостаточной.

Сегодня на федеральном и республиканском уровнях соблюдению земельного законодательства уделяется самое серьезное внимание.

Временно исполняющий обязанности Главы Республики Дагестан Сергей Алимович Меликов считает одним из важных и проблемных — вопросы регулирования земельных отношений. Мною поручено соответствующим должностным лицам провести инвентаризацию всех земельных участков на территории района и по результатам внести конкретные предложения. Земля должна эффективно работать и приносить доход. К нашему глубокому сожалению, сотни гектаров плодородной земли годами не используются. Во многих случаях она закреплена за конкретными лицами. Сегодня из-за отсутствия земельных участков мы не имеем возможности строительства объектов образования, культуры, медицины, спорта во многих наших населенных пунктах. В текущем году общими усилиями мы обязаны навести должный порядок в данном вопросе.

Инвестиции и капитальное строительство

Приоритетным направлением инвестиционной политики администрации муниципального района является стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций с целью обновления производства и инфраструктуры территории, повышения уровня занятости населения.

Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2020 году составил более 1 млрд. 408 тыс. рублей.

Индекс роста объема инвестиций за отчетный год составил 106,9  процентов.

В рамках республиканского проекта «100 школ» проведен капитальный ремонт в 4 общеобразовательных организациях района (Касумкентская сош № 1, Корчагская сош, Герейхановская сош №1, Новомпкинская сош) на общую сумму 8 652 225  рублей.

Из них за счет средств:

— республиканского бюджета- 8 млн. рублей

— местного бюджета- 400 тыс. рублей

— частных инвестиций- более 1 млн. 946 тыс. рублей

В отчетном году в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном районе на 2019-2024 годы» созданы общественные территории с детскими площадками в населенных пунктах Ашага-Стал, Герейхановское и Эминхюр. Общая площадь благоустроенных территорий составляет 7821 кв. м. Благоустроены обелиск

6

павшим воинам в с. Ашага-Стал, 2 сквера в населенных пунктах Герейхановское и Эминхюр. На эти цели были предусмотрены средства в размере около 9 млн. рублей.

В отчетном году подготовлены и утверждены проекты благоустройства двух общественных территорий в населенных пунктах Куркент и Нютюг.

В 2020 году в рамках муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального района на 2019-2022 годы» асфальтированы улицы в населенных пунктах Карчаг, Испик, Орта-Стал и Чухверкент. Общий объем выполненных работ составляет 22 млн. 547 тыс. рублей.

В текущем году в рамках данной программы будут осуществляться строительство объездной дороги в с. Ашага-Стал, асфальтирование улиц в населенных пунктах Касумкент, Ашага-Стал-Казмаляр и Даркуш-Казмаляр на общую сумму более 26 млн. рублей.

На строительство группового водопровода «Сардаркент-Даркуш-Казмаляр» в 2020 году было выделено 103 млн.523 тыс. 540 рублей.

На объекте завершены работы по укладке магистрального водопровода и ответвлений к населенным пунктам.

В настоящее время ведутся работы по строительству внутренних объектов водоснабжения в селении Касумкент. Имеются подготовленные проекты строительства внутрипоселковых водопроводных сетей в населенных пунктах Куркент, Новая Мака и Орта-Стал.

Также подготовлены проектные документы на строительство школы на 150 ученических мест во 2-м отделении совхоза, детского сада на 100 мест в с. Даркуш-Казмаляр.

В рамках республиканского проекта «Местные инициативы» благоустроена детская спортивная площадка в селении Зизик на общую сумму 1 млн. 860 тыс. рублей.

В настоящее время ведется работа по подготовке необходимых документов для участия в данной программе на 2021 год.

Надо признать, что главы сельских поселений, соответствующие должностные лица администрации муниципального района не проявляют должной инициативы. Государство нам предоставляет возможность строительства и благоустройства объектов социального назначения. Из-за недостаточной квалификации наших работников мы пользуемся данной возможностью крайне недостаточно.

В прошлом году активно продолжалась работа по асфальтированию улиц в населенных пунктах района за счет средств районного дорожного фонда. В населенных пунктах Касумкентского, Алкадарского, Куркентского, Карчагского, Даркушказмалярского, Юхаристальского сельских поселений асфальтировано 17 улиц на общую сумму 27 млн. 904 тыс. рублей.

Одним из важных и крупных инвестиционных проектов на территории района остается строительство группового водопровода «Сардаркент-Даркуш-Казмаляр». На данном объекте в отчетном году освоено более 100 млн. рулей.

7

В рамках федеральной целевой программы «Комплексное развитие сельских территорий» завершено строительство школы на 110 ученических мест в с. Аалкадар, спортивной площадки в с.Эминхюр, ведется строительство школы на 400 ученических мест в с. Ашага-Стал-Казмаляр,  газификация населенных пунктов Кахцуг и Ичин, строительство объектов водоснабжения и водоотведения в с. Касумкент.

Градостроительство и ЖКХ

Важными для населения района в повседневной жизни являются вопросы газификации, электрификации, водоснабжения, благоустройства населенных пунктов.

В 2020 году в рамках федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий» проведена газификация населенных пунктов Ашага-Картас, Юхари-Картас, Ичин, а также микрорайон с. Эминхюр.

В населенных пунктах Буткент, Зухрабкент, Испик, Сальян, Хтун, Шихикент еще в 2012-2013 годы построены подводящие газопроводы, газ подведен к школам, своими силами подключены к газопроводу часть домовладений, а другая половина населенных пунктов до сих пор не газифицирована. Мы неоднократно обращались к руководству республики по данной проблеме.

Отсутствуют внурипоселковые газопроводы в Новом Мамраче, практически во всех крупных населенных пунктах за последние годы образовались новые микрорайоны, которые не газифицированы.

Состояние обеспеченности населения района электроэнергией остается неудовлетворительной. За последние десятилетия население района увеличилось, образовались более 30 новых микрорайонов, а электрические сети остаются прежними.

За последние годы администрацией муниципального района, сельскими поселениями проводились определенные работы по проведению электропроводов, замене трансформаторных подстанций. Однако эти мероприятия не решают основные проблемы.

В районе был проведен аудит объектов электроснабжения с привлечением специалистов из других регионов, приняты программы по снижению потерь и повышению надежности электросетевого комплекса. В рамках этих программ в текущем году на территории района должны быть осуществлены мероприятия по реконструкции линий электросетей в 23 населенных пунктах.

За последние годы во многих населенных пунктах района усугубилась ситуация с обеспечением питьевой водой. С учетом этого в районе ведется строительство группового водопровода «Сардаркент-Даркуш-Казмаляр». Данный крупный проект практически завершен. Построены очистные сооружения, магистральный водопровод. Для подачи воды необходимо построить внутрисельские водопроводные сети. Данная работа в настоящее время осуществляется в селении Касумкент, имеются проектно-сметные

8

документы для строительства водопроводных сетей на территориях Куркентского, Орта-Стальского, Ашага-Стальского и Новомакинского сельских поселений. Необходимо принять меры для подготовки необходимых документов и для других поселений, находящихся по трассе, прохождения магистрального водопровода.

К сожалению, с вводом в эксплуатацию данного водопровода все проблемы с водоснабжением населения района не решаются. Сегодня остро стоит проблема с питьевой водой во многих населенных пунктах в горной части района. Нам необходимо искать пути решения данной проблемы.

За последние годы актуальной становится проблема обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с федеральным законодательством с 2019 года сбором и вывозом твердых коммунальных отходов должны заниматься региональные операторы. К сожалению, в реальности этого отсутствует. Региональный оператор со своими обязанностями не справился, и мы вынуждены сами обеспечить эту работу. Пока нам это удается. Мы вынуждены изыскать большие финансовые средства для обеспечения бесперебойного вывоза бытового мусора. Платежи населения являются мизерными, и они не покрывают расходы на транспорт, оплату рабочим, содержание полигона для отходов. К сожалению, многие жители района, целые населенные пункты не производят оплату за вывоз мусора. Мы же ежемесячно производим оплату за газ, электроэнергию. Сбор и вывоз мусора тоже является услугой и она во всем мире   платная.

В соответствии с Законом Республики Дагестан «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и о порядке его предоставления данным категориям граждан» и Жилищным Кодексом Российской Федерации, в администрация муниципального района ведется учет нуждающихся в жилых помещениях.

На 1 января 2021 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 478 человек.

Экономика

Состояние бюджета муниципального района, решение социальных вопросов на территориях сельских поселений, да и благополучие каждого жителя района определяются уровнем экономики.

Основной отраслью экономики района было и остается сельское хозяйство. Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 27                            сельскохозяйственных предприятий, 47 крестьянско-фермерских хозяйств, 960 арендаторов и более 20 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. В отчетном

9

году сельхоз товаро­производителями района, произведено 5730 тонов зерна, 19330 тонов плодов, 14396 тонов винограда. Показатели производства всех видов сельхозпродукции превышают прошлогодний уровень. Под урожай текущего года посеяно 2245 га озимых зерновых культур.

В районе налажено производство, переработка и расфасовка ценной крупяной культуры полбы.

На сегодня во всех категориях хозяйств района площадь садов составляет 3656 га, в т.ч. плодоносящие-2498 га, из них 285 га-интенсивные, на 920 гектарах применяется капельное орошение. В 2020 году заложены сады на площади 321 га, весной текущего года- 394 га.

В результате реализации инвестпроектов созданы высокоэффективные сельскохозяйственные предприятия как ООО «Полоса», «Члар», «Зардиян», «Восход», «Садовод» и другие.

Несомненно, самым крупным и уникальным инвестиционным проектом является «Стальские сады». По состоянию на 1 января 2021 года на балансе ООО «Полоса» 860 гектаров садов, в т.ч. 260 га суперинтенсивные яблоневые сады и 600 га фундуковый сад.

В планах инвестора строительство современного плодохранилища емкостью 50 тыс. т. единовременного хранения плодов от 6 до 12 месяцев, размер предпологаемых инвестиций 3 млрд. рублей.

Высокими темпами в районе идет закладка насаждений фундука и грецкого ореха. Площади фундуковых садов составляет 640 гектаров, а грецкий орех посажен на 135 гектарах.

За последние годы в районе интенсивно развивается отрасль виноградарства, увеличиваются площади и валовые сборы винограда.  Производство винограда за последние 5 лет увеличилось более чем в 3 раза.

За сравнительно короткий срок в районе наметилась устойчивая тенденция по возрождению виноградарства, созданы такие сравнительно крупные виноградарческие хозяйства как ООО «Агро-Дербент», «Гюльгери-вац1», «Зардиян», «Ч1ереяр» и другие.

В районе функционируют 13 тепличных хозяйств с общей площадью более 11 гектаров. В отчетном году на площади 1,7 га построены новые теплицы, продолжается строительство тепличного комплекса площадью 3,5 га.

В целях развития животноводства на участке «Векеляр» создано ООО «Векеляр», запланировано строительство животноводческого комплекса на 400 дойных коров и современного цеха по переработке молока.

Ведутся работы по инфраструктурному обеспечению производства: построена 4 км. дороги, электролинии протяженностью 1,6 км., проложен водопровод-2 км., построен водосборник на 500 кубических метров воды, подготовлена проектно-сметная документация по газификации.

В районе за последние годы созданы и ряд других объектов животноводства, где успешно занимаются разведением скотоводства и овцеводства.

10

Необходимо отметить, что аграрный сектор в районе развивается в основном за счет частных инвестиций. В то же время они пользуются возможностями государственных программ.

В 2020 году сельхозпредприятия района в виде субсидий получили около 160 млн. рублей. В данном направлении проводимая работа остается недостаточной. Сегодня функционируют десятки федеральных целевых программ по стимулированию развития аграрного сектора. А мы этими возможностями не пользуемся. Основным показателем эффективности работы курирующих заместителей главы администрации муниципального района, руководителей структурных подразделений должно быть состояние участия в соответствующих федеральных и республиканских программах.

В целях улучшения обеспечения сельхозтоваропроизводителей поливной водой проведены очистительно-восстановительные работы на «Чиляр-Кубу» протяженностью 3 км., на Аламишинском канале-8 км., на текущий год запланированы ремонтные работы на ряде объектах мелиоративной сети района.

К сожалению, и эти мероприятия не решают в полном объеме накопившиеся десятки лет проблемы. Низкой остается техническая оснащенность Самур-Гюргейчайского филиала, отсутствуют достаточные финансовые средства. В то же время из года в год расширяются поливные площади, из-за климатических изменений уменьшается водность наших рек. И в результате возникают трудности с поливом сельскохозяйственных культур. Ситуация очень сложная. Но и в этих условиях можно найти пути решения проблем. Для этого необходимо перестроить работу коллектива Самур-Гюргенчайского филиала, управления сельского хозяйства, глав сельских поселений, руководителей сельскохозяйственных предприятий.

Необходимо отметить, что за последние годы в развитии сельского хозяйства района произошли положительные изменения: успешно восстанавливаются площади садов, виноградников, наращивается производство сельскохозяйственной продукции, в аграрном секторе создаются современные предприятия, улучшается техническая оснащенность.

Однако эти темпы не соответствуют нашим реальным возможностям, низкой остается эффективность использования земельных ресурсов, неудовлетворительно занимаются вопросами семеноводства, плодопитомничества, племенного дела, улучшения плодородия земель и защиты растений.

Сегодня в сфере сельскохозяйственного производства нет должного учета производимой продукции, площадей под культурами, поголовья скота и птиц.

Первому заместителю главы администрации Оруджеву Л.А., начальнику управления сельского хозяйства Бабаеву М.М. необходимо принять более действенные меры по обеспечению устойчивого и интенсивного развития аграрного сектора района. 

11

Образование

Уважаемые депутаты и приглашенные!

 

Вопросы деятельности образовательных организаций, совершенствования учебно-воспитательного процесса, обеспечения необходимого уровня санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности объектов образования неоднократно рассматривались на заседаниях Собрания депутатов, администрации муниципального района, оперативных еженедельных совещания

В районе в отчетном году функционировало 60 образовательных организаций, в том числе 26 средних, 9 основных и 6 начальных школ, 13 детских дошкольных учреждений, 7 учреждений дополнительного образования детей.

В образовательном процессе участвовали 1318 педагогов и тренеров. Из них 30 педагогов имеют звание «Заслуженный учитель Республики Дагестан», 156 — награждены знаком «Отличник образования», 143 педагога удостоены звания «Почетный работник общего образования РФ».

Прошлый 2019-2020 учебный год был особенным. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях распространения новой коронавирусной инфекции образовательные организации  с марта до конца учебного года перешли на дистанционное обучение. В целом педагогические коллективы образовательных организаций успешно справились с этой задачей.

В отчетном году и сдача единого государственного экзамена прошла в особых условиях. 162 выпускника общеобразовательных школ, желавшие поступить в вузы, сдали единый государственный экзамен.

Руководству управления образования, директорам школ, педагогам-предметникам, да и всем родителям выпускников необходимо сделать серьезные выводы и более ответственно подойти к сдаче государственных экзаменов в текущем году. Данный показатель должен стать определяющим для оценки деятельности отдела образования, руководителей образовательных учреждений, учителей-предметников.

В школах района немало педагогов, которые своей преданностью избранной профессии и упорному труду завоевали уважение и авторитет в своих коллективах, районе и республике.

В 2020 году 23 педагога стали победителями и призерами муниципального этапа профессиональных конкурсов, четверо из них участвовали на республиканском этапе.

Многие учащиеся школ района достойно выступили на республиканских конкурсах и олимпиадах.

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в прошлом учебном году по 19 предметам участвовали 2129 обучающихся, 209 из которых стали победителями и призерами. Победителями и призерами республиканского этапа олимпиады стали четверо учащихся, а ученик 9 класса Новопоселковой средней школы Тагиров Шамил победителем

12

республиканского этапа и занял 3-е место на олимпиаде по математике  Северо-Кавказского федерального округа.

Сфера образования для руководства муниципального района была и остается самой приоритетной. За отчетный период администрацией муниципального района осуществлены все необходимые меры для нормального функционирования всех объектов образовательной сферы.

В отчетном году в 6 общеобразовательных организациях в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации проведены мероприятия на общую сумму 8 570 420 рублей.

В отчетном году сдана новая школа в селе Аликент, завершено строительство школы в селе Алкадар, к началу нового учебного года введут в эксплуатацию школа на 400 ученических мест в с. Ашагастальказмаляр.

На базе 6 общеобразовательных средних школ района созданы центры «Точка роста». В каждой школе обустроены функциональные зоны: учебные кабинеты по предметным областям «Технология», «математика и информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Кабинеты оснащены инвентарем шахматной зоны, изучения основ безопасности жизнедеятельности, оказания первой помощи.

Школы района в отчетном году получили 6 новых школьных автобусов для перевозки детей.

Сегодня немыслимо предоставление качественных образовательных услуг без развитой системы дошкольного образования.

В функционирующих 13 детских садах воспитываются 1289 ребенка, что составляет не более 20 процентов от общего количества детей дошкольного возраста.

Количество детей от 0 до 7 лет по данным центральной районной больницы -3785, а по данным сельских поселений 5595, в электронной очереди на получение места в дошкольных образовательных организациях зарегистрировано 1904 ребенка.

Необходимо отметить, что в деятельности управления образования, руководителей образовательных организаций остаются существенные недостатки в вопросах совершенствования учебно-воспитательной работы, повышения ответственности педагогических кадров.

Нам необходимо продолжить работу по обновлению руководящих кадров в образовательных учреждениях.

Здравоохранение

Уважаемые  депутаты и приглашенные!

Вопросы охраны здоровья наших граждан, укрепления материально-технической базы медицинских учреждений, повышения ответственности работников здравоохранения были и остаются для нас приоритетными.

13

Отчетный, 2020 год для работников здравоохранения был особенным. В условиях распространения коронавирусной инфекции им приходилось оперативно принимать нестандартные решения.

Надо признать, что работникам медицинских учреждений удалось справиться со сложными задачами. В трудные дни и месяцы они практически не уходили с больничных палат, рискуя своим здоровьем и жизнью, показали свое профессиональное мастерство и проявили лучшие человеческие качества.

В 2020 году основное внимание в целях обеспечения охраны здоровья населения, улучшения демографической ситуации  было  уделено  выполнению целевых программ «Безопасное материнство», «Здоровый ребенок», «Вакцинопрофилактика», «Борьба с туберкулезом», «Борьба с вичинфекцией»

В состав  центральной районной больницы входят:

— стационар на 187 коек;

— поликлиника на 200 посещений за смену;

— Герейхановская участковая больница на 10 коек;

— 9 сельских врачебных амбулаторий;

— 27 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов.

В 2020году построен модульный фельдшерско-акушерский пункт в с. Испик, идет капитальный ремонт Герейхановской участковой больницы, в текущем году начали ремонт детской поликлиники по программе «Бережливая поликлиника».

Завершено строительство капитального помещения для установки компьютерного томографа, на днях состоится его торжественное открытие.

В отчетном году центральная районная больница получила медицинское оборудование на общую сумму 74 млн. 512 тыс. рублей.

В частности, приобрели систему компьютерной томографии, аппарат искусственной вентиляции легких, видеоэдоскоп, аппарат рентген передвижной, автомобиль скорой помощи и др. оборудование.

В результате проводимой эффективной профилактической работы  снизились показатели  детской  и материнской смертности.

Как показывает анализ, на первые места среди причин смерти выходят болезни органов кровообращения и онкология. Поэтому необходимо принять действенные меры по вовлечению общей лечебной сети раннего активного выявления онкологической патологии, обратить внимание на качество проводимых профилактических осмотров туберкулеза и других социально-значимых заболеваний.

На сегодня ситуация с заболеваемость ковидом в районе стабильная и контролируемая, но опасность новых проявлений инфекции существует. Поэтому, первоочередной задачей руководства центральной районной больницы, органов местного самоуправления да и всей общественности района является максимальный охват населения района вакцинацией. Пока это крайне важное мероприятие в районе проходит на недостаточном уровне. Нам необходимо принять все необходимые меры для формирования в районе коллективного иммунитета к середине лета текущего года.

14

21 апреля текущего года в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин особое внимание обратил вопросам развития здравоохранения, в частности говорил о необходимости проведения всеобщей диспансеризации населения с июля текущего года.

Нам всем, и в том числе жителям района необходимо в корне изменить отношение к прохождению всеобщей диспансеризации. Мерами профилактики и ранней диагностики можно значительно снизить риск распространения инфаркта, инсульта, онкологических заболеваний. В этом плане нам совместно с новым главным врачом центральной районной больницы Джафером Курбанисмаиловичем необходимо принять более эффективные меры по обеспечению охраны здоровья наших граждан.

 Социальная защита населения

Вопросами социального обслуживания населения занимаются ряд учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития РД, Дагестанскому Отделению Пенсионного Фонда РФ, Фонду социального страхования по Р

В соответствии с действующим законодательством, органами социальной защиты населения проделана определенная работа по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жертв политических репрессий, многодетных семей и других льготных категорий населения.

Указанным категориям граждан произведены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на сумму более 82 млн.рублей.

На учете в управлении социальной защиты населения состоит 4873 получателя ежемесячного пособия на детей.

За прошлый год:

— ежемесячное пособие на ребенка выплачено в  сумме 23 млн. 119 тыс. рублей, пособие по уходу за ребенком — 58 млн. 1788 тыс.рублей;

— единовременное пособия  по случаю рождения ребенка — 5 млн. 213 тыс. руб.

Работниками Комплексного центра обслуживания населения оказано услуг на дому более 1500 гражданам, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В центре функционируют 7 отделений различной целевой направленности, которые занимаются выявлением граждан, нуждающихся в социальном обслуживании 

15

Занятость 

В прошлом году органами местного самоуправления совместно с центром занятости населения проделана определенная работа по реализации дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда.

За 2020 год в центр занятости обратилось за предоставлением государственных услуг 4803 человека, в качестве безработных зарегистрировано 4500 человек, пособие по безработице получают 897 человек.

Важным итогом прошлых лет является сохранение инвестиционного вектора развития района. В районе задействованы различные инвестиционные проекты. С каждым годом объем привлекаемых частных инвестиций в экономику и социальную сферу района увеличивается. На рынок труда оказывает позитивное влияние реализация на территории крупных инвестиционных проектов.

В районе проводится работа по содействию развитию малого предпринимательства и само занятости безработных граждан.

Проведенная работа и принятые меры в области социально-экономического развития позволили сохранить относительно стабильное положение дел на рынке труда района.

Согласно данным мониторинга, из числа граждан, обратившихся в Центр занятости населения в муниципальном районе и зарегистрированных в качестве безработных в целях поиска работы, было оказано содействие в трудоустройстве более 2898 человек. В том числе: 1176 человек были направлены на свободные рабочие места и вакантные должности, заявленные работодателями в Центр занятости населения, 953 человека – на временные рабочие места, включая общественные работы, 339 подростков в возрасте от 14 до 18 лет трудоустроились в свободное от учебы время, 278 человек – за пределами Дагестана, в том числе в рамках отдельных соглашений и договоров, заключенных с органами государственной службы занятости населения субъектов РФ.

Также в 2020 году трудоустроена молодежь в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые-35 человек.

Отобраны, подготовлены и направлены из числа безработных граждан 25 человек на профессиональное обучение по их избранным профессиям.

В 2020 году была оказана услуга по содействию переобучении граждан предпенсионного возраста и 12 граждан направлены в различные учебные заведения.

На открытие собственного дела 9 безработных получили денежные средства в размере 96 тыс. человек.

Однако указанные меры остаются недостаточными для кардинального улучшения ситуации с занятостью населения. В этих целях органам местного самоуправления муниципального района совместно с Центром занятости населения необходимо более серьезно заниматься вопросами снижения

16

напряженности на рынке труда, обеспечить целевое использование средств, выделенных на оказание безработным гражданам финансовой помощи в рамках федеральных и республиканских целевых программ на развитие малого предпринимательства и само занятости.

Культура, спорт, молодежная политика

Уважаемые коллегии!

В 2020 году государственная политика в сфере культуры района проводилась в едином комплексе с другими направлениями социальной политики, рассматривалась как ключевой компонент развития района в целом.

Сохранение единого культурно-информационного пространства и обеспечение населения качественными культурными услугами — основная цель функционирования отрасли.

В сфере культуры района функционируют: Центр традиционной культуры народов России с 36 филиалами клубного типа, централизованная библиотечная система с 27 филиалами, два учреждения дополнительного образования (художественная и музыкальная школы), муниципальный краеведческий музей, музей Гасана Эфенди Алкадарского, музей Етима Эмина, музей Победы в с.

Цмур, пришкольные музеи в Юхаристальской, Герейхановской № 1, Новомакинской и Эминхюрской общеобразовательных школах.

В отчётном году работникам учреждений культуры района пришлось работать в условиях ограничительных мер, обусловленных   пандемией коронавирусной инфекции и многие мероприятия прошли в онлайн-режиме с использованием сайтов и социальных сетей.

Ведется целенаправленная работа по возвращению к жизни многих народных обычаев, праздников, фольклора, возрождаются традиционные виды ремесел. Проводится большая работа по сбору краеведческого материала, связанного с историей родного района.

Учреждениями культуры проделана значительная работа по оказанию услуг в сфере культуры. Творческие коллективы неоднократно участвовали в зональных и республиканских конкурсах и фестивалях.

Администрацией муниципального района уделяется необходимое внимание проблемам учреждений культуры. В частности, проведены ремонтные работы во Дворце культуры имени И.Г. Тагирова, приобретены музыкальные инструменты и необходимое оборудование, национальные танцевальные формы.

Надо признать, что в целом материально-техническая база объектов культуры, находящихся на территориях сельских поселений, не соответствуют стоящим перед культурой задачам. Они все находились на балансе сельских поселений. Бюджеты сельских поселений не располагают возможностями для улучшения материально-технической базы учреждений культуры. В целях активизации деятельности учреждений культуры на местах с начала текущего года в соответствии с соглашениями они переданы в сферу управления

17

муниципального района. Финансово-экономическому блоку администрации муниципального района совместно с отделом культуры необходимо детально разобраться в вопросах оплаты труда работников учреждений культуры, укрепления их материально-технической базы. В этих целях нам необходи

использовать возможности федеральных и республиканских целевых программ в сфере развития культуры.

За отчетный период органами местного самоуправления муниципального района проведена определенная работа по  реализации молодежной политики и дальнейшему развитию физической культуры и спорта.

В 2019 году проведено более 30 общерайонных соревнований по различным видам спорта, и наши спортсмены участвовали в различных зональных, республиканских и всероссийских соревнованиях.

В районе функционируют 117 спортивных сооружений различного профиля, из них:

— 16 спортивных залов;

— 24 приспособленных зала;

— 77 плоскостных спортивных сооружений.

В отчетном году  сдали в эксплуат строится спортивная площадка в с. Эминхюр, мини футбольное поле в с. Шихикент.

В районе функционируют 4 детско-юношеских спортивных школы, в которых работают 73 тренера-преподавателя по 11 видам спорта.

Хороших результатов добились сборные команды района по боксу,, дзюдо, вольной борьбе, гиревому спорту. Сборная команда по армспорту заняла первое общекомандное место в республике.

В отчетном году из-за ограничительных мер не состоялись многие спортивные мероприятия, предусмотренные календарным планом на 2020 год.

В 2020 году многие воспитанники спортивных клубов, выходцы нашего района стали победителями и призерами престижных турниров республиканского и всероссийского уровня.

Дальнейшее развитие получили в районе пропаганда и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Успехам наших спортсменов дали должную оценку и на уровне Министерства Физической культуры и спорта Республики Дагестан. Наш район занял  призовое место в республиканском смотре-конкурсе 2020 года на лучшую организацию работы по развитию физической культуры и спорта

В районе функционируют 4 детско-юношеские спортивные школы. Отдельные тренеры из года в год добиваются хороших результатов. Однако в целом учебно-воспитательная и тренировочная работа в этих учреждениях нас не удовлетворяет. Раздутые штаты, необоснованные оклады и без конкретных результатов. Мы проводили оптимизацию штатной численности тренерского состава. Видимо, соответствующие структуры и должностные лица не проявили должной принципиальности и ответственности. Более конкретный анализ их

18

деятельности будет осуществлен на очередном заседании коллегии администрации муниципального района.

В отчетном году в органах местного самоуправления муниципального района проведена значительная работа по реализации молодежной политики. Представители Молодежного парламента приняли активное участие в различных общероссийских, республиканских и районных мероприятиях.

В районе действует 9 волонтерских отрядов на базе образовательных организаций, в 2019 году два из них принимали участие в республиканском конкурсе «Лучшие из лучших».  Управлением образования, отделом архитектуры, строительства и ЖКХ совместно с молодежным парламентом в отчетном году проведен первый этап традиционной ежегодной экологической акции «Молодежь за чистое село».

Вместе с тем, необходимо отметить, что нам пока в районе не удалось обеспечить организацию работы с молодежью на должном уровне. В комитете по спорту, туризму и делам молодежи нет должностного лица, персонально ответственного за данный участок работы, коллективная работа молодежного парламента заменяется энтузиазмом и активностью отдельных активных его членов, отсутствует системная работа, главы сельских поселений вопросами молодежной политики на своих территориях занимаются крайне недостаточно.

Кадровая  работа

В значительной степени эффективность работы, результативность деятельности муниципалитета, его структурных подразделений по исполнению полномочий, предусмотренных законодательством, во многом зависит от уровня профессиональной подготовки работников органов местного самоуправления муниципального района.

За отчетный год в органах местного самоуправления муниципального района проведена определенная работа по укреплению кадрового потенциала.

В соответствии с муниципальной целевой программой «Развитие муниципальной службы муниципального района на 2020-2022 годы» 8 работников органов местного самоуправления муниципального района в прошлом году прошли повышение квалификации в Дагестанском кадровом центре по различным направлениям. Обучение муниципальных служащих также прошли по вопросам организации торгов и муниципальных закупок, внедрения системы электронного документооборота, обеспечения информационной работы по профилактике экстремизма и терроризма.

Мы продолжаем работу по омоложению кадрового состава в структурных подразделениях администрации, практикуется конкурсный отбор муниципальных служащих на вакантные должности.

В целях повышения эффективности работы в 2020 году мы были вынуждены принять меры по укреплению руководства отдельных структурных

19

подразделений администрации муниципального района, проведена работа по оптимизации численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений. Эта работа будет продолжена и в текущем году.

Вместе с тем, в вопросах кадрового укрепления органов местного самоуправления муниципального района и сельских поселений имеются  недостатки. Многие участки муниципалитета не справляются со своими полномочиями из-за низкой квалификации ответственных  должностных лиц. Нередки факты нарушения исполнительской дисциплины со стороны сотрудников администрации муниципального района.

Нарушаются сроки рассмотрения обращений граждан, служебной корреспонденции, поручений главы муниципального района. В отчетном году эти вопросы неоднократно были рассмотрены на заседаниях, аппаратных совещаниях, ряд сотрудников понесли дисциплинарные взыскания.

В структурных подразделениях администрации муниципального района не практикуется использование наставничества как элемента формирования кадрового резерва.

Недостаточной остается работа по оформлению необходимых правовых актов, связанных с поступлением на работу, заключением трудовых договоров, ведением личных дел работников в муниципальных учреждениях района и в администрациях сельских поселений.

Приоритетными направлениями формирования и укрепления кадрового состава          муниципальной службы в текущем году являются:

— назначение на должности муниципальной службы и руководителей муниципальных учреждений высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетенции;

— содействие продвижению по службе муниципальным служащим;

— создание кадрового резерва и его эффективное использование;

— оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;

— применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работа с кадрами при ее прохождении.

Работа с обращениями граждан

 Одним из важных направлений деятельности органов местного самоуправления муниципального района является рассмотрение письменных и устных обращений граждан.

За отчетный период в органах местного самоуправления муниципального района была продолжена и постоянно совершенствуется работа с обращениями граждан.

Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом     «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

20

За отчетный период в адрес главы муниципального района поступило 283 письменных обращения, что на 25  меньше чем в 2019 году.

Из общего количества обращений из Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан поступило 29 заявлений граждан против 48 в 2019 году.

Анализ поступивших обращений граждан показывает, что по прежнему актуальными вопросами для большинства заявителей являются проблемы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, вопросы предоставления земельных участков, трудоустройства, оказания материальной помощи.

В 2020 году на личном приеме у главы муниципального района побывали 128 граждан, что на 55 человек меньше чем за 2019 год. Столь значительное уменьшение объясняется введением ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией. Принимая во внимание осложнение эпидемиологической обстановки, сопряженной с высоким риском инфицирования ковидом, было поддержано предложение Правительства Российской Федерации о переносе сроков общероссийского дня приема граждан, запланированного к проведению 14 декабря 2020 года, до периода стабилизации эпидемиологической ситуации.

На официальном сайте муниципального района осуществлена ссылка на интернет-портал «Общественный надзор», размещается ежеквартальный информационно-статистический отчет о результатах рассмотрения обращений, регулярно актуализируется информация в электронном справочнике в защищенном сегменте на информационном ресурсе ССТУ.РФ, осуществляется ежемесячная выгрузка информации по рассмотрению обращений граждан.

В соответствии с действующим законодательством все письменные и устные обращения зарегистрированы, установлены сроки рассмотрения. Значительная часть обращений нашла положительное решение, часть заявлений граждан в соответствии с действующим законодательством направлены в адрес государственных органов, главам сельских поселений.

По результатам рассмотрения обращений нам удалось решать ряд проблемных вопросов, касающихся газификации, электрификации, благоустройства улиц, оказания материальной помощи отдельным гражданам, пострадавшим в результате пожаров.

Необходимо отметить, что в администрации муниципального района, в ее структурных подразделениях, муниципальных учреждениях, администрациях сельских поселений остаются недостатки в вопросах рассмотрения обращений граждан. В отчетном году нарушены сроки рассмотрения 55 письменных и устных заявлений граждан, 12 заявителей повторно обращались по одним и тем же вопросам.

Во многих случаях это происходит в результате формального похода наших работников к рассмотрению заявлений граждан. Нам необходимо ежеквартально анализировать ход рассмотрения обращений граждан, использовать возможности муниципальных информационных средств.

21

Надо признать, что многие вопросы, с которыми наши жители обращаются к нам, должны быть решены на местах главами сельских поселений.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» разграничены полномочия государственных органов власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов по рассмотрению обращений граждан.

Правоохранительная деятельность, защита населения

от чрезвычайных ситуаций 

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Во многом успешное решение вопросов экономического и социального развития зависит от общественно-политической ситуации в районе.

Вопросы общественно-политического, социально-экономического межнационального и религиозного характера, которые могли бы способствовать возникновению проявлений экстремистского характера, протестных настроений находятся под постоянным контролем руководства района и правоохранительных органов.

За отчетный период преступлений, содержащих элементы бандитизма, терроризма, похищения людей, захвата заложников и хищения огнестрельного оружия на территории района не зарегистрировано.

С учетом сложившейся ситуации, органы местного самоуправления муниципального района, сельских поселений, руководители муниципальных учреждений в прошлом году заметно активизировали свою работу по профилактике экстремизма и терроризма.

В отчетном году проведено 4 заседания антитеррористической комиссии, на которых обсуждены актуальные вопросы по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защищенности на территории района.  В соответствии с планом работы проведена активная пропагандистская работа. Во многих населенных пунктах района прошли сходы граждан, в школах района – родительские собрания, посвященные профилактике терроризма и экстремизма. Все эти мероприятия освещались на страницах районной газеты, местных телеканалах и официальном сайте муниципального района.

Антитеррористической комиссией в муниципальном районе организован мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов, которые могут оказывать влияние на ситуацию в сфере противодействия терроризму и экстремизму. За отчетный период проведено 227 адресных профилактических бесед с лицами наиболее подверженных влиянию идеологии терроризма и экстремизма.

В районе проводится определенная работа по обеспечению взаимодействия все субъектов профилактики правонарушений для принятия дополнительных мер по устранению причин и условий, способствующих

22

совершению правонарушений и преступлений. В этих и других направлениях успех во многом зависит от четкого взаимодействия органов местного самоуправления с сотрудниками участковых уполномоченных полиции.

В административный кодекс Республики Дагестан внесены изменения, в соответствии с которыми на граждан, должностных лиц и организации будут наложены штрафные санкции в случае непринятия мер по выполнению решения антитеррористической комиссии муниципального района.

В целом в районе общественно-политическая ситуация стабильная и контролируемая. Однако террористическая опасность сохраняется. На территории района проживает определенное количество лиц, наиболее подверженных или подпавших под влияние идеологии экстремизма и терроризма, отбывших наказание за совершение преступлений террористической направленности, участвующих в боевых действиях в Сирии на стороне боевиков.

Аппарату Антитеррористической комиссии (Фатулаев А.Б.) совместно с правоохранительными органами, структурными подразделениями администрации муниципального района, главами сельских поселений необходимо продолжить активную работу по профилактикеэкстремизма и терроризма, сопровождая ее эффективным информационным обеспечением.

В отчетном году определенная работа в сфере защиты населения и территории района проделана отделом администрации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе. В соответствии с планом работы проведена мобилизационная тренировка, на базе объектов образования, здравоохранения, культуры организованы пожарно-тактические учения, штабные тренировки по обработке действий  при пожарах.

В 2020 году наш район занял 2-е место в номинации «Лучший муниципальный район в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения»

Взаимодействие  с сельскими  поселениями,

территориальными органами государственной власти, общественными организациями

Результативность работы органов местного самоуправления во многом зависит от уровня взаимодействия структурных подразделений администрации муниципального района с сельскими поселениями. Благодаря такому успешному взаимодействию нам за последние годы удалось решать ряд проблемных вопросов, связанных с газификацией, электрификацией, обеспечением населения питьевой и поливной водой. В этом плане мы накопили положительный опыт взаимодействия с главами сельских поселений для выполнения плановых заданий по сбору местных налогов.

Проблем за последние десятки лет во всех населенных пунктах накопилось очень много. А финансовых средств на их решение в бюджетах сельских поселений остро не хватает.

23

В данной ситуации администрация муниципального района оказывает финансовую поддержку практически всем сельским поселениям в решении самых неотложных проблемных вопросов социального развития территорий.

Вместе с тем необходимо отметить, что многие сельские поселения сегодня плохо справляются с полномочиями, возложенными на них в соответствии с федеральным законодательством. На местах не сформирована необходимая нормативная правовая база, практически не занимаются перспективными вопросами территориального планирования, развития аграрного сектора, малого предпринимательства, наращивания налогооблагаемой базы.

Многие вопросы социального развития в населенных пунктах годами остаются нерешенными из-за неэффективной работы глав сельских поселений.   Неэффективно используются имеющиеся бюджетные средства.

Наши граждане в своих обращениях предъявляют претензии к органам местного самоуправления по качеству оказываемых услуг. В целом они правы. Ведь ближе всех к населению находятся муниципалитеты.

Необходимо отметить, что проблемными для района остаются вопросы электроснабжения, дорожного строительства, газификации.

В основном, финансирование работ в этих сферах должны  производитьсяза счет средств федеральных и республиканских органов государственной власти.

За последние годы мы неоднократно информировали руководство республики, руководителей соответствующих министерств и ведомств о критическом состоянии в указанных сферах жизнедеятельности района.

Надо признать, что благодаря   усилиям руководства республики ситуация в вышеуказанных сферах меняется в лучшую сторону, по результатам аудита началась реконструкция электросетевого хозяйства, улучшилось финансирование дорожного хозяйства, принимаются меры по завершению газификации района. За последние годы заметно улучшились партнерские отношения практически со всеми министерствами и ведомствами республики и территориальными органами.

Продолжая тему взаимодействия с органами государственной власти, функционирующими на территории района необходимо отметить, что за последние годы нам удалось наладить взаимодействие с руководителями отдельных структурных подразделений территориальных органов исполнительной власти федеральных и республиканских органов.

Однако в этих вопросах немало и нерешенных проблем.

Важную роль в обеспечении общественно-политической стабильности, социально-экономического развития района играют общественные организации, местные отделения политических партий и религиозные объединения.

За активную деятельность и совместную плодотворную работу в 2019 году выражаю благодарность руководителям общественных организаций Мейланову Алимету Алиметовичу, Ризаеву Ислеману Мевлидиновичу, Бабаеву Аслану Бабаевичу, Касумовой Айишат Курбаналиевне.

24

В современных реалиях наше общество построено таким образом, что на первый план встает вопрос открытости власти. В прошлом году была продолжена работа в этом направлении. За 2020 год официальный сайт муниципального района посетили 44 тыс. человек, что интересно, 12 процентов из них составляет молодежь от 18 до 24 лет. Выпушено 54 номера районной газеты «Кюринские известия», 6 дней в неделю выходит в эфир канал муниципального телевидения.

В соответствии с действующим федеральным законодательством, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны информировать население о своей деятельности. В прошлом году заместители главы администрации, руководители муниципальных учреждений отчитались о своей деятельности по местному телеканалу, также регулярно организовано информирование жителей района о деятельности органов местного самоуправления.

Вместе с тем, остаются серьезные недостатки в работе органов местного самоуправления, их должностных лиц и средств массовой информации и телекоммуникации в обеспечении объективного и оперативного

информирования жителей района о деятельности органов местного самоуправления.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сегодня мы подводим итоги работы за 2020 год и определяем задачи на текущий 2021 год.

В 2021 году нам предстоит большая работа по реализации задач, обозначенных в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Они направлены на рост качества жизни в стране, на улучшение демографической ситуации, усиление поддержки семей, заботу о материнстве и детстве, развитие сфер образования и здравоохранения, комплексное развитие сельских территорий.

Текущий год богат большими политическими событиями: 19 сентября 2021 года, в единый день голосования, пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.

Подводя итоги сегодняшнего отчета еще раз подчеркиваю, что 2020 год ,не смотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, в целом для нашего района был результативным и плодотворным. Успехи достигнуты общими усилиями и при поддержке руководства республики.

Поддержка руководства республики, членов правительства была ощутимой. Ярким свидетельством этому является недавнее пребывание в районе

25

временно исполняющего обязанности Главы Республики Дагестан Сергея Алимовича Меликова. Несмотря на жесткий график руководитель республики посетил ряд объектов района, встречался с рядовыми жителями, представителями общественности. В ходе поездки он внимательно изучал наши острые проблемы, указал на имеющиеся резервы.

За совместную плодотворную работу выражаю благодарность председателю Собрания депутатов муниципального района Штибегу Гаджимагомедовичу Магомедханову, всем депутатам, главам сельских поселений, заместителям главы администрации, руководителям структурных подразделений администрации муниципального района, руководителям территориальных органов государственной власти.

Я убежден, что опираясь на лучшие традиции нашего народа, используя самые современные технологии и эффективные методы работы, мы успешно решим стоящие перед нами задачи и приумножим наш успех на благо родного района и нашего  народа.

«Лезги Газет»