Визит С.А.Меликова по районам Южного Дагестана исходит из логической траектории социально-политического обновления и возрождения республики. Напомним, что 330 миллиардов рублей придет в Дербент. Южная столица республики долгие годы находилась в забытьи.
Следует напомнить дагестанцам, что Южный Дагестан в 1995 году по Постановлению №1000 должна была прийти очень крупная сумма даже в федеральных масштабах на развитие территории. Тогда деньги, которые поступали по этому важному постановлению «О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах Российской Федерации в пределах Республики Дагестан» были разворованы.
В перечне мероприятий по этому постановлению значилось, кстати и строительство водовода Амсар-Дербент для обеспечения древнего города водой. Не из-под подземного озера, питающего реликтовый Самурский лес, а из зеркала воды. Несколько триллионов рублей (называли сумму в 2,5) ушли мимо Южного Дагестана. Средства были просто разграблены.
Есть еще одно Постановление №1151 от 10 сентября 1998 года, по которому предполагалось создание на территории Южного Дагестана свободной или особой экономической зоны и оно также не исполнено.
Политические элиты Дагестана тогда потребовали включить в Особую экономическую зону Кайтагский, Дахадаевский, Карабудахкентский и ряд других районов, наряду с южными. Не найдя единства в элитах, Москва попросту не дала ход данному постановлению.
Между тем Свободная экономическая зона, превратив южный регион республики в драйвер развития, обеспечила бы высокий уровень жизнь населению всего Дагестана. Тогдашние элиты, то ли в пылу национализма, то ли по другим причинам попросту затормозили решение по данному постановлению. Эти два постановления загадочным образом легли под сукно, а финансы по ним были уведены нецелевым образом!
И сейчас, некоторых дагестанцев не сведущих относительно того, как геостратегический приграничный регион оказался в андеграунде социально-экономического развития, не знающих всю эту печальную предысторию, возможно, и удивляет то, что Меликов первым нанес визит именно в Южный Дагестан.
Однако стоит напомнить, что развитие приграничных территорий страны являлось и является стратегической задачей государства, а не отдельно взятого региона. Южный Дагестан по праву является геостратегическим регионом: в одном Магарамкентском районе 14 пограничных застав, реликтовый лес, субтропики, возможность культивировать здесь экзотические фрукты (занимается этим много лет кандидат сельскохозяйственных наук, селекционер Теймур Габибов). В Юждаге обрамляет с юга река Самур, по которой и граница проходит и воду из которой неравномерно отдают южному соседу. Лишая многих крестьян и фермеров возможности достойно орошать свои наделы. Здесь и железнодорожные магистрали, и родники, запасы кварца, золота и нефти как в Кувейте, а качество жизни оставляет желать много лучшего. Долгие годы Юждаг и финансировался по остаточному принципу, и политическое, культурное, социальное внимание получал таким же образом.
Вспомним советские годы: в одном только Магарамкентском районе несколько хозяйств – совхозов миллионеров. А что сейчас? От ахтынских яблок только легенды и остались, виноградники, яблоневые, сливовые, грушевые сады просто выкорчеваны и вырублены; земля поделена на участки и распродана. Кое-что, конечно, сейчас цветет, появляются сады – вот Интенсивный в Магарамкентском районе, но их в общем объеме очень мало, и они частные. Люди питают надежду, что обратят республиканские власти внимание и на инфраструктуру соцкультздрава, да хотя бы районную поликлинику в Магарамкенте, которая не отвечает никаким стандартам и является печальным зрелищем в приграничном, самом южном и стратегически-важном районе республики.
Поэтому и справедливость должна быть восстановлена. Надо хотя бы взглянуть руководству Дагестана на эти постановления о развитии приграничных территорий краешком глаза и подумать, а что можно сделать сейчас?
Заслуженный экономист, руководитель Фонда имени Ярагского Гаджибуба Рустамов, настаивает на реанимации этого постановления №1000. И тогда Южный Дагестан как локомотив и драйвер развития всей республики мог бы помочь всем дагестанцам. Стать лучше, богаче. Получить иное качество жизни, цивилизованное.
Ведь именно об этом говорил Меликов с трибуны Совета Федерации – о том, что качество жизни дагестанцев не соответствует сколь-нибудь цивилизованным нормам. И мириться с таким положением вещей нельзя.
Ханжан КУРБАНОВ, политолог,
Директор Центра стратегических инициатив и политических технологий «Вектор»