В Махачкале открылась выставка, посвящённая творчеству художника Халил-Бека Мусаясул

В культурно-выставочном центре Национального музея РД им.А.Тахо-Годи открылась выставка, посвящённая творчеству одного из первых художников Дагестана Халил — Бека Мусаясул. Об этом сообщает пресс-служба Минкультуры РД.

В экспозиции представлены картины живописца из собраний Национального музея РД им.А.Тахо-Годи и Фонда культурного наследия художника Халил-Бека Мусаясул. Выставку дополняет и фотодокументальный материал, раскрывающий самые разные периоды творчества художника.⠀

Как сообщил Генеральный директор Пахрудин Магомедов, в начале прошлого года музей заключил соглашение с Фондом культурного наследия Халил-Бека Мусаясул о временном хранении, изучении и популяризации творческого наследия художника.⠀

На протяжении года куратором проекта Джамилей Дагировой велась серьёзная исследовательская работа по изучению творчества художника и подготовке к выставке.⠀

«Халил — Бек Мусаясул (1897-1949) получил прекрасное художественное образование, сложился как личность и художник в двух Россиях – царской и советской. Вся его жизнь, все устремления были обращены к искусству – от первых самостоятельных опытов рисования, поощряемых большим мастером Исмаилом Абакаровым из Шулани, родными и близкими, учебы в Тифлисском училище живописи «Кавказского общества поощрения изящных искусств», Саратовском Боголюбовском художественном училище, до работы в сатирических и литературно-художественных журналах в Азербайджане и Дагестане («Молла Насреддин», «Калнийет» «Барабан», «Танг Чолпан») и преподавания рисования и др.», — рассказывает замдиректора, руководитель КВЦ Джамиля Дагирова.

Семнадцатилетний горский юноша мечтал лишь об одном – стать большим художником. Но первая мировая война прервала обучение. Перемены в стране и новый социальный общественный порядок не представлялись художнику возможными для свободного существования и творчества. Однажды, поняв, что ему необходимо быть свободным, Мусаясул воспользовался плодами Раппальского мира между Германией и Россией и вернулся в Мюнхен для продолжения учебы в академии. Больше на родину художник не возвращался.⠀

С этого момента, по сути, вся его живопись, тексты, книги, поступки, так или иначе связаны с мыслью о невозможности жить на родной земле.

«Лезги газет»