История коврового искусства от историко-этнографического музея ДГУ

Многовековое ковровое искусство Дагестана имеет разные виды: килим, сумах, давагин, дум, супрадум, арбабаш, кийиз. Работы наших мастериц хранятся в музеях России и мира. Сотрудник историко-этнографического музея Дагестанского государственного университета, кандидат исторических наук, хранитель фондов Габиб Исмаилов поделился историей коврового искусства со слушателями музея «Россия — моя история». Об этом сообщили в пресс-службе ДГУ.

«Иран, Турция и Кавказ были центрами ковроткачества. В наши дни производство ковров в Дагестане поддерживают только несколько энтузиастов, которые на свой страх и риск пытаются изготавливать ковры по старым ковровым орнаментам», — говорит Исмаилов.

Много ковров и ковровых изделий Дагестана, по словам Исмаилова, вывезены паломниками в Турцию и Мекку, проданы за бесценок и хранятся в музеях западных стран. Были случаи, когда и в республике находили иностранные ковры.

«В 90-е годы XX в. в мечети села Ицари Дахадаевского района обнаружили уникальный персидский ковер- «намазлык» XIV века. Исторические события, связанные с приходом арабов в Дагестан, привели этот редчайший образец в наши горы. Сколько лет он лежал в мечети и в чьих руках теперь находится неизвестно», — делится хранитель фонда.

Орнамент ицаринского намазлыка, не рисунки, а древняя мудрость: «велика слава и беспредельна власть того, кто правит с чистой душой, благими помыслами и щедрым сердцем», «божественный закон для народа, среди народа, в сердце народа ведёт к безграничной власти, справедливости, процветании и гармонии», «отбрось тяготы земной жизни, гордыню, жадность, страх. Стремись быть угодным богу».

Историю дагестанского ковроделия ученый искал в Центральном архиве Дагестана, обратился к архивам Владикавказа, Тбилиси и Баку.

«Дагестанские мастерицы брали некоторые орнаментальные мотивы из двух альбомов по восточным коврам: венского и японского. Вопрос о местонахождении этих альбомов восточных ковров до сих пор остаётся открытым. Вероятно, эти альбомы могут быть в Центральном архиве Тбилиси (Грузия), так как в самом начале XX века Военный Губернатор Дагестанской области обращается к Наместнику Кавказа с просьбой прислать ему копии этих альбомов для распространения рисунков среди дагестанских мастериц», — говорит историк.

Представление о развитии дагестанского ковроделия можно получить, ознакомившись с официальной выставкой народных промыслов в апреле 1912 года в городе Темир-Хан-Шура, куда Николай Второй прислал поздравительную телеграмму: «Передайте населению Дагестана мою искреннюю благодарность за выраженные мне чувства. Шлю лучшие пожелания успеха сельскохозяйственной выставке в Дагестане. Да поможет она мирному развитию богатого края».

Во второй половине XIX века число ковровщиц в дагестанских аулах достигало 20 тысяч. Царское правительство, заботясь об одном из основных источников добывания горцами средств к существованию, 31 декабря 1899 года учредило Кавказский кустарный комитет, благодаря которому во второй половине XIX — начале XX века изделия дагестанских мастеров были представлены на шести региональных, семи всероссийских и восьми всемирных выставках.

Изделия дагестанских кустарей пользовались популярностью не только в России и на Востоке, но и в Германии, Франции, Англии и даже в Америке.

Рассказал Исмаилов и про самый древний ковёр в мире, сохранившийся до наших дней – Пазырыкский. Найденный в горах Алтая, теперь хранится в Государственном Эрмитаже. Название Пазырык получил в честь места археологических раскопок. Ковёр лежал в вечной мерзлоте рядом с погребённым человеком. Согласно данным радиоуглеродного анализа, время создания ковра – 5 век до н.э. На этот ковёр претендуют три государства: Иран, Армения, Азербайджан.

Искусство ковроделия, по словам историка, появилось у оседлых народов, занимающихся возделыванием зерновых культур и скотоводством. Орнамент связан со специфическими природно-географическими условиями, а своеобразие ковры получают в этнотерриториальных группах.

«Ковровый орнамент имеет древнюю общеиранскую основу. Он менялся во времени традиции воспроизводства под влиянием спроса покупателей и условий быта. Кочевничество приспособило продукты коврового производства к своим нуждам и способствовало культурным контактам между этносами, повлекшим за собой распространение ковроткачества и его орнаментов. Для Дагестана основными природными условиями для коврового производства стали предгорные и горные степи с альпийскими пастбищами», — заключает Исмаилов.

Историко-этнографическом музей ДГУ основан в 1965 году.  Тогда в вузе состоялась всесоюзная научная конференция после которой открыли музей. Сегодня музей ДГУ – это две тысячи экспонатов от предметов материальной культуры и искусства эпохи неолита до 20-х годов 19 века.

«Лезги Газет»