Блокада Ленинграда – одно из самых трагических страниц истории человечества. За 900 дней и ночей город вынес испытания бомбардировками, обстрелами, голодом и холодом. Не замирала ни на день культурная жизнь столицы. Работали библиотеки, музеи, радио, в бомбоубежищах учились дети. Об этом сообщили в пресс-службе ДГУ.
Сотрудники музеев, голодные и истощенные, делали все, чтобы сохранить великое наследие прошлого для потомков, уберечь, порой ценой собственной жизни, культурное достояние народа. Как и всем другим учреждениям культуры Ленинграда, Эрмитажу пришлось пройти через испытание войной.
«В 11 часов 22 июня 1941 года Эрмитаж открылся как обычно. Залы сразу заполнились посетителями, но когда по радио передали ошеломляющую весть о нападении Германии, всё моментально опустело. Работникам музея сообщили, что со дня на день начнут производить эвакуацию эрмитажных коллекций»,- пишет магистрантка исторического факультета ДГУ Сабрина Буржалиева под научным руководством профессора Людмилы Тружениковой в своём докладе «Музей Эрмитаж в годы блокады Ленинграда».
После этого сразу музейные склады начали наполняться упаковочной бумагой, коробками разных размеров и форм с цифрами таинственных шифров. От качества упаковки зависела дальнейшая судьба экспонатов. Картины малого и среднего размера были упакованы в ящики с гнездами, образованными укрепленными вертикально на стенках ящиков параллельными рейками, обитыми сукном; картины прочно укреплялись между этими рейками с помощью деревянных брусков. В одном ящике такого типа помещалось от 20 до 60 картин. Наиболее крупные картины были сняты с подрамников и накатаны на валы.
«Восьмого сентября 1941 года страшное кольцо блокады замкнулось, третий эшелон с ценностями Эрмитажа отправить из города не смогли. Не вывезенные ценности укрыли в бомбоубежищах,- пишет магистрантка. — Во влажных подвалах бомбоубежищ некоторые экспонаты начали портиться. В подвалах, чтобы экспонаты не пострадали от мышей и крыс, сотрудники Эрмитажа приютили кошек».
Коллекция Эрмитажа вернулась в Ленинград 10 октября 1945 года. К воскресному утру четвертого ноября 1945 года в шестидесяти девяти залах Эрмитажа все выглядит совершенно так, как оно выглядело воскресным утром 22 июня 1941 года.
В залах еще безлюдно, но все марши парадной лестницы Нового Эрмитажа уже заполнены гостями, приглашенными на торжественный вернисаж. Гостей встречают работники музея — бойцы гражданского гарнизона, те, кто оберегал Эрмитаж в суровые годы блокады и бережно охранял глубоко в тылу бесценные его сокровища.
«Лезги Газет»