Новые векторы экономического роста обсудили в ДГТУ

Круглый стол «Новые векторы экономического роста в стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан – 2030: торгово-транспортно-логистический комплекс» прошел сегодня, 16 марта, в Дагестанском государственном техническом университете. Об этом сообщили в пресс-службе ДГТУ.

С приветственной речью к собравшимся обратился ректор ДГТУ Нурмагомед Суракатов: «В рамках данного круглого стола мы не планируем решение всего комплекса проблем и задач, связанных с разработкой «Стратегии-2030». Сегодня будут рассмотрены лишь отдельные вопросы по двум направлениям: транспортно-логистическому комплексу и развитию межрегиональных и внешнеэкономических связей республики, т.е. торгово-транспортно-логистический вектор развития экономики Республики Дагестан».

Как отметил глава вуза, рассматриваемые проблемы требуют глубокого изучения динамики теории и методологии экономического роста макрорегиона в условиях новых вызовов глобализации, международных санкций, понимания существующих препятствий на пути взаимовыгодной экономической интеграции и сотрудничества в прикаспийском регионе, в том числе и по линии международного транспортного коридора «Север-Юг».

«Мы планируем провести серию круглых столов и выражаем надежду, что запланированный цикл подобных рабочих встреч будет способствовать выработке концептуальных положений для стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года, получит широкий отклик в профессиональной среде и станет заметным событием в научной жизни Дагестана», — подчеркнул Нурмагомед Суракатов.

Продолжая тему стратегии социально-экономического развития республики, первый заместитель Председателя Правительства РД Нюсрет Омаров отметил, что ключевую роль в данной стратегии занимает именно транспортно-логистический комплекс, являющийся в перспективе драйвером экономического роста региона. «Во всем мире идет конкуренция между транзитными потоками, и в этих условиях мы должны создать все необходимые условия для реализации возможностей, которыми обладает данный комплекс. Формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике», — обозначил Зампред.

Заместитель министра промышленности и торговли Республики Дагестан, к.э.н. Хаджимурад Исрапилов отметил, что развитие и расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, а также регионами России является одной из стратегических задач для экономики республики: «Согласно национальным целям, утвержденным указом Президента РФ в 2018 году, перед нами поставлена задача обеспечить рост нецелевого неэнергетического экспорта, в том числе путем создания в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей отрасли в промышленности высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора. Таким образом министерство промышленности и торговли, как уполномоченный орган сегодня ведет работу направленную на создание благоприятных внешних условий устойчивого роста и повышения конкурентоспособности нашей экономики ее технологического обновления».

Более подробно на развитии внешнеэкономических связей Республики Дагестан остановилась начальник Управления межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Министерства промышленности и торговли РД Анжелика Султанова.

Рассказав об объемах внешнеторгового оборота республики за предыдущий год, доле экспорта и импорта, а также торговых партнерах, она отметила, что сегодня на поддержку и рост объемов несырьевого экспорта направлены национальные и региональные проекты республики.

Кроме этого, спикер перечислила следующие проблемные аспекты отрасли, среди которых: таможенные барьеры, высокая стоимость логистики, недостаток финансовых средств для участия в выставках и ярмарках, недостаток квалифицированных специалистов для организации экспорта, сезонные проблемы с логистикой (дефицит вагонов в сезон урожая пшеницы и при перевозке угля, дефицит морского транспорта).

В заключение ею были озвучены основные направления развития международных и внешнеэкономических связей республики, заложенных в проект Стратегии социально-экономического развития республики.

С докладом «Транспортная система Дагестана, как фактор успеха внешнеэкономической деятельности республики» выступил первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйств Республики Дагестан Леонид Липсиц.

Заведующий отделом теории и методологии регионального развития Института социально-экономических исследований ОП ДФИЦ РАН к.э.н., в.н.с. Набиюла Гичиев в своем выступлении рассказал о торгово-транспортно-логистическом векторе роста экономики республики, его методологии и краткосрочном прогнозе развития.

В завершение круглого стола, обсудив доклады и выступления и заслушав прения сторон, глава вуза призвал участников принять активное участие в обсуждении проекта рекомендаций, подготовленных представителями университета, после чего будет сформирован окончательный вариант рекомендаций и представлен всем участникам круглого стола и заинтересованным лицам и ведомствам.

«Лезги Газет»